Библиографическое описание:

Васильева Н. М. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3996/ (дата обращения: 13.12.2017).

Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья человека. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В соответствии с ФГТ одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников является «Физическое развитие», которое включает в себя образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье». Эти области взаимосвязаны, и наша основная задача — сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей на основе интеграции образовательного процесса.

Реализация образовательной области «Физическая культура» при организации образовательного процесса по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста несёт в себе цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к плаванию, гармоничное физическое развитие.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации: совместной деятельности инструктора по физической культуре и детей в бассейне; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности с семьёй.

Реализация образовательной области «Здоровье» при организации образовательного процесса по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста предполагает следующую цель: охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, по рекомендациям федеральных государственных требований, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В разработанное комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса для всех возрастных групп интегрирован валеологический блок.

В ДОУ разработана «Программа оздоровления воспитанников», основная цель которой — сохранение и укрепление здоровья детей. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа.

Большое внимание физкультурно-оздоровительной работе уделяют и специалисты детского сада. Так при реализации образовательных областей воспитатели применяет во всех возрастных группах: пальчиковые игры; упражнения для глаз; гимнастику (релаксация); массажеры для рук (орешки, палочки); проводятся тематические занятия «Мы любим спорт», «Мы гуляем», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» и др.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует валеологические песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день, слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковой игрой, используется дыхательная гимнастика, элементы звукотерапии, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

Вместе с педагогом-психологом разрабатываем и проводим адаптационные мероприятия в бассейне с детьми раннего возраста, психогимнастику на напряжение и расслабление мышц.

В процессе организации плавания в бассейне дети знакомятся с особенностями строения своего тела, организма, изучают правила общественной гигиены, получают навыки личной гигиены. Кроме этого дети получают навыки по ОБЖ: о закаливании организма, необходимости заботиться о своем здоровье, учатся оказывать первую помощь пострадавшему на воде, знакомятся со свойствами воды, безбоязненному к ней отношению. При проведении разминки на суше и в воде дети выполняют упражнения для профилактики плоскостопия и коррекции нарушения осанки.

После плавания привлекаем детей к уборке инвентаря и пособий. То есть, проводим интеграцию с образовательной областью «Труд».

Самостоятельная деятельность детей.

Степень самостоятельности при организации плавания зависит от вида занятия и возраста воспитанников. Считаем, что детям нужно давать возможность самостоятельно поиграть в те игры, какие они хотят. В эти моменты надо внимательно следить за их игрой т. к. в это время происходит рождение новых игр, сценариев, соревнований. Самостоятельную деятельность детей лучше организовывать во второй половине года, когда у детей сформирована основная часть навыков.

Взаимодействие с воспитателями.

Слаженность в работе — залог хорошего результата. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя.

-          Перед купанием и после каждого купания мы с воспитателями обязательно обмениваемся информацией и впечатлениями о детях. Прежде всего, обговариваем вопросы здоровья и самочувствия детей, ситуации, которые нам показались странными, нетипичными, с кем из детей необходимо поработать индивидуально. Обязательно проводим такие беседы при поступлении новичков или детей с проблемами.

-          Праздники, развлечения проводятся с обязательным участием воспитателей. Они помогают осуществлять страховку, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, проводят индивидуальную работу с ослабленными и особыми детьми.

-          Во время плавания используем игры, в которые играют дети с воспитателями на прогулках, на физкультурных занятиях.

-          В нашем бассейне проводятся выставки детских рисунков на морскую (водную) или спортивную тематику, по мотивам прошедших мероприятий в бассейне.

Пропаганда ЗОЖ:

-          беседы о пользе регулярного посещения бассейна, о пользе плавания для здоровья;

-          беседы о строении, функционировании, целостности организма;

-          мини-театры на разные актуальные в настоящее время темы: «Как себя вести себя в воде?», «Зачем делать зарядку?», «Твой носовой платок» и т. п.;

-          беседы о спортсменах, о спорте, о спортивных достижениях членов семей, выпускников детского сада, об активном отдыхе семьи.

-          Совместно с воспитателями создаем предметно-развивающую среду, как в бассейне, так и в группах.

-          Совместно проводим работу с родителями.

Направления работы с родителями:

1.      Создание информационного пространства.

В каждой группе имеется информационный уголок для специалистов, где размещаем просветительскую информацию о пользе плавания, закаливания, занятий физической культурой, о здоровом образе жизни. Информация оформляется в виде консультаций, памяток, рекомендаций, фотостендов, папок-передвижек.

Информационные листы «Внимание! Внимание!» выпускаем 1 раз в квартал. В них сообщаем об успехах детей в обучении плаванию, о том, как прошли праздники на воде, хвалим всех, кто поплыл самостоятельно. Это мини-стенгазета со свежими новостями.

2.      Активное взаимодействие с родителями.

Как показывает практика, не теряют своей актуальности выступления на родительских собраниях с показом условий бассейна, рассказа о том, где и чем занимаются их дети. В конце года знакомим родителей с результатами диагностики и планами на следующий год.

В детском саду много лет работает семейный клуб «Содружество». Традиционно одно из занятий клуба ежегодно посвящено организации плавания в бассейне детей первой младшей группы, т. к. они начинают регулярно посещать бассейн.

Привлекаем родителей к участию в педагогическом процессе ДОУ, для этого организовываем:

-                   праздники спорта и здоровья, где родители выступают в качестве болельщиков, жюри и фотографов;

-                   дни открытых дверей. Родители посещают занятия, узнают подробно о достижениях детей;

-                   создание условий для развития детей: «Родительская мастерская» — помощь родителей в изготовлении пособий, игр и игрушек (плоты, рыбки, монетки и т. п.); «Акция добрых дел» — родители с детьми привозят из отпуска камушки, ракушки, сухих рыбок и т. п., которые используем в качестве пособий или для оформления помещений;

-                   конкурсы и выставки детских работ;

-                   домашние задания. Родителям предлагается дома во время купания в ванне сделать те упражнения, которые у ребенка не получаются (опустить нос в воду, открыть глаза в воде, пускать пузыри и т. п.). Другой вид домашних заданий — найти определенную информацию, например, о видах спорта, об олимпиаде и т. п., используя интернет или энциклопедическую и популярную литературу.

-                   действенный результат дают индивидуальные беседы, когда родители могут все спросить, а инструктор по плаванию — рассказать только о том ребенке, с кем ведется беседа.

Так же используем для информационного поля для родителей сайт детского сада, где имеется страничка инструктора по физической культуре. На данной странице родители и все заинтересованные лица могут найти консультативный материал и информацию об организации плавания в дошкольном учреждении.

Таким образом, система интеграции образовательных областей в ДОУ представляет собой совокупность разнообразных форм работы с детьми, способствующих формированию у них основ культуры здоровья.

Современная модель образования предусматривает воспитание человека, уверенного в своих силах, присущих ему способностях, умеющего ими распоряжаться, а значит сильного и здорового. Обеспечение в образовательной среде условий сохранения и укрепления здоровья как целостного феномена личности позволит нормализовать функционирование детского организма и сохранить его внутреннее состояние.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательных областей, области «Физическая культура», Интеграция образовательных областей, организации плавания, детского сада, здоровья детей, образовательного процесса, физического и психического здоровья, плаванию детей старшего, обучению плаванию детей, детей старшего дошкольного, образовательной области, организации образовательного процесса, физической культуре, образовательные области «Физическая, образовательной области «Физическая, образовательной области «Здоровье», Реализация образовательной области, старшего дошкольного возраста, о пользе плавания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос