Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Светличная А. Л. Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4608/ (дата обращения: 23.10.2018).

В подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ можно использовать различные методы, способствующие лучшему запоминанию огромного объёма изучаемого материала.

Пользуясь методическими рекомендациями Российской ассоциации учителей биологии и МГПИ им. В. И. Ленина, начиная с 7 класса, я использую идеографическое письмо (опорные сигналы), позволяющие лучше запоминать и усваивать (изучаемое). При изучении материала, схемы с идеографическим изображением дают возможность учащимся мыслить на узнавание, припоминание, строить логические выводы, составлять рассказ по изучаемому материалу. Условные обозначения помогают зафиксировать в памяти те или иные сведения, ориентироваться в окружающем пространстве и все возрастающем потоке информации. Знаки, символы компактны, удобны для зрительского восприятия, дают возможность без труда раскрыть их смысловое значение, т. е. расшифровать закодированную в них информацию.

Ученые психологи П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин выступали в пользу применения графических схем.

Применение в передаче информации графических приемов согласуется с положением теории обучения. Графические модели способствуют успешному решению главной учебной задачи, заключающиеся в выявлении отдельных общих свойств изучаемых объектов, явлений, процессов и отображения в графической и знаковой форме. Это позволяет объединить родственные сведения и понятия в крупные логические части учебного материала и общественные образы. Как справедливо говорит Л. Т. Охитина, происходит “свертывание информации… значительно сокращает нагрузку на память и помогает учащимся. Осознанно связывает новые истины с ранее усвоенными”. Правильная организация изучения учебного материала разгружает память учащихся от бесполезных сведений, повышает готовность памяти к воспроизведению значительного объёма изучаемого материала.

Использование идеографии при изучении класса Млекопитающие или Звери (Ω)

Среды жизни и места обитания

2. Способы передвижения

Все это свидетельствует о длительной эволюции зверей и приспособленности к разнообразным условиям.

3. Органы чувств и покровы.

II. Внутреннее строение млекопитающих. Пищеварительная система.

В пищеварении принимают участие ферменты пищеварительных желез печени, поджелудочной железы, которые воздействуют на все группы пищи: углеводы, белки, жиры. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а не перевариваемые остатки поступают в толстую кишку. Такая информация не дает целостного восприятия и затрудняет объяснение функцией, месторасположение и последовательность органов.

Предполагаемая идеограмма более наглядно показывает связь органов между собой, местоположение желез и их роль в пищеварении, путь питательных веществ, значение для организма. Кровеносная система — сложная тема для восприятия учащихся, поэтому желательно идеограмму представить в цвете, дав понятие о видах крови и сосудах, связав с теплокровностью животных.

Положительные стороны применения идеографического письма.

1.   По идеограммам учащиеся практически дословно воспроизводят полученные знания, эффект связан с «впечатыванием» в память изображенных учителем сигналов (взаимодействие на зрительные и слуховые анализаторы).

2.   Использование в обучении идеограмм значительно облегчает усвоение нового материала, экономит время урока, позволяет повысить информативность урока, расширяет возможность для уточнения, лучшего закрепления полученных знаний.

3.   Идеограммы целесообразно использовать на уроках в процессе сообщения новых знаний и обобщении материала.

В настоящее время в школе наблюдаются противоречия между ростом потока информации и возможностью ее усвоения. Сжатие информации помогает лучше запомнить. в будущем, полученные знания по зоологии в 7 классе применять при изучении анатомии в 8 классе. Учителю нужно не забывать о том, что частое использование этого метода может привести к снижению обучающего эффекта.

Использование идеографического письма — один из реальных путей достижения высокой эффективности в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Литература:

1.         Охитина Л. Т. Психологические основы урока — Москва: Просвещение, 1977.

2.         Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — Москва: Просвещение, 1985.

3.         Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1987.

4.         Технический редактор М. Ю. Осипова Методические рекомендации для студентов педагогических вузов и учителей. — МГПИ имени В. И. Ленина: Прометей, 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): идеографическое письмо, учебный материал.

Похожие статьи

Основные этапы становления процесса письма в филогенезе

Второй этап письмаидеография, т. е. письмо понятиями (от греческого idea — «идея, понятие» и grapho — «пишу»).

Идеографическое письмо имеет то удобство, что идеограмма, иероглиф передает понятие вне конкретного звукового оформления речи.

От понятия к номинации: идеографическое описание единиц...

Идеографическое описание системы языка, как свидетельствует внутренняя форма самого термина

Направление анализа лингвистического материала от понятий к языку кажется нам более

Портфолио как средство развития навыков самоуправления учебной деятельностью...

Тема 4. Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое...

...предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения

Содержание материала: Язык — «самая лучшая и самая худшая вещь в мире».

Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись.

Этапы становления и стандартизации китайской письменности

Наиболее значительным вкладом не только в китайское, но и в мировое наследие стала китайская письменность — наиболее распространённое идеографическое письмо[1] используемое в Наше Время.

Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, учащийся, школьник, ЕГЭ, задание, учебный материал, систематизация знаний, письменный ответ...

Материалы IV международной научной конференции «Педагогика...

Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала.

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Связь графемы и значения иероглифа (на примере графемы竹)

3. Идеограммы. Знаки идеографической категории представляют собой объединение нескольких одинаковых, схожих или

В древние времена бамбук служил материалом для изготовления дощечек для письма и ведения различных записей, поэтому в китайском языке...

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения.

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

‒ как использовать занимательный материал при обучении первоначальному письму.

Реализация поэлементного принципа невозможна без определения чёткой структуры учебного графического материала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основные этапы становления процесса письма в филогенезе

Второй этап письмаидеография, т. е. письмо понятиями (от греческого idea — «идея, понятие» и grapho — «пишу»).

Идеографическое письмо имеет то удобство, что идеограмма, иероглиф передает понятие вне конкретного звукового оформления речи.

От понятия к номинации: идеографическое описание единиц...

Идеографическое описание системы языка, как свидетельствует внутренняя форма самого термина

Направление анализа лингвистического материала от понятий к языку кажется нам более

Портфолио как средство развития навыков самоуправления учебной деятельностью...

Тема 4. Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое...

...предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения

Содержание материала: Язык — «самая лучшая и самая худшая вещь в мире».

Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись.

Этапы становления и стандартизации китайской письменности

Наиболее значительным вкладом не только в китайское, но и в мировое наследие стала китайская письменность — наиболее распространённое идеографическое письмо[1] используемое в Наше Время.

Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, учащийся, школьник, ЕГЭ, задание, учебный материал, систематизация знаний, письменный ответ...

Материалы IV международной научной конференции «Педагогика...

Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала.

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Связь графемы и значения иероглифа (на примере графемы竹)

3. Идеограммы. Знаки идеографической категории представляют собой объединение нескольких одинаковых, схожих или

В древние времена бамбук служил материалом для изготовления дощечек для письма и ведения различных записей, поэтому в китайском языке...

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения.

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

‒ как использовать занимательный материал при обучении первоначальному письму.

Реализация поэлементного принципа невозможна без определения чёткой структуры учебного графического материала.

Задать вопрос