Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 45-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4433/ (дата обращения: 18.08.2018).

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность образовательного процесса, приводится их авторская классификация.

Ключевые слова:Образовательный процесс, факторы образовательного процесса, образовательный уровень, современное образование.

Современное образование сегодня — сложная многоаспектная система, механизм и результативность работы которой определяется целым рядом факторов. Их изучению и совершенствованию следует уделять особое внимание, поскольку именно от этого будет зависеть, в конечном счете, педагогический успех.           Все многообразие этих факторов, несмотря на тесную взаимосвязь, справедливо разделить на несколько групп в соответствии с их субъектом и объектом. Возможно, также предположить определенную педагогическую тенденцию, вытекающую из каждого компонента непосредственно.

К первой из рассматриваемых групп относятся те аспекты образовательного процесса, которые сложились изначально без личностного, персонального участия (например, директора или сотрудников), а именно:

-                   территориальное местонахождение учебного заведения (чем короче расстояние между образовательным учреждением (далее — ОУ) и домом учащегося, тем меньше времени и сил понадобится на его преодоление и, соответственно, тем больше энергии останется на усвоение материала);

-                   рейтинг ОУ (стремление к получению знаний пропорционально престижу учреждения: попадая в стены «зарекомендовавшего себя корпуса», ученик иначе воспринимает получаемую информацию, стремится соответствовать существующему статусу);

-                   уровень материального оснащения заведения (наполненность аудиторий необходимыми техническими средствами способствует реализации новейших образовательных методик).

Вторая группа факторов представляет собой совокупность личностных характеристик, сюда входит:

-                   фигура руководителя ОУ (от компетентности, уровня образования, фактов биографии и опыта работы управленца зависит главное: отдадут ли его учреждению предпочтение, будут ли воспринимать его в качестве лидера, как его работники, так и учащиеся);

-                   профессиональная характеристика сотрудников заведения (квалификация, а именно: образовательный уровень и опыт работы персонала — основа учебного процесса; количество знаний, навыков преподавания прямо пропорционально степени усвоения материала).

К третьей группе факторов образовательного процесса, определяющих его успех, относятся:

-                   личная заинтересованность учащегося (практика показывает: мотивация наилучшим образом способствует восприятию и усвоению материала);

-                   состав окружающей среды, в которой находится обучающийся (в данном случае речь идет о психологическом климате дома: полная и успешная семья — залог подобной деятельности в учебе);

-                   контингент (окружение ученика в ОУ также значимо: влияние социальной группы, в которую попадает последний способно как стимулировать его работоспособность, так и существенно снижать).

Помимо вышеобозначенных позиций необходимо учитывать еще один фактор — характер политической системы, об образовательном процессе которой идет речь. В данном случае значение имеют те ценностные ориентиры и интересы, которые провозглашает государство, тот социокультурный уровень населения и та духовная атмосфера, которые реально существуют в конкретном политическом режиме.

Огромную роль играет также ступень общественного развития государства. Так называемые постиндустриальные общества, чей интеллектуальный потенциал превышает, скажем, реалии стран третьего эшелона всегда будут иметь значительно большую часть грамотного населения и в количественном, и в качественном вариантах.   Все вышесказанное свидетельствует о том, что современный образовательный процесс нуждается в детальном рассмотрении. Отдельные его элементы должны находиться под пристальным вниманием компетентных специалистов, находящихся внутри процесса, а не над ним. При внесении изменений в отдельные его положения, в ходе каких-либо реорганизаций важно учитывать каждый момент, незначительных не бывает. Только тогда станет возможным получение максимального результата.

Литература:

1.                 Закон об образовании: кому слезы, кому толк [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/15–11–2012/1134782-minobr_law-0/ (дата обращения: 28.10.13)

2.                 Коротков Э. М. Управление качеством образования: учебное пособие для ВУЗов / Э. М. Коротков. — М.: Академический проспект: Мир, 2006. — 320 с.

3.                 Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.10.13)

4.                 Официальный сайт Департамента образования города Москвы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.educom.ru/ (дата обращения: 19.10.13)

5.                 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. II), с. 119.

6.                 Российское образование стало худшим≤ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/29–11–2012/1136570-rating-0/ (дата обращения: 29.10.13)

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, усвоение материала, образовательный уровень.

Ключевые слова

образовательный процесс, факторы образовательного процесса, образовательный уровень, современное образование.

Похожие статьи

Проблема полного усвоения учебного материала в средних...

- выявление уровня знаний, способностей обучаемых

Организация учебного процесса направлена на повышение значимости для ученика полного усвоения материала, индивидуализации усвоения, дифференциации обучения.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

- Технология постановки цели. - Технология полного усвоения (по материалам М. С

учитель в конечном сете приводить всех учеников к одному «знаменателю», то есть к единому заданному уровню усвоения знаний.

Применение образовательных технологий в учебном процессе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития

спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта. Виды проектов. Проекты.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова:школа, образовательная технология, ученик, учитель. Обучающая технология — это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов...

О некоторых аспектах проблемы целеполагания в педагогической...

Третий уровеньуровень учебных материалов. Он «представляет собой проект конкретного процесса в форме плана для каждого урока

Образовательные цели «сводятся к усвоению основных фактов, идей, доказательств, оценок (что должен знать), способов типовых и...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

...это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то

Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

Взаимодействие критического мышления и усвоения учебного...

Качество усвоения учебного материала объединяет в себе свойства усвоения как процесса овладения дидактически обработанной объективной информацией и

внешнего и внутреннего и взаимодействия, овладевать на уровне качественного усвоения как результата учения.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Это модули алгоритмического уровня; - модули, нацеленные на усвоение специальных дисциплин.

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология...

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

...предполагает изменение в образовательной практике на региональном, межрегиональном и даже федеральном уровнях

Для суждения о вкладе каждого средства обучения в процесс усвоения учебного материала, после каждого этапа проводится тестовый срез, который...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема полного усвоения учебного материала в средних...

- выявление уровня знаний, способностей обучаемых

Организация учебного процесса направлена на повышение значимости для ученика полного усвоения материала, индивидуализации усвоения, дифференциации обучения.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

- Технология постановки цели. - Технология полного усвоения (по материалам М. С

учитель в конечном сете приводить всех учеников к одному «знаменателю», то есть к единому заданному уровню усвоения знаний.

Применение образовательных технологий в учебном процессе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития

спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта. Виды проектов. Проекты.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова:школа, образовательная технология, ученик, учитель. Обучающая технология — это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов...

О некоторых аспектах проблемы целеполагания в педагогической...

Третий уровеньуровень учебных материалов. Он «представляет собой проект конкретного процесса в форме плана для каждого урока

Образовательные цели «сводятся к усвоению основных фактов, идей, доказательств, оценок (что должен знать), способов типовых и...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

...это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то

Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

Взаимодействие критического мышления и усвоения учебного...

Качество усвоения учебного материала объединяет в себе свойства усвоения как процесса овладения дидактически обработанной объективной информацией и

внешнего и внутреннего и взаимодействия, овладевать на уровне качественного усвоения как результата учения.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Это модули алгоритмического уровня; - модули, нацеленные на усвоение специальных дисциплин.

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология...

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

...предполагает изменение в образовательной практике на региональном, межрегиональном и даже федеральном уровнях

Для суждения о вкладе каждого средства обучения в процесс усвоения учебного материала, после каждого этапа проводится тестовый срез, который...

Задать вопрос