Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Раджабов И. М., Гусейнова С. М. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4319/ (дата обращения: 16.08.2018).

Не вызывает сомнений художественно-эстетическая значимость музейной экспозиции в деле пропаганды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, приобщения подрастающего поколения к ценностям отечественной и мировой культуры. Особо следует выделить роль музейного делав развитии эстетического воспитания школьников в процессе проведения различных форм учебных занятий и внеклассных мероприятий — лекций, экскурсий, практических уроков изобразительного искусства и художественного труда, уроков-бесед, тематических классных часов, посвященных творчеству известных мастеров искусства и др.

Специфика музейных средств, сама художественная среда диктует условия для развития творческой инициативы учащихся, способствуя переходу от визуального ознакомления с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства к эстетическому восприятию художественных произведений, формированию гуманистической системы ценностей, нравственных ориентиров. В условиях школы следует выделять специальные помещения и мастерские для занятия учащихся различными видами творчества, кружков, организации музеев детского творчества, а так же хранилищ и экспозиционных коллекций музейных экспонатов, используемых в качестве дидактического материала.

Нельзя не согласиться с утверждением, что развитие эстетической культуры школьников в процессе координации взаимодействия музея и школы, способствует не только образовательно-воспитательным целям, но и формированию научного мировоззрения молодёжи.

Эффективность обучения и воспитания школьников на базе педагогического потенциала музейной экспозиции очевидна:

-          средоточие в залах и хранилищах музеев уникальных ценностей отечественной и мировой культуры способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры;

-          обучение и воспитание школьников посредством приобщения к музейным экспонатам способствует приобретению учащимися знаний на основе подлинных памятников отечественной и мировой культуры;

-          освоение специфики музейного дела способствует освоению школьниками методов художественно-творческой деятельности, привитии школьникам эстетической культуры;

-          в процессе изучения музейных коллекций учащиеся знакомятся не только с замечательными художественными традициями прошлого традиционным искусством, но и знакомятся с высокими образцами современного искусства.

Анализ деятельности дагестанских школ свидетельствует о необходимости развития интереса учащихся к музейной культуре с первых лет обучения, используя для этого привлекательные для детского восприятия свойства музейных экспонатов, — многоцветье, разнообразие объемных форм, орнаментальное и сюжетное декоративное оформление, связь с историческими явлениями и событиями и др., воспитывающие в детях художественный вкус, чувство прекрасного, активизирующие их познавательную деятельность. Проблема не только в развитии способности эстетического восприятия культурных ценностей, но и о воспитании оценочного отношения к явлениям действительности, произведениям искусства, музейным экспонатам, выработке определенной системы суждений. «То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными толчками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого, в последствии, будет строить его фантазия» [1. — С. 21].

Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности его восприятий, его представлений, интересов, способностей.

Вместе с тем, следует отметить, что система эстетического воспитания школьников посредством музейной экспозиции как источника новых знаний, основанная на возрастных, художественно-творческих особенностях детей, до сих пор не разработана. Ознакомление учащихся с музейной культурой, музейными экспонатами их эстетическими принципами и художественными приемами является важной стороной дисциплин эстетического цикла на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Многие педагоги недооценивают художественно-педагогический потенциал экспозиционного материала, не рассматривают музеи в качестве культурных центров, способствующих развитию            художественно-эстетического воспитания школьников.

Преобразование функциональной значимости музея из хранилища произведений искусства в центр национальной художественной культуры, формирующий мировоззрение, нравственно-эстетические критерии, историческое сознание молодого поколения имеет исключительно важное значение в духовно-нравственном и художественно-творческом развитии школьников в современных условиях [3. — С. 17].

Эффективной формой решения проблем художественно-эстетического образования, является организация собственного школьного музея. Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов и их систематизация поспособствуют воспитанию стремления к совершенствованию знаний и развитию интереса к дальнейшей целенаправленной исследовательской работе, воспитанию чувства гордости и глубокого уважения к отечественной истории, традициям и культуре. Кроме того, проведение уроков с использованием музейных экспонатов устраняет опасность механического усвоения материала, обеспечивает осознанное освоение учащимися уникального своеобразия произведений искусства, ознакомление с которым следует строить не только на словесных образах и репродуктивных примерах, но и непосредственном эмоционально-эстетическом восприятии явлений действительности, объектов отечественной и мировой культуры [2.- С. 85].

Недостаточное использование в современном образовательно-воспитательном процессе педагогического потенциала музейного дела обусловлено, в частности, различием условий эстетико-художественной предметной среды и, как следствие, неоднородным уровнем подготовленности учащихся школ, их степенью информированности о музейной культуре и экспозиционно-выставочной деятельности. Следовательно, назрела необходимость разработки новых дидактических условий познания музейной культуры школьниками, направленной на эмоционально-эстетическое восприятие культурных ценностей и явлений действительности. Освоение музейного дела, экспозиционно-выставочной деятельности может способствовать изучению школьниками отечественного культурного наследия, культурных ценностей мирового искусства.

Активизация педагогического потенциала музейного дела предполагает решение следующих задач:

-          выявить роль музейной экспозиции в развитии общего уровня художественной культуры духовно-нравственного становления школьников;

-          исследовать специфику воздействия и особенности восприятия учащимися традиционного творчества и высоких образцов современного изобразительного и декоративного искусства;

-          наладить сотрудничество образовательных учреждений и музеев республики;

-          продумать формы и методы использования колоссального культурно-ценностного потенциала, сосредоточенного в различных музеях, в художественно-эстетическом, духовно-нравственном воспитании школьников;

-          разработать методы активизации познавательной деятельности учащихся, их интереса к культурному наследию, восприятию духовно-нравственных ценностей, посредством музейной экспозиции;

-          разработать приёмы ознакомления школьников с основными направлениями и формами коммуникаций работы музеев;

-          раскрыть художественно-эстетический потенциал экспозиционного материала, особенности воздействия на мировосприятие его форм и содержания;

-          рассмотреть способы ознакомления учащихся школ с музейным делом и инновационными методами экспозиционно-просветительской работы музейных работников и др.

Колоссальный музейный экспозиционный материал, имеющийся в распоряжении педагогов и деятелей культуры нашей республики, позволяет вести исследование в обозначенном направлении — использовании образовательно-воспитательного потенциала музейного дела в развитии художественной культуры школьников, их приобщении к отечественным культурным ценностям.В Дагестане кроме краеведческих, художественных, вузовских, школьных музеев, есть и «музеи под открытым небом» — уникальные художественные центры, архитектурное и монументально-декоративное решение которых в значительной степени способствует приобщению к отечественному духовному наследию.

Однако в большей степени учащиеся общеобразовательных и других школ не включены в культурное музейное пространство, не достаточно используется огромный педагогический потенциал музейных средств, направленный на расширение их кругозора в развитии художественной культуры школьников. Контакты музеев и школ имеют давние традиции, но чаще всего учащиеся посещают музеи не систематично, без предварительной подготовки. Посещая те или иные музеи, школьники не получают достаточные сведения о роли музейных экспонатов в художественно-эстетическом воспитании школьников, не создается определенная дидактическая система приобщения учащихся к музейной культуре, не ведется предварительная работа, не ставятся задачи формирования исторического сознания, развития музейной художественной культуры учащихся с помощью музейных предметов.

На сегодняшнем этапе художественно-педагогический потенциал музея привязывается, как правило, к узким задачам одного-двух уроков, воспитательного экскурсионного мероприятия,тогда как комплексное и систематизированное использованное экспозиционного материала и музейного дела в образовательно-воспитательной системе дастучащимся более широкое представления об искусстве, окажет значительное воздействие на культурное развитие школьников, выполняя просветительскую миссию.

Литература:

1.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте — М., 1967.

2.                  Дамаданова С. Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. — Махачкала, 2005.

3.                  Раджабов И. М., Скоробогатов Д. В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре. — Махачкала, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): музейная культура, музейная экспозиция, мировая культура, развитие, явление действительности, экспозиционный материал, педагогический потенциал, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, историческое сознание.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Музей как средство ориентации личности на...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Педагогический потенциал музея в системе нравственного...

музей подчиняет содержание музейной деятельности формированию духовной культуры общества и его отдельных членов

Педагогический потенциал музея XXI в. наиболее ярко проявляется в том, что помогает преодолеть слабую межпредметную интеграцию в школе.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически): музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Ключевые слова: виртуальный музей, технология обучения, мировая художественная культура, познавательная активность.

Данная технология также позволяет компоновать желаемую экспозицию, самостоятельно выбирать маршрут [1].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Музей как средство ориентации личности на...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Педагогический потенциал музея в системе нравственного...

музей подчиняет содержание музейной деятельности формированию духовной культуры общества и его отдельных членов

Педагогический потенциал музея XXI в. наиболее ярко проявляется в том, что помогает преодолеть слабую межпредметную интеграцию в школе.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически): музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Ключевые слова: виртуальный музей, технология обучения, мировая художественная культура, познавательная активность.

Данная технология также позволяет компоновать желаемую экспозицию, самостоятельно выбирать маршрут [1].

Задать вопрос