Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4426/ (дата обращения: 18.06.2018).

Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» получают образование на базе специальных образовательных учреждений или образовательных учреждений интегрированного типа. Однако, среди таких детей имеется отдельная группа лиц, кто не может посещать образовательное учреждение в силу ограничений по состоянию здоровья, и которая часто лишена возможности получить качественное образование. В связи с этим приоритетной задачей российской образовательной системы было и остаётся предоставление широким слоям населения эффективного, качественного и доступного образования.

В настоящее время в концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации. Вследствие этого, с целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № Пр-988 (пункт «б») Министерством образования и науки РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлялась подготовка предложений по организации дистанционного обучения детей — инвалидов. В частности рассматривалось предложение по оснащению мест их проживания необходимыми техническими средствами, в том числе обеспечивающими доступ к сети Интернет. По результатом проработки данного вопроса в программу реализации национального проекта «Образование» на 2009–2012 годы было включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации проводится работа по организации дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по своему состоянию здоровья не могут систематически посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» -это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе, что позволяет адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного человека. Он может активно виртуально общаться с учителями и сверстниками в режиме он-лайн. Таким образом, посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации. На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации.

Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ и проблем, требующих своего разрешения. К достоинствам дистанционной формы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития можно отнести доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам; социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество; широкий охват аудитории обучающихся; учет индивидуальных особенностей детей; интерактивность обучения; пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование (например, использование робототехники); качественное образование детей с ОВЗ; поддержка семьям детей-инвалидов.

Трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

Однако, не смотря на все те трудности, которые возникают в ходе реализации дистанционного обучения, необходимо помнить, что в системе образования дистанционное обучение отвечает важнейшему принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Гуманистический принцип дистанционного обучения означает направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств.

Основными направлениями деятельности по организации дистанционного обучения в субъекте российской Федерации являются создание центра дистанционного образования; подбор и подготовка педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; подключение центров дистанционного образования и мест проживания детей-инвалидов и учителей к сети Интернет; обеспечение участников дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения; оказание информационно-методической поддержки деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов (обучающие мероприятия, разработка учебно-методических материалов); обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

В Санкт-Петербурге, как и во многих других субъектах Российской Федерации, в 2009–2010 учебном году была открыта пилотная площадка для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ГБОУ «Центр «Динамика», где реализуется очно- дистанционная модель обучения детей с ОВЗ. Часть деятельности учащихся сохраняется за очным индивидуальным обучением в школе (для детей, здоровье которых позволяет периодически посещать образовательное учреждение), другая часть — переносится в дистанционный режим on-line. Группа учащихся обучается по экспериментальному учебному плану с использованием программ, разработанных специалистами московской «i-школы» в обучающей оболочке MOODLE. С ними работают педагоги ГБОУ «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика»», прошедшие курсы повышения квалификации для учителей дистанционного обучения. Коррекционно-психологической службой сопровождения были разработаны «Общие рекомендации при дистанционном обучении детей с нарушениями ЦНС», которые позволили педагогам осуществлять индивидуальный подход к составлению индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося. Объем учебной нагрузки определяется индивидуально для каждого учащегося и зависит от уровня усвоения базового компонента основного общего образования, социальных запросов и не превышает предельно допустимую нагрузку базового учебного плана. Каждый учащийся имеет доступ к программе Skype, личную страницу на сайте Центра образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru, а также электронную почту. С учетом потребностей обучающихся школа предоставляет дополнительные ресурсы для детей дистанционной формы обучения в виде занятий адаптивной физкультурой, музыки, занятий с психологом, логопедом, дефектологом, Монтессори-педагогом. А также участие детей дистанционного обучения в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий школы. Кроме этого, для учащихся дистанционной формы обучения предоставляется возможность пользования школьным транспортом.

Приведём пример индивидуального образовательного маршрута ученика начальной школы надомной формы обучения с использованием дистанционных технологий.

Таблица 1

Расписание индивидуальных занятий

Дни недели для проведения занятий очно/on-line

Курсы по основному образованию (всего 8 ч/нед)

Дополнительные курсы (ч/нед)

Дополнительные занятия

Понедельник: 4ч / - Среда: — / 2ч Пятница: 2ч / -

Русский язык (2 ч) Чтение (2 ч) Математика (3 ч) Окружающий мир (1 ч)

Музыка (1 ч) совместно с классом Монтессори-терапия (1 ч) Дефектолог (1 ч) Логопед (1 ч) ЛФК (2 ч)

Биссероплетение (1 р/нед) Занятие в школьной киностудии «6 кадров» (2 р/нед)

Опыт школы-центра «Динамика», заинтересованность детей с нарушениями в развитии и их родителей, а также постоянный рост количества учащихся позволяет сделать вывод об актуальности развития данных технологий. Достижения науки и прогрессивные технические изобретения сегодня реально могут быть использованы в деле социальной, психологической и педагогической помощи и поддержки людей, которые в этом нуждаются. Компетенция выпускников, обучавшихся по дистанционной модели, позволит им соответствовать требованиям современного общества и быть социально активными.

Литература:

1.                 Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ под общ.ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

2.                 Интернет-технологии-образованию/ под ред. В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. СПб.: Питер, 2003.

3.                 Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.

4.                 Педагогические технологии дистанционного обучения/ под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006.

5.                 Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / под ред. З. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

6.                 Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения//Информатика и образование. 2009.№ 1. С.87–88.

7.                 Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб., 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, индивидуальный образовательный маршрут, дистанционная форма обучения детей, дистанционная форма обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос