Авторы: Михалищева Марина Александровна, Турукина Светлана Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 25.09.2013

Библиографическое описание:

Михалищева М. А., Турукина С. В. Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 113-114.

Актуальность внедрения опыта корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования Курганской области обусловлена тем, что сегодня в России этот способ подготовки педагогических кадров получает широкое распространение в различных учреждениях системы непрерывного образования педагогов.

Под корпоративным обучением понимают повышение образования и получение новых навыков и умений сотрудниками одной организации. Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей организации в целом.

По материалам исследований западных специалистов при увеличении расходов на корпоративное образование всего на 10 % общая эффективность работы компании вырастает на 9 %.

Практика же показывает, что при проведении курсов на базе образовательного учреждения активизируется инновационный потенциал педагогического коллектива, возрастает количество разработанных педагогами образовательных проектов.

Существует множество различных видов корпоративного обучения: семинары, лекции, тренинги, деловые игры.

Для каждой поставленной задачи специалисты института находят оптимальный способ обучения либо используют их комбинацию.

По регулярности проведения обучения его можно разделить на обучение систематическое и единоразовое — для решения конкретных задач.

Специалистами Центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» на базе двух учреждений профессионального образования (ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж», ГБОУ СПО «Курганский педагогический колледж») а также на базе Мишкинского ММИМЦ западного округа проводились курсы инновационного проектирования «Проектирование методического обеспечения реализации ФГОС» (разработка рабочих тетрадей, учебных пособий, методических рекомендаций).

Основная цель проведения таких курсов в форме корпоративного обучения: совершенствование компетентности методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения конкретного образовательного учреждения в части разработки элементов учебно-методического комплекса.

Проблема нового подхода к разработке учебно-методических комплексов (УМК) весьма актуальна в связи с изменениями, которые происходят в социально-экономической жизни нашего общества, в системе профессионального образования. Современное общество требует подготовки обучающихся (студентов), способных к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах. Современное образование происходит в новых условиях информатизации и отвечает на поступающие запросы информационного общества, прежде всего связанные с потребностью формирования умения работать с информацией.

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) оговариваются четкие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Одним из требований является обязательное обеспечение ОПОП учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа обучающихся также должна сопровождаться соответствующим методическим обеспечением.

В процессе корпоративного повышения квалификации слушателей в области разработки учебно-методического комплекса по выше названной образовательной программе были реализованы 3 модуля:

1.      Теоретико-проектировочный — 24 часа

2.      Практической апробации — 36 часов

3.      Итогово-аналитический -12 часов

Образовательным продуктом по итогам освоения модулей стали разработка материалов — заданий для организации самостоятельной работы студентов; разработка элементов методического обеспечения самостоятельной работы студентов и основной продукт — разработанный учебно-методический комплекс (сборник упражнений, рабочая тетрадь, методические рекомендации и т. д.).

В рамках освоения программы педагогическим работникам учреждений профессионального образования было необходимо овладеть методикой разработки элементов учебно-методического комплекса (УМК).

Во время работы у слушателей курсов возникали трудности в работе с разработкой элементов УМК. Затруднения возникли из-за того, что в образовательных учреждениях низкая осведомленность мастеров производственного и преподавателей в направлении развития и обновления учебно-методических комплексов; многие слушатели на лекциях впервые познакомились с понятием УМК, с обновленной структурой, с требованиями к оформлению учебных пособий.

При любом способе корпоративного обучения в конце отслеживается его эффективность. Формой итогового контроля по окончании курсов была защита разработанных УМК (сборник упражнений, рабочая тетрадь, методические рекомендации и т. д.). Оценку эффективности корпоративного обучения проводили специалисты ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий».

Опыт корпоративного повышения квалификации показал, что можно выделить следующие характеристики системы корпоративного обучения:

1.         Целенаправленность. Ориентированность всех проводимых курсовых мероприятий на постановку и реализацию целей развития профессиональной компетентности слушателей в части поставленной проблемы.

2.         Единство процессов накопления, выработки и трансляции знаний. Наличие в мероприятиях по обучению и самообучению компонентов творчества, разработок проектов оптимизации деятельности, принятия значимых решений.

3.         Открытость. Готовность слушателей курсов и специалистов института к обмену педагогическим опытом внутри коллектива, а также к передаче собственного опыта в информационный банк образовательного учреждения.

Чтобы обеспечить усвоение внешнего опыта и выработку внутреннего опыта учреждения, а так же распространение усвоенного и выработанного опыта внутри и вне данного образовательного учреждения необходимо для эффективности внедрения корпоративного повышения квалификации учитывать все элементы системы корпоративного обучения,

Литература:

1.                 Основные элементы системы корпоративного обучения http://atriz.ru/index.php≤id=47

2.                 Корпоративное обучение http://ru.wikipedia.org/wiki

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративного обучения, корпоративного повышения квалификации, повышения квалификации педагогических, профессионального образования, квалификации педагогических работников, учреждений профессионального образования, образовательного учреждения, Опыт корпоративного повышения, системы корпоративного обучения, педагогических работников учреждений, опыта корпоративного повышения, работников учреждений профессионального, развития образования и социальных, образования и социальных технологий», Целью корпоративного обучения, видов корпоративного обучения, в форме корпоративного обучения, корпоративного обучения в конце, эффективности корпоративного обучения, внедрения корпоративного повышения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос