Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4435/ (дата обращения: 16.11.2018).

Образование ребёнка начинается с начальной ступени, которая и формирует общеучебные навыки, базовые знания по основным предметам, способы взаимодействия с взрослым и детским коллективом, именно в ее рамках совершенствуется Я-концепция.

Совокупность вышеперечисленных позиций, их уровень и направленность образует успешность школьника младшего класса. Ключевую роль в этом играет его педагог, семья, окружающая среда.

Традиционно главным институтом из вышеупомянутых является, безусловно, семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу она уже более чем наполовину сформировался.

Однако необходимо заметить, что влияние семьи может иметь как положительный, так и отрицательный характер [3].

В настоящее время в нашей стране существуют различные обстоятельства, которые диктуют обществу изменения в жизни. Несовершеннолетний ребёнок полностью находится под опекой и ответственностью взрослого, следовательно, и условия его жизни целиком зависят от родителей. «Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни» [1].

В данной статье рассматривается зависимость успешности учащихся начальной школы от типа семьи, в которой они воспитываются. Основным методом исследования зависимости является наблюдение за общением между учащимися, анализ динамики успеваемости и диагностики воспитанности каждого ребёнка в процессе обучения в первом, втором и третьем классах.

В пространстве семьи существует ряд факторов, определяющих развитие личности ребёнка. В ходе исследования конкретных классов обучающихся, были выделены следующие аспекты:

-                   количество детей в семье;

-                   наличие ситуации «семья-эмигрант»;

-                   неполные семьи;

-                   образовательный и материальный уровни родителей.

Фактор I

Наблюдения за общением в коллективе показали, что лидерами часто становятся дети, из многодетной семьи, как правило, это старшие братья или сёстры. Это объясняется тем что, они следят за младшими и хорошо владеют способами организации детского свободного времени. Соответственно и в классном коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, организуют их вокруг себя, благодаря более развитым качествам коммуникации по сравнению с остальными.

Дети, которые являются средними в многодетной семье, менее организованы, чем их сверстники. За такими детьми нужен непрерывный родительский контроль. Опыт показывает, что у среднего ребёнка из многодетной семьи часто занижена самооценка, низкий уровень самоорганизации. Это объясняется тем, что зачастую, средние дети в семье надеются на поддержку старших. В рамках учебно-воспитательного процесса подобная практика отрицательно влияет на качество знаний и ориентиры учащихся.

Характеризуя единственного ребёнка в семье, следует сказать, что в основном это дети эгоисты, у которых регулярно возникают проблемы при групповой работе и восприятии. Подобные ученики в большей мере требуют внимания, индивидуальных разъяснений.

Фактор II

Из-за различных жизненных обстоятельств около 30 % учащихся со своими семьями были вынуждены покинуть родную страну и переехать в Россию. Самой главной проблемой детей-эмигрантов становится двуязычие, затрудняющее овладение русским языком. По результатам наблюдений, важно отметить, что учащиеся эмигранты, более ответственны. Боясь разочаровать своих родителей, они стараются не только в обучении, но и общественном труде. Достаточно часто дети склонны доказывать свою значимость и правоту одноклассникам. Это объясняется тем, что эмигранты нередко подвергаются насмешкам. В отношении к педагогам абсолютное большинство подобных учеников отличает особое уважение и почтение.

Фактор III

Основной проблемой большинства учащихся из неполных семей является низкая самооценка, нерешительность, дефицит внимания. В процессе обучения такие дети редко способны выделяться как на отрицательном, так и на положительном фоне. Учащиеся не склонны проявлять индивидуальность.             Уровень успеваемости у детей из неполных семей средний или ниже среднего. Психологические проблемы у учащихся можно объяснить недостаточным вниманием со стороны родителей, часто решающих проблемы личной жизни и материального характера.

Фактор IV

Понимание важности и непрерывности учебно-воспитательного процесса во многом зависит от уровня образования родителей учащихся. Практика показывает, что большинство родителей хотят, чтобы их дети получили достойное образование (выше среднего). Главной проблемой становиться то, что родители в разной степени прикладывают соответствующие усилия. Семьи, в которых есть родители, прошедшие высшую ступень обучения и более отличаются большей заинтересованностью в образовании ребёнка, начиная с первого класса. Родители подробно стараются вникнуть в содержание и требования программы, изучают нормативные документы образования.

По результатам наблюдений, дети из таких семей обладают более широким кругозором, нестандартностью мышления. В коллективе учащиеся ведут себя сдержано, быстро усваивают инструкции, оказывают помощь сверстникам. Семьи, где уровень образования средний и ниже, уделяют обучению детей вторичную роль.          В большинстве своём родители не вникают в основные факторы, влияющие на успешность ребёнка в учебно-воспитательном процессе: особенность программы, начальный минимум знаний учащегося, его общеучебные навыки и психологические характеристики.

Это выражается в том, что в процессе учебно-воспитательной деятельности родители часто жалеют своих детей, опасаются за ухудшение их здоровья из-за перегрузок занятиями. Результатом становится то, что ребёнок часто пропускает уроки, чтобы «отдохнуть», не выполняет задания в срок «из-за большого объёма», начинает жалеть себя. Вышеперечисленные действия способствуют снижению учебной мотивации и успеваемости.            Таким образом, трудно переоценить роль семьи в жизни ребенка, в том числе и в его образовательном процессе. Семья — не просто должна выполнять репродуктивную функцию, она должна быть той социально-культурной платформой, твердо стоя на которой, ребёнок приобретет нужный жизненный опыт. И родители в зависимости от описанных факторов должны сделать все, чтобы стать этой платформой.

Литература:

1.                 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 29.10.13)

2.                 Семья и образование в XXI веке [Электронный ресурс]. — URL: http://festival.1september.ru/articles/610712/ (дата обращения: 29.10.13)

3.                 Семья как фактор развития ребенка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mirwomne.ru/semia/articles/znagenie-semii/semia-kak-faktor-razvitia-rebenka/ (дата обращения: 29.10.13)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, учебно-воспитательный процесс, родитель, многодетная семья, результат наблюдений, процесс обучения, среднее, учащийся, III.

Похожие статьи

Влияние родительской семьи на успеваемость студентов

ребенок, семья, учебно-воспитательный процесс, родитель, многодетная семья, результат наблюдений, процесс обучения, среднее...

Учитель — ученикродитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

Нередко образовательный процесс идет в ущерб тому времени, которое мог бы провести родитель с ребенком.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние родительской семьи на успеваемость студентов

ребенок, семья, учебно-воспитательный процесс, родитель, многодетная семья, результат наблюдений, процесс обучения, среднее...

Учитель — ученикродитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

Нередко образовательный процесс идет в ущерб тому времени, которое мог бы провести родитель с ребенком.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание...

Задать вопрос