Автор: Урсу Наталья Михайловна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 08.11.2013

Статья просмотрена: 3247 раз

Библиографическое описание:

Урсу Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 67-71.

В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность.

Как отмечает Лашкова Л. «в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов» [1, с. 34]

Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.

Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка [2, с. 1]

Вместе с тем, развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. [3, с. 11]

Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:

-       сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом;

-       значительно снизился уровень культуры речи самого общества;

-       из семьи ушла «Умная» книга.

В условиях нашего детского сада:

-       ослабленное здоровье, замедляющее развитие основных психических процессов (памяти, мышления) дошкольников;

-       дети в большинстве своем «домашние» и уровень их интеллектуального развития зависит не только от состояния здоровья, но и социального и образовательного уровня родителей;

-       не только часты пропуски в посещении по состоянию здоровья, но и само пребывание детей в детском саду кратковременно — ограничивается 1–2 годами.

Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей.

Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования речи дошкольников не может быть механическим — это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки.

Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякого Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте.

Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении дошкольников. В основу моей работы легли результаты экспериментальных исследований по формированию у дошкольников активного словаря.

Проведенный мною анализ программ развития и воспитания дошкольников («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство») показал, что наличие общих задач по развитию речи детей, общих методических рекомендаций, перечней литературы, рекомендуемых для чтения и обсуждения, все же не позволяют достичь необходимого результата, а именно: сформировать у дошкольников развитую, выразительную образную речь. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко- и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения:

-          при построении развернутых высказываний;

-          при налаживании эмоциональных связей с окружающими;

-          при формулировании мыслей, построении сообщений текста;

-          при налаживании с собеседником речевого взаимодействия;

-          при выделении образных выражений в тексте;

-          при использовании доступных детям языковых средств выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в собственной речи;

-          при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве).

Очевидно, что дети недостаточно умело пользуются несловесными средствами общения: интонацией, жестами, мимикой, пантомимой.

Я предполагаю, что если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, то это позволит:

-          расширять активный словарь детей;

-          развивать чувственное восприятие литературных произведений;

-          обогащать эмоциональную сферу ребенка;

-          расширить их кругозор и воспитать интерес к речи.

Формой методического комплекса может выступить перспективный план образовательной работы, построенный с учетом следующих дидактических принципов:

-          последовательности;

-          системности;

-          постепенного и поступательного усложнения материала.

Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Восприятие слова требует сформированности звуковой культуры, для употребления слова в связной речи нужно иметь согласовывать его с другими, а чтобы выразить словом свою мысль, нужно понимать значение употребляемых слов. Исходя из вышеизложенного, мною предлагаются следующие основные направления образовательной работы.

1. Обогащение словаря детей путем установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием.

Основная цель: формирование начальных представлений о слове.

Актуальность:

Качественный и количественный анализ результатов изучения словарного запаса дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

-          преобладают слова «бытового» характера;

-          отсутствуют слова — эпитеты, сравнения, определения, сложные прилагательные;

-          количественный состав словаря не соответствует нормативным показателям.

Задачи работы по направлению:

-          выделение слова как объекта изучения

-          установление основной функции слова — номинации (название)

-          ознакомление с элементарными способами словообразования и словотворчества.

-          подведение к пониманию многозначности и метафоричности слова

Обогащение словаря осуществляется посредством:

-          выделения образных выражений в тексте;

-          установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием;

-          словарных игр и упражнений.

Предполагаемый результат

-          осознанное грамматически правильное использование слова в речи;

-          количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников.

2. Обогащение эмоциональной сферы ребенка.

Основная цель: формирование навыков понимания эмоций, душевного состояния человека.

Актуальность:

В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств (нельзя плакать, нельзя громко говорить) влекут за собой потерю той природной естественности, спонтанности, обаяния, грации, которой облагает ребенок с рождения.

Задачи работы по направлению:

-          расширить представления детей об эмоционально мире человека;

-          обучить средствам эмоциональной выразительности (мимика, жест, интонация);

-          развивать способность управлять своими эмоциями.

Реализация задач осуществляется посредством:

-          показа характерных движений животных;

-          работы над голосом — звукоподражание;

-          «оживления» и «озвучивания» образных слов;

-          инсценирования сказок, диалогов, персонажей, отрывков из стихотворений и рассказов;

-          театрального моделирования (например, монолог геометрической фигуры).

Предполагаемый результат:

Дети научатся «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности.

3. Развитие чувственного восприятия литературных произведений.

Основная цель: Научить детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений.

Актуальность: неправильный подход к организации детского чтения в семье:

-          подбираются неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения;

-          «механическое» чтение, исключающее работу по содержанию;

-          чтение не нацелено на пробуждение эмоций и чувств, что ведет к общему оскудению речи.

Задачи работы по направлению:

-          формировать навыки замечать и выделять эпитеты, сравнения (ласковое слово, что весенний день), иронию (грозен Семен, а боится Семена одна ворона), выделяя их в литературном тексте;

-          научить понимать фразеологизмы, сравнения, определения, образные слова;

-          учить установлению связи между номинальным понятием образного слова, выражения и его эмоциональным содержанием.

Формы реализации поставленных задач:

-          комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы;

-          словарные и дидактические игры;

-          беседы по содержанию произведений изобразительного искусства.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформированы навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы.

4.     Общее развитие речи дошкольников путем целенаправленной активизации речевых средств выразительности.

Основная цель: Создать условия для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения, игровой и учебной деятельности.

Актуальность: многие получаемые ребенком знания зачастую не находят применения в его повседневной жизни. Поэтому они не только не развиваются, но со временем утрачиваются.

Задачи по направлению работы:

-          закрепить полученные представления о средствах выразительности речи;

-          обучать детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни.

Реализация задач возможна посредством:

-          обучения творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи;

-          бесед и упражнений по проблемным ситуациям в жизни детского коллектива;

-          поощрения использования образных выражений в собственной речи, выделения их в речи сверстников.

Предполагаемый результат:

У детей будет сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности. Они приобретут реальный опыт использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни.

Достижение поставленных целей возможно только при комплексном и последовательном подходе к организации обучения. Определить последовательность решения каждой из этих задач, возможные способы их взаимодействия в различных формах образовательной работы — задача, которая решается перспективным планированием.

На протяжении нескольких лет экспериментальной работы мною отбирались разработки интересных занятий не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, так как эти разделы тесно связаны с формированием речевых навыков дошкольников. В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы.

Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила:

-          создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) и т. п.

-          вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества;

-          сформировать интерес к образам произведений словесного искусства;

обеспечила:

-          формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится);

-          овладение детьми умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т. п. (не обозначая терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет? И т. п.

Это является условиями формирования умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в их собственной речи.

помогла:

-          поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы;

-          поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение и т. д.

Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества.

Литература:

1.                  Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание № 3/2009.

2.                  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М. Просвещение, 1981.

3.                  Усова А. Родной язык в детском саду//Дошкольное воспитание № 6/2009.

4.                  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): речи дошкольников, образности речи дошкольников, речи дошкольников средствами, художественной литературы, речи детей, дошкольного возраста, развитию речи, выразительности речи, дошкольников средствами художественной, старшего дошкольного возраста, средства выразительности, речевых средств выразительности, народного творчества, выразительности речи у детей, формирования речи дошкольников, развитой речи ребенка, развитию речи детей, развитие речи дошкольников, средствами художественной литературы, о средствах выразительности речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос