Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 09.10.2013

Статья просмотрена: 2053 раза

Библиографическое описание:

Якаева И. П. Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4237/ (дата обращения: 19.10.2018).

Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Для того, чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть.

Работая с детьми, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Я считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием.

Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор «Лего». Отличительной чертой Лего от других строительных комплектов послужило то, что Lego предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты. Лего — конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.

Дети с помощью занятий Лего — конструированием также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Целью моей работы стало: развитие речевой деятельности детей 4–5 лет посредством лего-конструирования.

Достижению цели способствовали следующие задачи:

-          научить ребёнка применять лего-конструктор в свободной игровой деятельности;

-          развивать мелкую моторику пальцев рук;

-          способствовать развитию грамотной речи детей.

-          развивать высшие психические функции.

Результат, который я ожидаю:

-          развита мелкая моторика;

-          увеличился словарный запас.

-          дети правильно и быстро ориентируются в пространстве.

-          развита способность сосредоточиться.

-          дети овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

-          дети научились общаться друг с другом, устраивать совместные игры.

-          дети уважают свой и чужой труд.

-          дети учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.

-          продолжает развиваться связная речь;

-          развивается математическое и пространственное мышление, память.

-          совершенствуется цветовое восприятие.

-          формируется эстетический вкус.

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Вначале, постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям образца нет — задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное — конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир.

В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают — и так исследуют мир вокруг себя. Вариантов скрепления Лего-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

Особенность конструирования предметов из Лего детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу воспитателя и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Лего-деталей, различными способами.

Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Для развития конструктивных способностей я создала предметно-развивающую среду в группе, которая является одним из условий развития творческой активности дошкольников. В нее входят: яркий красочный дидактический материал, мелкий настольный и крупный напольный материал, картотека игр со строительным материалом, картотека речевых игр, графические модели, мелкие игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.

Пособия, оборудования и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов.

Для удобства строительный материал и конструктор я расположила по коробкам разной величины.

В ходе лего-конструирования с детьми использую определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:

Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).

Предлагаю детям назвать знакомые детали строительного материала.

Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).

Самостоятельное выполнение детьми (помощь).

Идентификация с образцом.

Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

Сооружая постройку, всегда комментирую свои действия, обращаю внимание на новые конструктивные приемы, предлагаю рассмотреть получившиеся сооружение, привлекаю к его анализу, затем предлагаю воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях мы с детьми рассматривали картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки.

В процессе наблюдений стараюсь задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Существенным фактором в проведении конструирования считаю взаимосвязь с образовательными областями «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Так, познакомив детей со сказкой Л. Толстого «Три медведя», спрашивали: «Что можно построить для мишек≤ На чем сидела Маша≤ На чем спала≤», вспоминали элементарные постройки (стул, кровать), выбирали нужные строительные детали и начинали постройку.

Во время конструктивных игр всегда побуждаю детей к беседе, спрашиваю, кто будет в домике жить или кто построил этот дом≤ Вовлекая детей в разговор, учу вести диалог, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

При уборке строительного материала учу детей сравнивать, называть детали по цвету, форме, величине, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные в единственном и множественном числе (большие кирпичики, красные кубики, маленькие кубики, зеленые призмы).

Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Это способствует развитию диалогической формы речи.

В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяю воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Дети должны учиться благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.

Сравнительные результаты диагностического обследования по конструированию и речевому развитию дошкольников в возрасте 4–5 лет показали, что процесс работы способствовал развитию конструктивных навыков, у детей сформировались нравственные качества: трудолюбие, коллективизм, пополнился и обогатился словарный запас. Дошкольники учатся распределять роли, договариваться, оценивать друг друга, сравнивать, описывать, выделять ошибки. Меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, строительный материал, LEGO, развитие, конструирование, мелкая моторика, дошкольный возраст, конструктивная деятельность, предметный мир, пространственное мышление.

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGOконструирование покажет детям не стандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (4–7 лет).

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего... В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества.

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы собственного тела»...

Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое...

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет... Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием. Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать.

Особенности развития инженерного мышления детей...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGOконструирование покажет детям не стандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (4–7 лет).

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего... В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества.

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы собственного тела»...

Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое...

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет... Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием. Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать.

Особенности развития инженерного мышления детей...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Задать вопрос