Особенности организационно-управленческой практики по направлению обучения 040400.68 «Социальная работа» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Касаркина, Е. Н. Особенности организационно-управленческой практики по направлению обучения 040400.68 «Социальная работа» / Е. Н. Касаркина, М. А. Девятайкина, Т. А. Саттарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4308/ (дата обращения: 24.12.2024).

Руководство организационно-управленческой практикой студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.68 «Социальная работа» (квалификация (степень) «магистр») в рамках профиля «Теоретические и прикладные основы социальной работы в сфере социально-демографической политики России» по программе «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России», в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» осуществляет кафедра социальной работы.

Целями организационно-управленческой практики, являются:

-                   активное практическое участие студентов в организации и управлении социальной работой с семьей и детьми на базе учреждения или организации — объекта практики (потенциального работодателя) для овладения их эффективными технологиями, формами и методами;

-                   анализ достоинств и недостатков организационно-управленческой деятельности в сфере социальной работы с семьей и детьми на объекте практики, выработка и (по возможности) внедрение рекомендаций по ее совершенствованию;

-                   формирование у студентов профессиональных умений, навыков и компетенций, необходимых, для осуществления организационно-управленческой деятельности и дальнейшего трудоустройства в сфере семейно-демографической политики России [1, с. 3].

Основными видами работы кафедры, в ходе организации практики, являются: информирование студентов магистратуры 1 курса о целях и задачах практики; формирование «заказов» объектов практики по желанию студентов и работодателей; планирование мероприятий и видов деятельности на конкретных объектах практики; проведение установочной конференции по практике и инструктаж по технике безопасности; обозначение компетенций обучающегося, формирующихся в результате прохождения практики; разработка индивидуальных программ практики для каждого студента магистратуры, включающей обозначение видов работ, сроков выполнения, форм отчетности.

В качестве объектов организационно-управленческой практики выступают: государственные, коммерческие и некоммерческие учреждения, службы и организации социальной направленности, действующие в сфере семейно-демографической политики.

Студент магистратуры имеет право выбирать объект практики самостоятельно, однако одним из требований, является соответствие деятельности выбранного объекта научным интересам студента и тематике магистерской диссертации.

Рассмотрим особенности и результаты организационно-управленческой практики студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 04000.68 «Социальная работа» на конкретных примерах.

Так, к примеру, тема магистерской диссертации студентки Девятайкиной М. А. «Лица, имеющие семьи и освободившиеся из мест лишения свободы как объект социальной работы общественных организаций Республики Мордовия». Объект организационно-управленческой практики — общественная организация «Мордовский республиканский правозащитный центр» (ОО «МРПЦ»). Также в соответствии с темой магистерской диссертации студентки Саттаровой Т. А. «Семья в системе субъектов социальной защиты пожилых людей в России» определен объект практики — Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.

В ходе прохождения организационно-управленческой практики, на конкретных объектах, данными студентами магистратуры были решены следующие задачи:

-               проанализированы цели, задачи, законодательные и нормативно-правовые документы организационно-управленческой деятельности;

-               изучены субъекты, объекты, структура и особенности организации деятельности;

-               рассмотрены механизмы функционирования, технологии, методы и особенности управления;

-               охарактеризованы особенности делопроизводства и оформления документов, используемых в организационно-управленческой деятельности;

-               обоснованы планирование и контроль деятельности;

-               выделены специфика, достоинства и недостатки организационно-управленческой деятельности.

В ходе прохождения практики студенткой Девятайкиной М. А. были изучены особенности, цели, задачи и специфика организационно-управленческой деятельности ОО «МРПЦ». Отмечено активное практическое участие студентки в организационно-управленческой деятельности на объекте практики (в частности: изучение и активное участие в сортировке и ведении документов делопроизводства ОО «МРПЦ»; участие в совещаниях и семинарах членов общественной организации по вопросам планирования организационно-управленческой деятельности; ведение актов материально-бытового положения семей осужденных; организационно-управленческая деятельность по рассмотрению обращений родственников лиц, находящихся в местах лишение свободы; сбор и анализ информации о необходимой помощи для выявленных асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, для определения направлений дальнейшей работы). Студенткой проанализированы и обобщены достоинства и недостатки организационно-управленческой деятельности с семьями осужденных в ОО «МРПЦ».

Студенткой Саттаровой Т. А. в рамках практики были изучены особенности, цели, задачи и специфика организационно-управленческой деятельности Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия. Отмечено активное практическое участие студентки в организационно-управленческой деятельности на объекте практики (в частности: ведение документов делопроизводства; работа с документами необходимыми для поступления на государственную службу; подготовка документов об итогах работы системы социальной защиты населения РМ; анализ ведомственных целевых программ относящихся к лицам пожилого возраста и членам их семей). Саттарова Т. А. принимала участие в рядя социальных мероприятий на объекте практике — сбор и составление информации о реализации ведомственной целевой программы «Старшее поколение» на 2011–2013 гг.; анализ качества и доступности предоставления социальных услуг населению; подготовка отчета по ходу реализации «дорожной карты» по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и семей с пожилыми гражданами.

Важным в прохождении организационно-управленческой практики явилось участие студентов в организации и самостоятельное проведении тех или иных работ и мероприятий на объекте.

Например студенткой Девятайкиной М. А., по результатам выявленных и проанализированных особенностей организационно-управленческой деятельности «Мордовского республиканского правозащитного центра», самостоятельно было проведено социальное мероприятие — семинар для семей осужденных, с целью информирования по вопросам, возникающим в связи с пребыванием близкого человека в исправительном учреждении. Студенткой были выявлены и приглашены нуждающиеся в помощи семьи, разработан план семинара и организовано его проведение. Актуальность данного мероприятия была продиктована тем, что зачастую совершение близким родственником преступления, его осуждение и направление в места лишения свободы воспринимается как беда, несчастье, горе. И первая естественная реакция на случившееся — это желание помочь близкому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, вдали от дома и семьи, в необычных условиях лишения свободы. При этом у членов семьи возникает масса вопросов: «Как узнать адрес, где отбывает наказание родственник≤»; «Можно ли ему написать письмо или приехать на свидание≤»; «Можно ли выслать деньги или посылку≤»; «Какие вещи и продукты можно пересылать≤». Также не менее сложным является период, когда родственник освобождается из мест лишения свободы и возвращается домой. Результаты организованного социального мероприятия состояли в том, что все семьи посетившие семинар и утратившие связь с родственником, находящимся в местах лишения свободы нашли ответы на многие вопросы. Помимо этого им была роздана брошюра с подробными ответами на многие вопросы, с указанием инстанций куда можно обратиться за помощью. Данная брошюра была самостоятельно разработана Девятайкиной М. А.

Студентка магистратуры Саттарова Т. А., совместно с сотрудниками объекта организационно-управленческой практики (Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия), принимала активное участие в составлении плана мероприятия («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013–2018 годы)». В частности ею был проведен детальный анализ положения дел в сфере социального обслуживания пожилых граждан, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания пожилых граждан. Помимо этого студентка принимала непосредственное участие в разработке плана анализа качества и доступности предоставления социальных услуг населению в государственных учреждениях социального обслуживания населения Республики Мордовия, путем формирования анкет социологических опросов, планирования социологического исследования среди получателей услуг по следующим направлениям:

-        предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам через сеть государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия;

-        предоставление социальных услуг семьям с детьми отделениями социальной помощи семье и детям государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия;

-        предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам в отделениях социальной помощи на дому государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия.

Следует отметить, что обобщенный и проанализированный материал, усвоенный и собранный на практике, позволил студентам использовать его при написании магистерских диссертаций. В частности студенты конкретизировали проблему и цель своего диссертационного исследования, проанализировали нормативно-правовые основы организационно-управленческой деятельности в области социальной работы, подробно ознакомились с технологиями, методами и механизмами организационно-управленческой деятельности в области социальной работы.

К моменту завершения организационно-управленческой практики студентами был предоставлен комплект отчетных документов включающий: 1) индивидуальный план практиканта с полным описанием видов работ выполняемых в рамках практики, сроков выполнения, видов отчетности и отметок о выполнении; 2) отчет по организационно-управленческой практики с полным описанием проведенной работы; 3) дневник студента магистратуры с кратким описание результатов работы на практике; 3) приложения к отчету по практике (акты о внедрении результатов практики; отзывы с объекта практики; оценка студента магистратуры руководителем организационно-управленческой практики от кафедры социальной работы). Все документы представлены в соответствии с требованиями по их оформлению, утвержденными на кафедре социальной работы.

В заключении необходимо отметить, что организационно-управленческая практика, тесно взаимосвязана с учебными дисциплинами и учебной практикой, одновременно выступает как предшествующая для освоения программ педагогической, социально-проектной и исследовательской практик. В результате прохождения организационно-управленческой практики студенты магистратуры овладели рядом компетенций: общекультурных (способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность проявлять инициативу; способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и научных работ); профессиональных в области организационно-управленческой деятельности (способность комплексно использовать знания в области теории и практики управления в сфере социальной работы; способность разрабатывать стратегию и тактику реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных программ, направленных на решение социальных проблем и др.).

Литература:

                      1        Программа организационно-управленческой практики по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация (степень) «магистр» / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова, З. Н. Лазарева, А. А. Антипова. — Саранск: ООО «13 РУС», 2012. — 20 с.

Основные термины (генерируются автоматически): организационно-управленческая деятельность, Мордовия, социальная работа, организационно-управленческая практика, социальное обслуживание населения Республики, место лишения свободы, пожилой возраст, практик, семья, социальная защита населения Республики.

Похожие статьи

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Структура основных компетенций выпускника современного вуза. Анализ ГОС ВПО специальностей 230500 (СКСИТ) и 100200 «Туризм»

Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по дисциплине ОП.05 Уголовное право и процесс по теме «Особенная часть: досудебное производство» с применением технологии практико-ориентированного обучения на основе ФГОС

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Обучающий урок английского языка в рамках ФГОС.3 по теме «Строительные материалы» специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методика проведения правовая игра «Судебное разбирательство» в рамках закрепления темы «Субъекты и иные участники уголовного процесса» дисциплины «Уголовное право и процесс» (для специальности «Право и организация социального обеспечения»)

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Похожие статьи

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Структура основных компетенций выпускника современного вуза. Анализ ГОС ВПО специальностей 230500 (СКСИТ) и 100200 «Туризм»

Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по дисциплине ОП.05 Уголовное право и процесс по теме «Особенная часть: досудебное производство» с применением технологии практико-ориентированного обучения на основе ФГОС

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Обучающий урок английского языка в рамках ФГОС.3 по теме «Строительные материалы» специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методика проведения правовая игра «Судебное разбирательство» в рамках закрепления темы «Субъекты и иные участники уголовного процесса» дисциплины «Уголовное право и процесс» (для специальности «Право и организация социального обеспечения»)

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)