Выполнение учебных мероприятий по дискретной математике в виртуальной образовательной среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. В. Выполнение учебных мероприятий по дискретной математике в виртуальной образовательной среде / Е. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4496/ (дата обращения: 24.04.2024).

Модернизация образования является непременным условием для развития основных принципов образовательной политики в России, определённых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Модернизацию российского образования в первую очередь связывают с развитием дистанционных технологий, способствующих созданию единого информационного пространства, повышению качества и конкурентоспособности отечественного образования, в том числе высшего.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» указано, что «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» [1].

С 2011г. автор использовала виртуальную образовательную среду «Efficient LMS» (ELMS) при электронном обучении дискретной математике студентов Евразийского открытого института на примере специальности/профиля «прикладная информатика (в экономике)» (рис. 1). ELMS имеет встроенные системы тестирования и интегрирована с различными библиотечными системами ЕАОИ, что позволяет студентам успешно использовать все возможные доступные ресурсы в процессе обучения.

Рис. 1. Интерфейс стартовой страницы «Efficient LMS» [3]

Студент в ELMS получает персональную страницу с учебным планом, графиком учебного процесса и последующими результатами своего обучения. В виртуальной образовательной среде расположены учебные материалы: электронные пособия и учебники, презентации, ссылки на дополнительные образовательные электронные ресурсы. Учебные материалы доступны в ELMS в любое время в любой точке земного шара с любого компьютера, подключенного к Интернет.

Процесс обучения студентов в ELMS по отдельной учебной дисциплине состоит из четырех взаимосвязанных этапов.

Первый этап — теоретическое обучение — осуществляется с использованием учебных материалов, представленных у студентов в разделе «Мое обучение». Электронный учебник представлен и у студента, и у преподавателя в виде Назначения (рис. 2).

Рис. 2. Интерфейс страницы «Назначение»

Второй этап — проверка качества освоения дисциплины. Он реализована в виде:

а) выполнения тестов для самопроверки, причем количество попыток прохождения таких тестов не ограничено;

б) работы на тематических форумах в разделе «Форумы по дисциплине», например, необходимо ответить на следующие вопросы: укажите основные отличия понятий кортежа и множества; приведите варианты импликации любых двух высказываний (импликация, конверсия импликации, контрапозиция и конверсия контрапозиции); приведите пример использования графов на практике;

в) подготовки доклада по индивидуальной тематике, причем выбор темы у студентов по группам не должен повторяться, что требует обязательного закрепления выбранной темы на консультационном форуме в разделе «Форумы по дисциплине». Вниманию студентов предлагаются следующие темы:

-        История развития дискретной математики

-        Взаимодействие непрерывной и дискретной математики

-        Полиномы (многочлены) Жегалкина

-        Определение и способы задания конечного автомата

-        Кодирование как способ предоставления информации

-        Машина Тьюринга

-        Применение теории графов к решению прикладных задач

-        Использование дискретной математики для решения практических задач

-        Универсальные дискретные модели и методы их исследований

-        Практическая связь дискретной математики и информатики

-        Сведение реальных задач в экономике к дискретным математическим моделям

-        Вклад крупных ученых в развитие дискретной математики (ФИО на выбор) и т. д.

Третий этап — промежуточные аттестации — осуществляется в виде выполнения контрольных работ, представленных в разделе «Мое обучение» или выложенных в разделе Дополнительные материалы. Контрольные работы студенты выкладывают в электронном или отсканированном виде в ELMS на Домашней странице в разделе «Выполненные задания по дисциплине».

Четвертый этап — итоговое контрольное мероприятие — реализуется в виде итогового тестирования. Для этого дается только две попытки. Допуск для итогового теста выдает менеджер электронного деканата только после получения разрешения от преподавателя, ведущего данную дисциплину. Итоговый тест создается в виде назначения, имеющего соответствующее название (например: Дискретная математика_Итоговый тест).

В таблице 1 приведена примерная шкала перевода полученных процентов правильно выполненных заданий в итоговом тестировании в виртуальной образовательной среде в пятибалльную систему оценок, принятую в образовательных учреждениях. Окончательный результат по дисциплине записывается в зачетную книжку.

