Идеи современной здоровьесберегающей педагогики и специфика фитнеса | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сыскина Е. А., Козырева О. А., Аляпкина О. И. Идеи современной здоровьесберегающей педагогики и специфика фитнеса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4218/ (дата обращения: 20.10.2018).

Педагогика XX-XXI веков находится в постоянном поиске оптимальных условий сохранения и поддержания здоровья как ценности общества и здоровьесберегающих основ построения учебного и учебно-воспитательного процесса как векторов преобразования социальной и социально-профессиональной среды в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Не секрет, что постоянные конфликтные ситуации, пересечения интересов, нервозность субъектов среды создают условия для накопления отрицательного в опыте и психоэмоциональном комфорте, что впоследствии сказывается на здоровье в целом и определяет путь быстро утомляемого, плохо адаптируемого, легко раздражаемого, постоянно болеющего различными недугами организма в среде и обществе в целом.

Одним из средств реализации идей здоровьесберегающей педагогики в структуре преподавания физической культуры является фитнес. Слово “фитнес” произошло от английского выражения “to be fit”, что в переводе означает “быть в форме” [1], в это выражение вкладывается целая система организации не только обычных занятий физической культурой, но и формирование общей культуры, режима дня и питания, взглядов на жизнь, отношения к себе и к окружающим, т. е. формирование мировоззрения и моделей самоидентификации, самоопределения и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

Определим понятия, тесно связанные со здоровым образом жизни, становлением здоровой личности и результатом ее социализации, самореализации и самосовершенствования.

Под социализацией в фитнесе будем понимать ситуативно, личностно, социально значимый и гибко реконструируемый процесс включения личности в здоровые социальные, образовательные, профессиональные отношения, где гносеолого-синергетические и философские идеи фитнеса определяют построение социальных отношений субъектов общества и специфику их коррекции в структуре выявления и решения внутренних и мультисредовых отношений и преобразований личности, проходящей четыре ступени становления и развития: 1) объектный уровень — знакомство с традиционными и инновационными идеями здоровьесбережения на основе фитнес-программ и фитнес курсов, специфика моделирования отношений в большей мере на занятиях лежит на тренере-преподавателе, создающем и реализующем условия познания мира внутреннего и внешнего традиционными способами фиксации информации, выполнения элементарных движений и упражнений, принятия идей фитнеса и осознания потребностей человека, индивида, субъекта, личности; 2) индивидуальный уровень — на основе способов фиксации информации, сформированных основ фитнеса, тренер-преподаватель по фитнесу создает условия для индивидуализации изучения фитнеса в соответствии с основными противоречиями внутреннего и внешнего генеза, способствующих моделированию новых педагогических средств, приемов и методов здоровьесберегающей педагогики в фитнес-центрах; 3) субъектный уровень — изучение фитнеса на профессиональном уровне и получение документа, свидетельствующего о наличии профессионально-педагогических компетенций возможности преподавания фитнеса в центрах и клубах дополнительного образования; 4) личностный уровень — создание авторских центров организации занятий по авторским фитнес-программам, решающих определенный класс/тип задач здоровьесберегающей педагогики с учетом пола, возраста, социального статуса, интеллектуальных потребностей, мотивации занятий и пр.

Под самоидентификацией мы будем понимать процесс и результат внутреннего (личностного) понимания особенностей физического, интеллектуального, здоровьесберегающего, гражданского, патриотического, полового, нравственного, эстетического и пр. генеза, а также социального, опосредованного воздействия на внутренний мир личности, поиск которой неустанно раскрывает различные грани данной личности при включении ее в межличностные, межгрупповые отношения и внутренние способы преобразования моделей познания и преобразования объективного, способствующий становлению личности в культуре и спорте, науке и искусстве, деятельности и общении.

Под саморазвитием в фитнесе будем понимать процесс постановки и реализации целей качественно-количественных изменений во внутреннем мире личности и результатов ее самопознания и различного рода практики продуктивных, здоровьесберегающих отношений в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. Микросреда — это среда, состоящая из небольшого количества субъектов определенной деятельности и общения, включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений. Мезосреда — среда, состоящая из определенного, среднего количества субъектов определенной деятельности и общения (в нашем случае — в пределах численности всех занимающихся в фитнес-центре), включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений. Макросреда — среда, состоящая из определенного, большого количества субъектов определенной деятельности и общения (в нашем случае — в пределах региональных объединений фитнес-клубов, численность которых варьируется и лежит ниже предела 5 % общего количества субъектов регионального масштаба), включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений. Мегасреда — среда, состоящая из определенного, очень большого количества субъектов определенной деятельности и общения (в нашем случае — в пределах всех объединений фитнес-клубов, численность которых варьируется и лежит ниже предела 5 % количества субъектов данного масштаба), включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений — в нашем случае — занятием по фитнес-программам. Мультисреда — среда, создающая личность в полисистемном ее включении в различные микро-, мезо-, макро- и мегаотношения, особенность которых уникальна и не повторима, специфика продуктивности и здоровьесбережения определяет практическое и ситуативное решение противоречий личностного и социального генеза, т. е. личность рассматривается, с одной стороны, как результат и продукт формируемой и реконструируемой мультисреды, а с другой стороны, как ее механизм самозащиты и саморазвития.

Под самосовершенствованием вфитнесе будем понимать процесс и результат самостоятельного поиска противоречий, общих и специфических их решений в системе занятий фитнесом, стимулирующем личность к ведению здорового образа жизни, и, как следствие, ситуативным, индивидуально определяемым качественно-количественным изменениям в сфере деятельности и общения.

Под самореализацией вфитнесе будем понимать процесс самостоятельного поиска путей социализации, самоидентификации, самоутверждения через фитнес, где продукты деятельности и общения личности будут объяснять природу, потребности и специфику постановки и решения проблем многоплановых социальных отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

Под самоутверждением будем понимать процесс и результат вхождения личности в среду социальных, профессиональных, досуговых и пр. отношений на основе идей (принципов) и продуктов деятельности и общения.

Определим систему принципов социально-педагогического взаимодействия в группах, занимающихся по фитнес-программам (Е. А. Сыскина):

1.                          Принцип позитивного эмоционального фона социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующего принятие идей и моделей ЗОЖ:

-          принцип формирования адекватной, позитивной самооценке при необходимом уровне притязаний личности в процессе всех направлений социализации и самореализации (спорт, искусство, наука, религия);

-          принцип создания условий для получения продукта социальных отношений материального и морального генеза, обеспечивающего становление и раскрытие многогранных возможностей личности в деятельности и общении;

-          принцип взаимопомощи и тактичности, гуманизма и толерантности, состоятельности и практицизма, устойчивости и креативности, рациональности и иррациональности в социальном взаимодействии;

-          принцип меры (нормы) и учета индивидуальных особенностей личности в структуре выявления полисистемных противоречий различного уровня и практики;

-          принцип физической, психической, интеллектуальной и пр. нагрузки на организм при учете философии гедонизма.

2.                          Принцип оптимального управления и синергетической основы включения личности в процессы самопознания, самоопределения, самовоспитания, самореализации, самосовершенствования и практики:

-          принцип становления личности в процессе формирования самостоятельности и культуры самостоятельной работы в контексте ее четырехуровневой модели;

-          принцип фасилитации в моделировании и практике отношений и способов преобразования объективного, определения и реконструкции традиционного, трансформации и модификации проблемного, верификации и обусловленности инновативного;

-          принцип унификации записи достижений в социально-педагогическом взаимодействии.

3.                          Принцип неоднородности развития личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах:

-          принцип устойчивости и креативности личности в отражении и преобразовании внутреннего мира;

-          принцип востребованности и направленности личности в среде и деятельности;

-          принцип учета возрастных и ситуативно возникающих (определимых) кризисов в становлении и развитии личности;

-          принцип неустанного поиска и вариативного подбора моделей нагрузок, видов взаимодействия и способов реализации целей.

4.                          Принцип взаимосвязи внутреннего и внешнего в различных моделях субъектного и средового генеза:

-          принцип единства теории и практики;

-          принцип единства сознания и деятельности;

-          принцип единства физического, духовного и интеллектуального начала в развивающейся личности;

-          принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в практике социальных отношений;

-          принцип единства и целостности качеств, моделей, чувств, образов личности в структуре становления и формирования;

-          принцип взаимосвязи воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, контроля и самоконтроля, развития и саморазвития, образования и самообразования и пр.

-          принцип взаимосвязи всех антропологически обусловленных процессов педагогического генеза;

-          принцип детерминации ценностного потенциала личности в общении и деятельности.

Итак, данная система принципов социально-педагогического взаимодействия не может быть единожды и навсегда построена, но ее реконструкция сообразно будет изменять вектора преобразования и систему педагогически обусловленных результатов [2].

Неустанный поиск субъектов среды определяет качество и уровень жизни, потребности, интересы, специфику отношений, нравы, традиции, способы и методы познания и преобразования объективной реальности, модели отношений и нюансы воздействия на условия социальных отношений, где продукты представляют опосредованную ценность, уникальность которых не унифицируется, а идентифицируется, т. е. как отмечал Протагор — «Человек есть мера всех вещей».

Литература:

1.         http://sportschools.ru/page.php?name=chto_takoe_fitness

2.         Сыскина, Е. А. Специфика фитнес и идеи современной здоровьесберегающей педагогики / Е. А. Сыскина, О. А. Козырева // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник трудов Международной научно-практической конференции (13–20 октября 2012 г.): в 3-х частях / под ред. В. В. Крашенинникова. — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2012. — Ч.3. — С. 96–99.

3.         Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–552–7.

4.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.

Основные термины (генерируются автоматически): какой-то образ, социально-педагогическое взаимодействие, отношение, среда, принцип, общение, деятельность, физическая культура, внутренний мир личности, здоровый образ жизни.

Похожие статьи

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

здоровый образ жизни, физическая культура, спортивная деятельность, физическое воспитание, человеческая деятельность, спорт, ценность спорта, физическая деятельность, социальный феномен, достижение.

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Идея развивающейся личности в быстро изменяющемся мире неразрывно связана с гуманистической тенденцией развития общества.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

О. Л. Трещева считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни...

Система принципов педагогического взаимодействия...

принцип состоятельности личности в деятельности и общении

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, III, классификация систем принципов, отношение, принцип, система принципов, физическая культура.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]: Организация взаимодействия ДОО и семьи.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

физическая культура, процесс формирования личности, физическое совершенство, профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, спорт, здравомыслящий человек, физическое состояние, жизнь...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование, укрепление здоровья, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, Узбекистан, физическая активность...

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ), по мнению О. Н. Московченко — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

здоровый образ жизни, физическая культура, спортивная деятельность, физическое воспитание, человеческая деятельность, спорт, ценность спорта, физическая деятельность, социальный феномен, достижение.

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Идея развивающейся личности в быстро изменяющемся мире неразрывно связана с гуманистической тенденцией развития общества.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

О. Л. Трещева считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни...

Система принципов педагогического взаимодействия...

принцип состоятельности личности в деятельности и общении

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, III, классификация систем принципов, отношение, принцип, система принципов, физическая культура.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]: Организация взаимодействия ДОО и семьи.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

физическая культура, процесс формирования личности, физическое совершенство, профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, спорт, здравомыслящий человек, физическое состояние, жизнь...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование, укрепление здоровья, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, Узбекистан, физическая активность...

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ), по мнению О. Н. Московченко — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное...

Задать вопрос