Эколого-оздоровительная работа в детском саду | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 03.10.2013

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Зайцева Е. С. Эколого-оздоровительная работа в детском саду [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4254/ (дата обращения: 18.10.2018).

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания — сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек, то есть он сам. Человеку тоже нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения от использования людьми природных богатств, об охране природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослых, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитание любви к природе — одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию, желанию любить и понимать природу. Экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами, красками природы.

Я считаю, что в данном процессе игра является верной помощницей воспитания. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать мир. Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники и досуги. Очень важным фактором является возрождение народных традиций, обрядов, обычаев. Поэтому для большего эмоционального воздействия на дошкольников я включала такие приемы, как музыкальное сопровождение, элементы театрализации, художественное слово. Важны и такие формы групповой работы, как конкурсы рисунков, выращивание вместе с детьми растений, сбор семян, ягод, наблюдения за объектами природы, проведение опытно-экспериментальной работы. Все эти формы работы могут быть включены в эколого-валеологические досуги. На эколого-валеологических досугах дети приобщаются к удивительному миру природы. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

В ходе любого досуга я осуществляю комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка.

1.         Формирую основы экологического мировоззрения и культуры.

2.         Развиваю познавательную активность с целью расширять и систематизировать знания в области экологии. Знания и умения детей проверяю при решении социально-значимых задач: как спасти Землю от экологической катастрофы.

3.         Воспитываю стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. В программу досугов включаю игры с элементами командного и личного содержания и эстафет, например «Живут в банановом лесу проказницы мартышки», «Веселые старты», «Кошкин дом» и т. д.

4.         Формирую здоровый образ жизни: тематические праздники («Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита»), тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.), что позволяет формировать положительное взаимодействие к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

5.         Демонстрирую спортивные достижения и знания основ экологического мировоззрения и культуры. Досуг совмещаю с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка»).

6.         Воспитываю нравственные качества. В досугах формирую дружеские взаимоотношения между детьми и гуманное отношение ко всему живому и окружающему.

В группе создана предметно-развивающая среда по формированию эколого-валеологического воспитания. Подобраны картотеки загадок, стихов, потешек, сказок, дидактических игр эколого-валеологического содержания, детская художественная литература, энциклопедии, сюжетные картины по данной теме; оборудован уголок природы, центр экспериментирования, где сконцентрирован природный и бросовый материал для развития творчества детей. В театральном уголке подобрала маски животных, шапочки-маски цветов, грибов, животных, насекомых для игр драматизаций. Оформлен физкультурный уголок для самостоятельной двигательной активности.

В результате проведенной работы: у детей появились представления о сезонных явлениях природы, они научились сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Дети научились квалифицировать представителей животного мира, соотносить представителей животного мира со средой обитания, научились выделять взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, классифицировать растения по видам. У детей сформировались практические навыки и умения ухода за животными и растениями. Тем самым, дети научились задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно, логично, понятно для собеседников, рассказывать о факте, событии, явлении, используя сложные предложения; правильно согласовывают слова и словосочетания в них; правильно объясняют значения слов. Отмечено уменьшение заболеваемости по сравнению с прошедшими годами.

В этой большой работе мне помогают родители, которые принимают активное участие при создании экологической библиотеки. Совместными усилиями детей и их родителей на территории дошкольного учреждения оформлен «лесной участок», экологическая тропа, участок для привлечения птиц (кормушки, домики), цветники (клумбы, розарий).

Родителей ознакомила с тематическими беседами и консультациями: «Куда пойти с ребенком в выходной», «Трава у дома», «Если ужалила пчела», «Здоровье ребенка в ваших руках».

С большим интересом и желанием воспитанники детского сада принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности, организуемых управлением дошкольного образования города Лабинска, где занимают призовые места и поощрительные призы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, знание, досуг, среда обитания, экологическое мировоззрение, экологический характер, экологическая культура, животный мир, детский сад, природа.

Похожие статьи

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда

экологическая компетенция, старший дошкольный возраст, ребенок, группа А, природа, живая природа, среда обитания, умение...

Воспитание основ экологической культуры старших...

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Формирование экологических представлений детей старшего...

...экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

природа, ребенок, среда обитания, уголок природы, экологическое воспитание, ухудшение состояния, дошкольный возраст, моя...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение. Важность экологического воспитания дошкольника.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников...

Первоначальные элементы экологической культуры формируются при взаимодействии детей с окружающим предметно-природным миром — растениями, животными, средой их обитания.

Психологические основы становления экологического сознания...

экологическое воспитание, экологическая культура, природа, ребенок, окружающая среда, экологическое сознание, длительный процесс, дошкольное воспитание, исследовательское поведение, ранний возраст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда

экологическая компетенция, старший дошкольный возраст, ребенок, группа А, природа, живая природа, среда обитания, умение...

Воспитание основ экологической культуры старших...

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Формирование экологических представлений детей старшего...

...экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

природа, ребенок, среда обитания, уголок природы, экологическое воспитание, ухудшение состояния, дошкольный возраст, моя...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение. Важность экологического воспитания дошкольника.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников...

Первоначальные элементы экологической культуры формируются при взаимодействии детей с окружающим предметно-природным миром — растениями, животными, средой их обитания.

Психологические основы становления экологического сознания...

экологическое воспитание, экологическая культура, природа, ребенок, окружающая среда, экологическое сознание, длительный процесс, дошкольное воспитание, исследовательское поведение, ранний возраст.

Задать вопрос