Особенности социализации и самореализации подростков в тайском боксе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нигматзянова, О. С. Особенности социализации и самореализации подростков в тайском боксе / О. С. Нигматзянова, А. А. Ситников, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4363/ (дата обращения: 23.04.2024).

Особенности и возможности социализации и самореализации подростков уникальны в постановке и решении субъектно-средовых противоречий, где опыт определения составных «хочу — могу — надо — есть» в контексте субъектной и мультисредовой позиции и пространственно-временных возможностей и ограничений определяет способы и формы, ресурсы и методы разрешения проблем социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения.

Попытаемся рассмотреть и уточнить общепедагогические понятия «социализация», «самореализация», «саморазвитие», «самосовершенствование», а также понятия «социализация подростков через тайский бокс», «самореализация подростков в тайском боксе», «саморазвитие подростков в тайском боксе», «самосовершенствование подростков в тайском боксе», привести пример теоретико-эмпирического доказательства возможности социализации и самореализации спортсменов через тайский бокс на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (МБОУ ДОД «ДЮСШ»), г. Киселевск, Кемеровской обл.

Под социализацией будем понимать процесс многофакторного, мультиступенчатого, полиуровневого включения личности в систему социальных и социально-профессиональных отношений, определяющих способы и формы, средства и ресурсы, методы и принципы самоидентификации, самовыражения, самореализации и самосовершенствования, где продукты деятельности личности оцениваются субъектами и группами субъектов (микро-, мезо-, макро- и мегагруппы), а качество деятельности предопределяет социальную страховку личности на протяжении всего периода жизнедеятельности (Нигматзянова О. С., 2013).

Под социализацией подростка через тайский бокс будем понимать процесс включения подростка в систему субъектно-средовых отношений, где приоритеты вершин мастерства и становления личности спортсмена в тайском боксе предопределяют выбор и решение субъектно-средовых противоречий в структуре акметраектории становления и развития личности спортсмена, где приоритеты и ценности формирования и становления определяют дальнейшие пути самореализации в микро-, мезо-, марко- и мегасредовых отношениях в контексте модели непрерывного профессионального образования, реализующего идеи включения личности в образовательный процесс на протяжении всего периода жизнедеятельности, где тайский бокс представляет собой основу, качество и ресурс всех новообразований и продуктов становления личности (Нигматзянова О. С., 2013).

Саморазвитие — процесс и результат самостоятельного выбора способов и средств достижения вершин становления личности в структуре и формах любой деятельности как ресурса и возможностей получения идеальных и материальных благ личностью, включенной в мультисредовые отношения и объективные условия познания основ и продуктов социального и личностного в человеке и среде (Нигматзянова О. С., 2013).

Саморазвитие подростка через тайский бокс — это мультифакторный ресурс становления личности в условиях непрерывного профессионального образования, где тайский бокс как вид деятельности определяет перспективы дальнейшего выбора приоритетов и способов достижения вершин в различных направлениях ведущей деятельности и общения (Нигматзянова О. С., 2013).

Самосовершенствование — процесс всестороннего роста личности в системе социальных и социально-профессиональных ролей, связей, отношений, приоритетов, специфики самоидентификации, самообследования и самопрезентации, предопределяющих качество и возможности дальнейшего создания материальных и моральных благ в микро-, мезо-, макро- и мегасредах и масштабах (Нигматзянова О. С., 2013).

Самосовершенствование подростка в тайском боксе — это процесс постепенного, своевременного повышения уровня сложности и трудности в структуре занятий тайским боксом в системе тренировочно-соревновательной деятельности, предопределяющих дальнейший успех в реализации целей и задач спортсмена, занимающегося тайским боксом (Нигматзянова О. С., 2013).

Самореализация — целенаправленный, целостный процесс ситуативного, своевременного выявления и модификации субъектно-средовых противоречий, предопределяющих развитие личности и продуктивную состоятельность социальных и профессиональных отношений как личности, так и группы, в которую включена личность, распределяющая нагрузку и усилия по качественному решению проблем и дилемм, системно реконструирующих способы и средства, методы и ресурсы ведущей деятельности и общения личности, включенной в социально-профессиональные отношения в условиях непрерывного профессионального образования (Нигматзянова О. С., 2013).

Самореализация подростка в тайском боксе — это процесс и результат включения личности подростка-спортсмена, занимающегося тайским боксом, в процесс оптимального подбора уровня соревнований и способов достижения вершин, предопределяющих качество описываемого процесса и, как следствие, его результат (Нигматзянова О. С., 2013).

Попытаемся определить систему принципов педагогического взаимодействия тренера и подростков, занимающихся тайским боксом:

1.                  Принцип научно-педагогической и методико-методологической поддержки молодого спортсмена, занимающегося тайским боксом (Нигматзянова О. С., 2013):

-          принцип последовательности, согласованности, системности, систематичности, прочности в структуре формируемых качеств и компетенций спортсмена, занимающегося тайским боксом;

-          принцип учета индивидуальных особенностей личности спортсмена, занимающегося тайским боксом;

-          принцип учета достоверной, объективной информации о процессах и качестве тренировок по тайскому боксу;

-          принцип своевременной смены тренировок и отдыха в структуре ведущей деятельности спортсмена, занимающегося тайским боксом;

-          принцип оптимального подбора форм, методов, средств, ресурсов, системы принципов и условий занятий тайским боксом;

-          принцип верификации истинности модели саморазвития и самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом;

-          принцип единства социализации, самореализации, самосовершенствования и саморазвития;

-          принцип поиска «акме» в структуре модификации модели социализации и самореализации;

-          принцип культуро- и природосообразности в подготовке спортсмена, занимающегося тайским боксом;

-          принцип воспитания в коллективе и через коллектив при учете целей и ценностей педагогически обусловленных процессов.

2.                  Принцип формирования самостоятельности в контексте формируемых и развиваемых (с точки зрения педагогики и психологии) качеств, свойств личности:

-          принцип формирования внутренней мотивации к занятиям тайским боксом;

-          принцип формирования необходимо высокого уровня притязаний в структуре занятий тайским боксом;

-          принцип формирования объективной, позитивной самооценки в структуре общения и занятий тайским боксом;

-          принцип учета норм культуры и специфики занятий тайским боксом в структуре подготовки спортсмена, занимающегося тайским боксом;

-          принцип формирования культуры самостоятельной работы спортсмена, занимающегося тайским боксом, как условие его продуктивной самореализации.

3. Принцип реализации идей непрерывного профессионального образования спортсмена, занимающегося тайским боксом:

-          принцип учета основ ЗОЖ в контексте идей непрерывного профессионального образования;

-          принцип рационального питания и подготовки в тренировочно-соревновательных периодах занятий тайским боксом;

-          принцип включения личности спортсмена, занимающегося тайским боксом, в систему и особенности культуры тайского бокса;

-          принцип грамотной смены социально-профессиональных отношений и ролей;

-          принцип своевременной профориентации и самоидентификации, самоопределения и самореализации в структуре ведущей деятельности и общения;

-          принцип учета системы ограничений и возможностей субъектно-средового пространства как форм представления и отображения ресурсов и продуктов антропосреды.

Данная система принципов педагогического взаимодействия будет неоднократно тренером-преподавателем модифицирована и уточнена в контексте выделяемых направлений.

Наиболее успешными на период 2013 г. (г. Киселевск, Кемеровской обл.) можно считать выступления следующих спортсменов, занимающихся тайским боксом:

-          Давтян Юрик Зогракович, 1993 г.р., КМС: 1 место — Первенство Европы по тайскому боксу, 24.05–01.06.2010 г., г. Рим, 1 место — Чемпионат Мира по тайскому боксу, 27.11–05.12.2010 г., г. Бангкок (Таиланд), 1 место — Первенство России по тайскому боксу, 14–18.04.2010 г., г. Санкт-Петербург.

-          Нигматзянова Ойгыль Салихзяновна, 1991 г.р., КМС: в 2010 г. стала бронзовым призёром Чемпионата мира по тайскому боксу, на Чемпионате Европы в 2011 г. стала второй среди тайбоксёров, является неоднократным победителем и призёром Всероссийских, региональных, областных и городских по тайскому боксу, за высокие спортивные достижения в 2010 году признана победителем городского смотра-конкурса «Лучший спортсмен года», в ноябре 2009 г. награждена Почётной грамотой Администрации города Киселёвска за большой личный вклад в реализацию государственной политики в г. Киселёвске, награждена Почётной грамотой Администрации города Киселёвска за большой личный вклад в реализацию государственной политики в г. Киселёвске, ноябрь 2009 г., заняла III место — Чемпионат Мира по тайскому боксу, г. Бангкок (Таиланд), 27.11–05.12.2010 г., I место — Кубок России по тайскому боксу, г. Санкт-Петербург, 06–10.10.2010 г., I место — Чемпионат и Первенство Кузбасса по тайскому боксу, г. Киселёвск, 11–13.02.2011 г., I место — Чемпионат Сибирского федерального округа по тайскому боксу, г. Ангарск, 10–12.09.2010 г., I место — Чемпионат и Первенство Кузбасса по тайскому боксу, г. Киселёвск, 19–21.02.2010 г., II место — Кубок России по тайскому боксу, г. Омск, 2010 г., I место — Всероссийский турнир по тайскому боксу памяти героев-спортсменов, павших во время локальных войн, г. Кемерово, 20–23.12.2010 г., I место — Кубок России по тайскому боксу, г. Нижний Новгород, 07–14.03.2011 г., II место — Чемпионат Европы по тайскому боксу, г. Анталия (Турция), 23–29.04.2011 г. (присвоен КМС), обучается на факультете физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии.

-          Косых Сергей Викторович, 1994 г.р., КМС, 3 место — Первенство Европы по тайскому боксу, 24.05–01.06.2010 г., г. Рим (Италия).

