Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

4. Дошкольная педагогика
05.11.2013
337
Поделиться
Библиографическое описание
Шинкарёва, Н. А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, О. А. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4427/.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие, знание.

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира — его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из эффективных средств развития познавательного интереса может выступать дидактическая игра, в которой создаются наиболее благоприятные условия не только для познавательного, но и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте.

Изучая сущностную характеристику «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что психологи признают интерес сложным и значимым для личности образованием. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев считают,что общая теория интереса раскрывает материалистический подход к данной проблеме.

Понимание интереса как сложного психического образования в работах психологов представлено в зависимости от того, какой из составляющих компонентов выделяется как основополагающий [1;5].

В общепедагогическом смысле интерес определяется (от лат. interests — имеет значение, важно) как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоении [3].

С позиции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Как особая форма отражения психического, эмоциональные процессы привносят в интерес множество эмоциональных состояний и переживаний: чувство успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью. Г. И. Щукина отмечала, что в интересе «эмоциональные процессы, переживания, не оставляют места холодной рассудочности». Без этого нельзя представить развитие познавательных интересов [7].

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными (А. Ю. Дейкина) [3].

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью информации, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, поиском интересующей его информации.

Для выявления уровня познавательного интереса у детей дошкольного возраста мы определили методики и уровни.

В качестве основных методик для изучения особенностей развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста мы использовали следующие:

1.         Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой.

Цель: выявление степени устойчивости интересов ребёнка.

2.         Диагностическое задание-игра «Да — нет» Л. Н. Прохоровой

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы. Находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

3.         Методика «Древо желаний» В. С. Юркевича

Цель: выявление уровня развития познавательного интереса детей (используются картинки и словесные ситуации).

Качественный анализ:

-          Высокий уровень — стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру.

-          Средний уровень — потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная.

-          Низкий уровень — дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и так далее.

Как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, мы в своей работе будем использовать дидактическую игру.

Так, как обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактически продуманные занятия и игры. Педагог осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что им нужно сделать, увидеть, услышать и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направления деятельности детей вызывает заинтересованность, практическую и умственную активность детей, способствует повышению произвольности и осознанности восприятия, активного обследования предмета.

Дидактическая игра выступает как прообраз учебной деятельности, в любой дидактической игре всегда присутствуют игровая задача, игровое действие и правила игрового поведения. Проблемой изучения дидактической игры как средства и метода развития детей, а также как формы организации деятельности занимались такие ученые, как А. К. Бондаренко, Е. В. Карпова, Л. А. Венгер, В. Миленко, А. П. Усова и многие другие [2;4;6]. В рамках своих исследований они рассматривали цели и задачи, особенности и структуру дидактической игры как метода развития и воспитания детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.

Дидактические игры оказывают результативное влияние на становление умений самостоятельно получать знания и мыслить, на формирование учебной деятельности в целом. По мнению А. К. Бондаренко, надобность в игре возникает тогда, когда педагог ставит своей целью довести учебный материал до более глубокого понимания, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял [2].

Отечественными учеными, такими как Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, дидактическая игра рассматривается как игра специально предназначенная для целей обучения дошкольников и младших школьников. В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные игры и словесные.

Для развития познавательного интереса в игре нами были выделены педагогические условия, согласно которым игра наиболее эффективно способствует развитию познавательно интереса, если:

-          в процессе игры создается насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности детей;

-          игра, для развития познавательного интереса имеет определенную структуру, включающую мотивационный, ориентировочный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты;

-          в процессе игровой деятельности учитываются индивидуальные особенности детей.

Таким образом, благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения дошкольниками могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Литература:

1.         Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев, Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.

2.         Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 148 с.

3.         Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина; Бийс. пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. — 47 с.

4.         Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е. В. Карпова. — Ярославль, 1997. — 476 с.

5.         Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. — Л.: Изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1963. — С. 102–103.

6.         Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. — М., 1978. — 136 с.

7.         Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]/ Г. И. Щукина. — М., 2003. –120 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
интерес
познавательный интерес
дидактическая игра
дошкольный возраст
развитие
знание.

Молодой учёный