Проблема государственной итоговой аттестации в классах компенсирующего обучения
Автор: Шегаев Илья Сергеевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 04.11.2013
Статья просмотрена: 443 раза
Библиографическое описание:
Шегаев, И. С. Проблема государственной итоговой аттестации в классах компенсирующего обучения / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 105-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4434/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье поднимается вопрос о возможности сдачи итоговой аттестации в определенном законом формате, учитывая, что среди прочих есть и «особые» классы так называемого компенсирующего обучения. Предлагаются пути решения данной проблемы.
Ключевые слова:Итоговая аттестация, ГИА, образовательное учреждение, основное общее образование, общеобразовательная школа.
Вопрос итоговой аттестации является, пожалуй, ключевым в системе образования, поскольку именно от этого результата (его успешности) будет зависеть все: степень усвоения учениками программы, продолжение обучения выпускника, оценка компетентности педагога и уровня образовательного учреждения (далее — ОУ). К сожалению, назвать современные тенденции российского образования последовательными, логичными и продуманными (с учетом практики их применения) не представляется возможным. Проблема формы итоговой аттестации «спустилась» с полного общего образования на уровень основного общего. В данном случае речь идет о новом положении, согласно которому с 2014 года все выпускники 9-х классов общеобразовательных школ будут аттестованы исключительно в виде ГИА [3]. При этом будет существенно сокращен перечень сдаваемых предметов: из списка выпадут наиболее «удачные» (с точки зрения подготовки и степени сложности) — физическая культура и ОБЖ.
Актуальность проблемы заложена в объективный вопрос: что делать тем ученикам, которые в силу каких-либо обстоятельств не в состоянии успешно сдать ГИА≤ Как их низкие результаты повлияют на рейтинг ОУ и лично его директора, а также педагога, преподававшего курс≤ ГИА (государственная итоговая аттестация) — форма проведения итоговой аттестации после получения основного общего образования (9-го класса), представляющая собой тестирование из трех частей:
- А-часть (с выбором единственно верного ответа);
- В-часть (требует анализа, выявления причинно-следственной связи с выбором нескольких ответов);
- С-часть (требует свободного ориентирования в курсе предмета).
Данный формат предполагает значительную степень подготовки ученика, которая, учитывая опыт проведения ГИА, должна начинаться за несколько лет до самого экзамена. Особого внимания заслуживают предметы социально-гуманитарного цикла, сложно укладывающиеся в рамки тестирования [1].
Актуальность поставленной проблемы элементарно также проследить на примере так называемых классов компенсирующего обучения (далее — ККО), созданных для детей, «испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ», деятельность которых кроме того содержит «признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности» [2].
Новый закон об образовании не дает ответа на главный вопрос: что делать с подобными учениками, которые не могут сдать экзамен в данном формате вообще≤
Статья 17 п. 4 и 5 устанавливают возможность условного перевода ученика на следующий год обучения с целью ликвидации задолженности. При желании родителей можно продолжить обучение в «иных формах» [2]. Изменение формы аттестации нормативно-правовой документ предусматривает в редких случаях:
- в отношении лиц, обучающихся в учреждениях закрытого типа;
- в отношении лиц, поведение которых считается девиантным;
- в отношении лиц, имеющих проблемы со здоровьем/законом [4].
Таким образом, складывается следующая ситуация: дети, учащиеся в классах компенсирующего обучения (до 2014 года) проходили программу, ориентированную, в конечном счете, на традиционный (билетный) вариант экзамена, так как в ином формате они экзамен просто не сдадут, делая (в большинстве случаев) выбор в пользу физической культуры и ОБЖ, наиболее «удобных» для сдачи в отношении подготовки. Учебные классы регулярно пополнялись (и до сих пор пополняются) детьми из различных ОУ, в том числе и с более низкой подготовкой. Результатом складывающейся ситуации является тот факт, что учебная аудитория представляет собой группу абсолютно разных по уровню подготовки, возрасту, УУД и психическому восприятию окружающего учеников, каждый из которых будет сдавать предметы, к которым он не готовился ни по форме, ни по содержанию, имея одинаковую со всеми (и с детьми из традиционных классов/профильных классов) степень сложности контрольно-измерительного материала.
Итого предсказуем: неудовлетворительный оценка работы самого ученика, и его педагога, очевидное снижения рейтинга ОУ (в плане показателя уровня аттестации) и применение определенных санкций к директору школы.
Выход из сложившейся ситуации видится автору во внесении нескольких изменений в закон об образовании в качестве поправок.
В частности необходимо, во-первых, расширить перечень категорий лиц, в отношении которых может быть изменен порядок сдачи итоговой аттестации. Требуется добавить в него лиц, учащихся в ККО, при этом именно за образовательным учреждением необходимо закрепить право выбора варианта аттестации на основе механизма самоуправления (с привлечением независимого эксперта).
Вторым изменением должно стать положение, согласно которому все средние учебные заведения могли бы принимать детей после 8-го класса, то есть на год раньше аттестации в школе. Таким образом, будет решен вопрос о прохождении определенной группы учеников неопределенной для них формы экзамена.
В результате для учеников ККО школа станет своеобразной образовательной платформой, последовательно передающей их в стены СУЗ для получения дальнейших навыков и работы.
Литература:
1. Кара-Мурза С. Г.: «Система ЕГЭ является контрпродуктивной» // Русская народная линия, 22.09.2011.
2. Приказ Министерства образования РФ от 08.09.1992 г. № 333 «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lexed.ru/doc.php≤id=4560# (дата обращения: 29.10.2013)
3. С 2014 года ГИА станет обязательной [Электронный ресурс]. — URL: http://amurpress.ru/index.php≤Itemid=69&catid=1:latest-news&id=11945:-2014-&option=com_content&view=article (дата обращения: 28.10.2013).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 апреля 2011 года. № 69-ФЗ // Российская газета, 25.04.2011.
Ключевые слова
образовательное учреждение, общеобразовательная школа, Итоговая аттестация, ГИА, основное общее образование, общеобразовательная школа.Похожие статьи
Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения
В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, п...
Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы
В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут самооопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельно...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Проблемы современного образования
В статье сделана попытка выделить основные проблемы современного образования. Выявлено наличие проблем в системе общего школьного образования, связанных как с процессом обучения, так и его ресурсным и кадровым обеспечением. Выделена проблема, связанн...
К вопросу о формировании нравственной устойчивости будущих юристов в условиях преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
В статье рассматривается понятие «нравственная устойчивость личности» применительно к юридической деятельности, актуализируется проблема нравственной устойчивости студентов-юристов. В работе также представлены образовательные возможности дисциплины «...
Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения
В статье раскрываются некоторые проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации муниципального образования, дается анализ положений нормативных актов в этой области. Предлагаются возможные решения имеющихся проблем...
Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы
В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.
Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)
В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла
В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...
Похожие статьи
Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения
В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, п...
Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы
В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут самооопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельно...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Проблемы современного образования
В статье сделана попытка выделить основные проблемы современного образования. Выявлено наличие проблем в системе общего школьного образования, связанных как с процессом обучения, так и его ресурсным и кадровым обеспечением. Выделена проблема, связанн...
К вопросу о формировании нравственной устойчивости будущих юристов в условиях преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
В статье рассматривается понятие «нравственная устойчивость личности» применительно к юридической деятельности, актуализируется проблема нравственной устойчивости студентов-юристов. В работе также представлены образовательные возможности дисциплины «...
Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения
В статье раскрываются некоторые проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации муниципального образования, дается анализ положений нормативных актов в этой области. Предлагаются возможные решения имеющихся проблем...
Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы
В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.
Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)
В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла
В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...