Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриева, О. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О. И. Дмитриева, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 23.04.2024).

Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. Информационно-коммуникационные технологии все чаще используются в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики — наглядность.

При подготовке к учебной деятельности педагог должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. «В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Параджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».

У детей дошкольного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

Начиная использовать коммуникационные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в коррекционном педагогическом процессе, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.

Преимущества использования коммуникационных технологий в работе с детьми-логопатами:

1.      Мотивационно-занимательная сторона обучения.

2.      Индивидуализация и дифференциация форм работы.

3.      Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.

4.      Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

Основными базовыми положениями применения коммуникационных технологий являются:

-          Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.

-          Ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру речевого дефекта.

-          Использование коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

-          Новые средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.

-          Новые средства обучения могут применяться в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).

Однако, следует сказать, что компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т. е. апробации.

Результативность применения коммуникационных технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов логопедической группы. Новые средства обучения, основанные на использовании коммуникационных технологий должно быть обоснованным и продуманным, а также использоваться наряду с традиционными средствами.

Определены основные требования к использованию коммуникационных технологий:     

-        Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

-        Ясное осознание педагогом цели, времени и места введения информационных технологий.

-        Адекватность компьютерной программы стоящей учебной задаче.

-        Мера в использовании.

-                   Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

-                   Учет возраста, уровня речевого развития дошкольников.

А также представлены условия применения средств.

-        Организовывать восприятие предъявляемых компьютерных программ надо таким образом, чтобы максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.

При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно используются следующие игры: «Супердетки. Учим буквы» (Компания «Мультисофт», 2007г.), «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» («Руссобит — Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором» и «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003–2007гг.).

Остановимся на описании игры «Азбука — малышка».

Особенности игры:

-                   Логопедическая методика,

-                   Красочная анимация,

-                   Доступный интерфейс,

-                   Увлекательные задания,

-                   Любимые герои из мультфильмов.

По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы.

С помощью данной игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:

1.         Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями — звук, буква, слог, слово, предложение.

2.         Практическое деление слов на слоги.

3.         Дифференциация гласных и согласных.

4.         Выделение начального звука в слове.

5.         Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

6.         Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.

7.         Составление разрезных картинок из разного количества частей.

Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:

-          Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится дидактическая игра «Кто больше слов назовет?».

-          На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.

-          Последняя часть работы — нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.

Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например, на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи.

Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек. Это набор мягких игрушек «Смешарики», а также мягкие игрушки-самоделки: куклы — звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.

Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно–гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами.

Широкое использование информационных технологий продиктовано необходимостью «расширения зрительно-пространственной активности», предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [2]. Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.

Следовательно, использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками имеет следующее значение.

Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Использование наглядных средств вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, правильное использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми способствует формированию четких представлений о произносительной стороне языка, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются в речевой практике.

Литература:

1.                 Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

2.                 Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, средство обучения, занятие, логопедическая работа, вид занятий, дошкольный возраст, зрительный анализатор, коррекционная работа, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Систематические занятия ритмикой улучшают работу двигательного анализатора, а

Нам давно известно о такой системе ритмического воспитания как логопедическая ритмика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный работник...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Решением данной задачи служит применение информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении занятий по обучению грамоте, развитию речи и устранению

— М.: ТЦ Сфера, 2007. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитии личности в целом.

Коррекция речевых нарушений у детей в процессе...

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо устранять не только речевые нарушения, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

– Ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими технологиями и методиками.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Говорящие картинки» предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Анимированные истории для детей» от психологического центра «Адалин» является логическим продолжением логопедических уроков.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии...

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов активного, игрового обучения и

С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений проводится логопедическая работа с...

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Систематические занятия ритмикой улучшают работу двигательного анализатора, а

Нам давно известно о такой системе ритмического воспитания как логопедическая ритмика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный работник...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Решением данной задачи служит применение информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении занятий по обучению грамоте, развитию речи и устранению

— М.: ТЦ Сфера, 2007. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитии личности в целом.

Коррекция речевых нарушений у детей в процессе...

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо устранять не только речевые нарушения, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

– Ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими технологиями и методиками.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Говорящие картинки» предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Анимированные истории для детей» от психологического центра «Адалин» является логическим продолжением логопедических уроков.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии...

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов активного, игрового обучения и

С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений проводится логопедическая работа с...