-          Симонян Армен, 1996 г.р.,1 юн. разряд, 1 место — Первенство России по тайскому боксу, 08–12.09.2010 г., г. Анапа, 1 место — Всероссийский турнир по тайскому боксу имени П. Петровского, 20–24.12.2010 г., г. Кемерово.

-          Молтянинов Илья, 1994 г.р., 1 юн. разряд, 1 место — Чемпионат и Первенство СФО по тайскому боксу, 10.12.09.2010 г., г. Ангарск.

-          Мордовкин Дмитрий, 1994 г.р., 1 юн. разряд, 2 место — Чемпионат и Первенство СФО по тайскому боксу, 10.12.09.2010 г., г. Ангарск.

Данные показатели школы тайского бокса иллюстрируют нам качественную подготовку спортсменов и своевременно модифицируемые процессы социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с.

2.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с.

3.         Редліх, С. М. Спадкоємність та парадигмальність сучасної безперервної професійно-педагогічної освіти /С. М. Редліх, Н. В. Маринич, О. А. Козирєва //ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ.УН-ТУ ІМ. Т. ШЕВЧЕНКА. ПЕД. НАУКИ. — № 5 (264), 2013. Ч.ІІ. — С.54–61.

4.         Марініч, Н. В. Вивчення основ соціальної педагогіки як модель формування гуманістичної спрямованості особистості майбутнього педагога / Н. В. Марініч, О. А. Козирєва, Е. Ю. Шварцкопф, А. І. Платоненко //ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ.УН-ТУ ІМ. Т. ШЕВЧЕНКА. ПЕД. НАУКИ. — № 13 (272), 2013. Ч. ІІ. — С.261–271.

Основные термины (генерируются автоматически): тайский бокс, место, киселевск, непрерывное профессиональное образование, ангарск, ведущая деятельность, Кубок России, принцип формирования, процесс, система принципов.

Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности

Так, профессор, доктор технических наук А. П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

Под психической подготовкой Ж. К. Холодовым понимается система

На этапе начальной подготовки, главная задача профессиональной деятельности

Следует строго соблюдать в учебно-тренировочном процессе начинающего кикбоксера принципы систематичности и...

Применение инновационных методов обучения на занятиях по...

Научно-исследовательские кейсы: строятся по принципам исследовательской модели. Используются не для обучения, а

Вейт М. А. Технологическая организация непрерывного профессионального образования оптимальное условие развития инновационных процессов.

Роль предметной олимпиады в формировании...

В системе среднего профессионального образования наиболее актуально проведение

Призовые места были распределены в соответствии с качеством и полнотой выполнения

В дальнейшем планируется усовершенствование принципов организации и популяризация...

Система принципов управления обучающимися, занимающимися...

Нам необходимо проанализировать и определить систему принципов управления

- принцип единства всех категорий в целостном педагогическом процессе.

3. Принцип включения личности в условия получения непрерывного профессионального образования

Специфика самосовершенствования и самореализации...

Попытаемся сформулировать систему принципов педагогического взаимодействия спортсменов-регбистов и тренера-преподавателя по регби в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий

Принцип непрерывности профессионального образования у...

Развитие в России среднего профессионального образования...

непрерывное образование, профессиональное образование, обучение, развитие системы, факультет, дополнительное профессиональное образование, профессиональная деятельность, Россия, Институт...

Тенденции реализации непрерывного профессионального...

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, процесс образования взрослых.

Непрерывность образования в системе «школа – технический...» Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне...

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.

Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности.

Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности

Так, профессор, доктор технических наук А. П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

Под психической подготовкой Ж. К. Холодовым понимается система

На этапе начальной подготовки, главная задача профессиональной деятельности

Следует строго соблюдать в учебно-тренировочном процессе начинающего кикбоксера принципы систематичности и...

Применение инновационных методов обучения на занятиях по...

Научно-исследовательские кейсы: строятся по принципам исследовательской модели. Используются не для обучения, а

Вейт М. А. Технологическая организация непрерывного профессионального образования оптимальное условие развития инновационных процессов.

Роль предметной олимпиады в формировании...

В системе среднего профессионального образования наиболее актуально проведение

Призовые места были распределены в соответствии с качеством и полнотой выполнения

В дальнейшем планируется усовершенствование принципов организации и популяризация...

Система принципов управления обучающимися, занимающимися...

Нам необходимо проанализировать и определить систему принципов управления

- принцип единства всех категорий в целостном педагогическом процессе.

3. Принцип включения личности в условия получения непрерывного профессионального образования

Специфика самосовершенствования и самореализации...

Попытаемся сформулировать систему принципов педагогического взаимодействия спортсменов-регбистов и тренера-преподавателя по регби в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий

Принцип непрерывности профессионального образования у...

Развитие в России среднего профессионального образования...

непрерывное образование, профессиональное образование, обучение, развитие системы, факультет, дополнительное профессиональное образование, профессиональная деятельность, Россия, Институт...

Тенденции реализации непрерывного профессионального...

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, процесс образования взрослых.

Непрерывность образования в системе «школа – технический...» Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне...

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.

Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности.