Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 30.08.2013

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Белова С. В. Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 84-87. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4165/ (дата обращения: 15.08.2018).

Включение детей с проблемами в развитии устной и письменной речи в исследовательскую и проектную деятельность, использование учителем-логопедом игровых методов и методов группового взаимодействия, применение тестовых технологий, цифровых образовательных ресурсов и мультимедийных технологий на логопедических занятиях с младшими школьниками — важные звенья обновления содержания образования и организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Это приобретает особую значимость в условиях введения новых государственных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) в практику школ и реализации требования приоритетного формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, технология проекта, проектная деятельность, детский познавательно-развлекательный журнал.

Актуальность использования новых технологий в работе с учащимися с речевыми нарушениями и нарушениями письменной речи не подлежит сомнению. Новое время ставит перед нами новые задачи. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие у детей умения учиться, умения самостоятельно добывать знания, (работая со справочной и научной литературой, различными источниками информации). Учащиеся начальных классов должны научиться объективно оценивать себя и свои достижения, знания и умения в той или иной учебной области, области познания мира, обладать навыками рефлексии деятельности, уметь замечать свои недостатки и выбирать пути их исправления. В современных документах об образовании речь идет о развитии личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В решении этих и других задач образования и воспитания, диктуемых требованиями ФГОС НОО, учителю помогают технологии проектной деятельности, технологии сотрудничества, ТРИЗ-технологии, тестовые, игровые методы обучения и развития, а также цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные технологии.

Данный перечень образовательных средств и технологий могут взять на вооружение и школьные учителя-логопеды, осуществляющие коррекционно- развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Использование современных техник и технологий обучения наряду с традиционными и общепринятыми способно поднять обучение детей-логопатов на качественно новый уровень и значительно повысить интерес школьников к логопедическим занятиям.

Представляем вашему вниманию опыт организации проектной деятельности учащихся 3-их классов, страдающих нарушением устной и письменной речи (уч-ся 3 «а», 3 «б» классов с общим недоразвитием речи III ур. реч. развития, уч-ся с несформированностью лексико-грамматической стороны речи и связной речи, уч-ся с фонематическим недоразвитием), занимавшихся на школьном логопункте МБОУ СОШ № 10 г. Пензы в 2010–11 гг. Проект на тему: «Злая или добрая сила у Бабы-яги≤» осуществлялся детьми под моим руководством в течение 1 месяца (с середины февраля до середины марта 2011г.) и закончился созданием детского познавательно-развлекательного журнала «Ягинишна и К○».

Под технологией проектапонимается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В нашем случае речь идёт об исследовательском проекте,направленном на исследование сущности одного из сказочных персонажей — Бабы-Яги- как в самих сказках, так и в мультфильмах, фильмах, произведениях искусства, компьютерных играх, мифологии и истории славян. Количество участников проекта — 8 человек.

В ходе проекта дети прошли все этапы “взрослого” исследования (начиная с формулировки проблемы, выдвижения гипотез, постановки эксперимента, обзора источников информации по теме исследования (литературные источники — читали и анализировали 12 сказок с участием Бабы-Яги, работали со статьями энциклопедий «Всё обо всём», «Я познаю мир», «Мифология», толковыми словарями и словарями современного русского языка, искали и анализировали интернет-ресурсы (картинки, статьи, песни, мультфильмы и фильмы с участием Бабы-Яги, картины художников и иллюстрации, карикатуры, загадки, анекдоты и др.) и заканчивая формулировкой выводов в группах или центрах (Центре знатоков русского языка и литературы, Центре учёных и историков, Центре искусств и мультимедийных технологий — так мы назвали рабочие группы детей) и защитой проектных работ (по выбранному 1 или 2 критериям анализа образа Бабы-Яги). Всего таких критериев у нас было 11:

-          Образ Бабы-Яги в русских народных сказках;

-          Происхождение имени Баба-Яга и прозвищ «костяная нога» и «золотая нога» (Этим занимался Центр знатоков русского языка и литературы);

-          Происхождение Бабы-Яги и избушки на курьих ножках, Родина Бабы-Яги (музей Бабы-Яги в с. Кукобой) — изучением этих вопросов в рамках мифологии, истории и культуры славян были заняты представители Центра учёных и историков;

-          Образ Бабы-Яги в советских и современных мультфильмах, фильмах и Современная Баба-Яга (сказки современных писателей, аудиосказки, аудиоспектакли);

-          Образ Бабы-Яги в музыке (современной и классической);

-          Смешная и весёлая Баба-Яга (мультфильмы, анекдоты, карикатуры, видеоролики);

-          Баба-Яга на картинах художников и иллюстраторов;

-          Баба-Яга как персонаж компьютерных игр (Эта работа проводилась представителями Центра искусств и мультимедийных технологий).

По следам проектной деятельности учащихся был создан детский познавательно-развлекательный журнал «Ягинишна и К○», всоздании которого принимали самое активное участие как сами дети, так и их родители (придумывание названия, оформление обложки журнала, наполнение рубрик, викторины, творческие работы, поделки и др.)

Рис. 1. Исследование и творческие работы учащихся

При планировании эксперимента мы исходили из полученных в ходе анкетирования результатов (опрос проводился среди уч-ся 3 Б класса нашей школы -21 человек).

Таблица 1

Результаты проведённого в классе анкетирования

Т. к. большинство школьников сочли Бабу-Ягу злой или очень злой, плохой, страшной, даже жестокой, ужасной (18 человек и только в 2 случаях Баба-Яга была названа и доброй и злой одновременно и ещё в 1 случае злой и смешной), мы «заложили» отрицательные характеристики и в саму гипотезу исследования. Так, мы предположили, что Баба-яга — вымышленный герой русских народных сказок, не отличающийся примерным поведением и хорошим характером.

Проблемные вопросы были следующими:

-          Что скрывается за именем «Баба-яга», прозвищами «костяная нога», «золотая нога»≤

-          Какие секреты есть у избушки на курьих ножках≤

-          Злой или доброй силой обладает в сказках, мультфильмах и других изданиях для детей Баба-яга≤

-          Можно ли оправдать плохие поступки Бабы-яги и её зловредное поведение в ряде сказок, мультфильмов, кино≤

-          — Достойна ли Баба-яга уважения и если да, то за что≤

На заключительном этапе проекта- при подведении итогов аналитической работы школьников в группах (названных ранее центрах) и защите проектных работ выяснилось, что победителем оказалась положительная Баба-Яга (у неё 6 побед, у отрицательной -3 победы (происхождение имени, мультфильмы, смешная Баба-Яга) и в 2 случаях счёт был равный (происхождение Яги и её избушки, Баба-Яга у художников, иллюстраторов). Выдвинутая нами гипотеза не оправдалась, что стало поводом для нашей общей радости. Это означало, что Баба-Яга была оправдана не только у нас, но и в глазах одноклассников.

В данном проекте были затронуты следующие области знаний: литературное чтение, русский язык и развитие речи, история и культура. Включение детей с проблемами в развитии устной и письменной речи в широкую исследовательскую деятельность через методы группового взаимодействия послужило стимулом к их познавательному и речевому развитию, способствовало продвижениям детей в овладении универсальными учебными умениями и действиями и положительным образом отразилось на их читательской культуре и нравственном развитии. «Интеллектуальная» радость, положительные эмоции, состояние успеха — всё это сопровождало детей в ходе проектной деятельности. А дипломы и награды — тому подтверждение.

Рис. 2. Этапы и сроки реализации проекта

Рис. 3. Выводы по исследованию

Литература:

1.                          Толковые словари и словари современного русского языка (В. И. Даля, под. ред. Н. Ю. Шведовой, С. И. Ожегова и др.)

2.                          Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

3.                          Энциклопедии для детей: «Всё обо всём» (т. 8, 9) и «Я познаю мир. Мифология».

4.                          Мифология/ Сост. е.С.Иванова. — М.: Росмэн, 2010.

5.                          Русские народные сказки/ из сб. А. Н. Афанасьева- М: Худ. Лит., 1977.

6.                          Книга для чтения в 1–5 классах/Сост. е.П. Журавлёва.-Челябинск, 1993.

7.                          Картины и иллюстрации И. Я. Билибина, В. П. Васнецова и др. художников.

8.                          Ресурсы Интернет-сети.

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, проектная деятельность, детский познавательно-развлекательный журнал, III, проектная деятельность учащихся, русский язык, костяная нога, золотая нога, групповое взаимодействие, включение детей.

Похожие статьи

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков...

Библиографическое описание: Новосельцева Н. В. Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта

включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

Проектная деятельность как одна из форм построения...

Библиографическое описание: Утемова Г. Е. Проектная деятельность как одна из форм построения

- рисование по клеточкам «Золотая рыбка», «Корабль царя Гвидона», «Белочка», «Лебедь»; - игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая».

Реализация образовательного проекта «Русский валенок»...

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная. Организация деятельности:индивидуальная, групповая. Предполагаемые результаты: − У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах...

Проектная деятельность как средство развития...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования... Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность...

Использование проектного метода в работе логопеда

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

- последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Научный журнал.

2) Познакомить с новыми играми по развитию познавательной деятельности.

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М, 1986; Детские подвижные игры народов СССР.

Проектная деятельность на уроках русского языка

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг. Проектная деятельность на уроках русского языка.

Принцип коммуникативностиобъединяет идею развития связной речи учащихся и изучение речеведческих понятий (связанные с...

Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Кроме того, внеурочная деятельность оказывает помощь ребенку в поисках «себя», способствует

Среди учителей школ, чьи учащиеся принимали участие в деятельности данного детско-взрослого...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков...

Библиографическое описание: Новосельцева Н. В. Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта

включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

Проектная деятельность как одна из форм построения...

Библиографическое описание: Утемова Г. Е. Проектная деятельность как одна из форм построения

- рисование по клеточкам «Золотая рыбка», «Корабль царя Гвидона», «Белочка», «Лебедь»; - игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая».

Реализация образовательного проекта «Русский валенок»...

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная. Организация деятельности:индивидуальная, групповая. Предполагаемые результаты: − У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах...

Проектная деятельность как средство развития...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования... Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность...

Использование проектного метода в работе логопеда

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

- последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Научный журнал.

2) Познакомить с новыми играми по развитию познавательной деятельности.

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М, 1986; Детские подвижные игры народов СССР.

Проектная деятельность на уроках русского языка

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг. Проектная деятельность на уроках русского языка.

Принцип коммуникативностиобъединяет идею развития связной речи учащихся и изучение речеведческих понятий (связанные с...

Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Кроме того, внеурочная деятельность оказывает помощь ребенку в поисках «себя», способствует

Среди учителей школ, чьи учащиеся принимали участие в деятельности данного детско-взрослого...

Задать вопрос