Таблица 1

Шкала перевода

Вид контроля

с %

по %

Результат

Балл

экзамен

55

80

удовлетворительно

3

экзамен

80

95

хорошо

4

экзамен

95

100

отлично

5

зачет

55

100

зачтено

На практике было замечено, что большая часть студентов не может правильно организовать выполнение учебных мероприятий по дискретной математике в виртуальной образовательной среде. Для решения данной проблемы автором был разработан календарный план учебных мероприятий по дисциплине Дискретная математика, в котором подробно указаны все мероприятия и необходимые ссылки в ЕLMS (таблица 2).

Таблица 2

Календарный план учебных мероприятий по дисциплине Дискретная математика

Мероприятие

Ссылка в ЕLMS

1

Самостоятельное изучение материалов Темы 1. Множества

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник

2

Изучить часть презентации из электронного учебника по Теме 1. Множества (п.1.1.-1.2.)

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Презентация по курсу

3

Участие в форуме № 1

Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Форум № 1

4

Тестирование для самопроверки по Теме 1. Множества

Мое обучение/Назначение

5

Самостоятельное изучение материалов Темы 2. Математическая логика (п.2.1.-2.4)

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник

6

Изучить часть презентации из электронного учебника по Теме 2. Математическая логика

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Презентация по курсу

7

Участие в форуме № 2

Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Форум № 1

8

Самостоятельная работа с тренажерами

Мои рабочие области /Дополнительные материалы/Тренажер по Математической логике

9

Тестирование для самопроверки по Теме 2. Математическая логика

Мое обучение/Назначение

10

Самостоятельное изучение материалов Темы 3. Теория графов (п.3.1.-3.3.)

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник

11

Изучить часть презентации из электронного учебника по Теме 3. Теория графов

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Презентация по курсу

12

Участие в форуме № 3

Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Форум № 1

13

Тестирование для самопроверки по Теме 3. Теория графов

Мое обучение/Назначение

14

Самостоятельное изучение материалов Темы 4. Комбинаторика

Мои рабочие области /Ссылки

15

Самостоятельная работа с тренажерами

Мои рабочие области /Дополнительные материалы/Тренажер по Комбинаторике

16

Индивидуальное задание. Подготовка доклада по индивидуальной тематике

Мои рабочие области /Дополнительные материалы/Темы индивидуальных заданий (выбор темы внести в форум № 1) Выполненную работу выложить по ссылке Мои рабочие области / Выполненные задания по дисциплине

17

Выполнение контрольной работы. Все задания представлены в двух вариантах (первый студент по списку группы — все первые задания, т. е. вариант 1, следующий студент — все вторые задания, т. е. вариант 2)

Мои рабочие области /УМО_ДМ_студентам (выбор варианта внести в форум № 1) Выполненную работу выложить по ссылке Мои рабочие области / Выполненные задания по дисциплине

18

Консультационный форум по дисциплине

Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Консультационный форум по дисциплине

19

Подготовка к итоговому тестированию

Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Итоговый контроль/Вопросы итогового тестирования

20

Итоговое тестирование (зачет/экзамен)

Мое обучение/Назначение

Также был разработан электронный журнал (таблица 3), который рекомендуется использовать не только при обучении дискретной математике в ELMS, но и при изучении любой другой дисциплины в виртуальной образовательной среде.

Таблица 3

Форма электронного журнала

Электронный журнал по дисциплине Дискретная математика

Тьютор Фирсова Е. В.

данные на __.__.201_

№ п/п

Ф. И. О. студента

№ группы

номер варианта контрольной работы

№ темы доклада

Участие в форумах по курсу

Тестирование по самопроверке

Подготовка доклада по индивидуальной тематике

Выполнение контрольной работы

Допуск к итоговому тестированию

1

2

3

1

2

3

1.

2.

3.

Однако надо понимать, что обязательно должна быть предусмотрена дистанционная поддержка электронного курса преподавателем-консультантом, т. е. тьютором. Студенты для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем для подготовки заданий могут использовать консультационный форум в ELMS и электронную почту.

При обучении с использованием виртуальной образовательной среде у студентов формируются умения организовывать свою деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности. Это достигается за счет увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера. Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, для усиления практической направленности преподавания дисциплины.

В результате студенты способны организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Литература:

1.                  ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.                  http://www.eoi.ru (дата обращения 30.10.2013)

3.                  http://elms.eoi.ru (дата обращения 28.10.2013)

4.                  http://geso.eoi.ru/Documents/ %D0 %98 %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D1 %81 %D0 %BB %D1 %83 %D1 %88 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8F.pdf ((дата обращения 31.10.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): ELMS, мое обучение, виртуальная образовательная среда, итоговое тестирование, Дискретная математика, дисциплина, LMS, математическая логика, самостоятельное изучение материалов, электронный учебник.

Похожие статьи

К вопросу об использовании виртуальных математических сред...

обучение математике, виртуальная среда, информационные технологии, математическая задача, программный модуль.

электронный учебник, учащийся, урок, современное образование, учебный материал, ученик, возможность, разнообразная творческая...

Инновационный метод обучения высшей математике студентов...

математическое моделирование, которую можно проводить как компонент — самостоятельно в рамках ВУЗа или же в учебном плане дисциплины математика. − фундаментальный(базовый) курс высшей математики...

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

При грамотном использовании электронное пособие может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно

Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой.

Роль и содержание курса «Математическая логика»...

А математическая логика реализует взаимосвязь между этими дисциплинами. Таким образом, знание основ математической логики совершенно необходимо бакалаврам по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки».

Применение систем компьютерной математики и компьютерных...

Ключевые слова:обучение математике, виртуальная среда, информационные технологии, математическая задача.

Технология Wolfram CDF для создания электронного учебника по...

Использование дистанционных образовательных технологий на...

Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по предмету, материалы по здоровье сбережению.

но и превращает изучение математики в виртуальную лабораторию, в которой содержатся динамические модели и методические пособия...

Методика использования электронного учебника на уроках...

После изучения отдельных блоков проводится компьютерное тестирование. Для создания тестов используются разные программные

В качестве примера рассмотрим электронное пособие, соответствующее материалу учебника «Математика» 6 класс автор Н. Я. Виленкин...

Использование элементов дистанционного обучения при...

Продолжается изучение данной темы и в высшей математике, в учебниках для студентов, например А. А

Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

7) сетевых систем управления обучением (Learning Management SystemLMS).

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование...

Похожие статьи

К вопросу об использовании виртуальных математических сред...

обучение математике, виртуальная среда, информационные технологии, математическая задача, программный модуль.

электронный учебник, учащийся, урок, современное образование, учебный материал, ученик, возможность, разнообразная творческая...

Инновационный метод обучения высшей математике студентов...

математическое моделирование, которую можно проводить как компонент — самостоятельно в рамках ВУЗа или же в учебном плане дисциплины математика. − фундаментальный(базовый) курс высшей математики...

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

При грамотном использовании электронное пособие может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно

Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой.

Роль и содержание курса «Математическая логика»...

А математическая логика реализует взаимосвязь между этими дисциплинами. Таким образом, знание основ математической логики совершенно необходимо бакалаврам по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки».

Применение систем компьютерной математики и компьютерных...

Ключевые слова:обучение математике, виртуальная среда, информационные технологии, математическая задача.

Технология Wolfram CDF для создания электронного учебника по...

Использование дистанционных образовательных технологий на...

Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по предмету, материалы по здоровье сбережению.

но и превращает изучение математики в виртуальную лабораторию, в которой содержатся динамические модели и методические пособия...

Методика использования электронного учебника на уроках...

После изучения отдельных блоков проводится компьютерное тестирование. Для создания тестов используются разные программные

В качестве примера рассмотрим электронное пособие, соответствующее материалу учебника «Математика» 6 класс автор Н. Я. Виленкин...

Использование элементов дистанционного обучения при...

Продолжается изучение данной темы и в высшей математике, в учебниках для студентов, например А. А

Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

7) сетевых систем управления обучением (Learning Management SystemLMS).

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование...