Автор: Верхорубова Оксана Викторовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Верхорубова О. В. Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3813/ (дата обращения: 13.12.2017).

Подготовка высококвалифицированных специалистов, а именно, будущих учителей связана с укреплением и сохранением здоровья у студенческой молодежи. Основным средством поддержания уровня хорошего здоровья в современном обществе является физическая культура.

Физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной деятельности. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 гг». указывается, что решение задач по укреплению здоровья населения, особенно у подрастающего поколения включает в себя возможность привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом [5].

Однако традиционные виды физического воспитания постепенно утрачивают интерес для молодежи, особенно для девушек. Новые виды двигательной активности, появившиеся в 1980-х годах, и активно развивающие в настоящее время приобретают все большую популярность, особенно для молодежи. Перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных и привлекательных средств и форм занятий физическими упражнениями, доступных для студентов.

В числе факторов, способствующих появлению новых видов двигательной активности, профессор В. М. Смолевский называет:

-       поиск нового в данной сфере;

-       неудовлетворённость гимнастикой в той её форме, которая преподаётся;

-       рекламу новых видов гимнастики зарубежного образца [4, c.12].

Желание быть подвижными, уверенными и красивыми способствует более активному вовлечению девушек в занятия новыми видами. Однако, как показывает практика, только 3 % студентов занимаются новыми видами физического воспитания.

На наш взгляд, одной из причин недостаточного понимания значения новых видов девушками является слабая информированность и недостаточно эффективная пропаганда здорового образа жизни педагогами физической культуры, а также средствами массовой информации: прессой, телевидением и т. д. В то же время отметим, что до 70 % американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 60 % из них имеют информацию о новых видах физической активности.

Одним из нетрадиционных видов двигательной активности является оздоровительная аэробика.

По мнению Е. С. Крючек, оздоровительная аэробика — «одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой» [2]. Она стала эффективным средством пропаганды и одним из эффективных способов формирования здорового образа жизни для студентов [1,2,3].

Перечислим лишь некоторые положительные стороны влияния аэробики: менее подверженность стрессам; благоприятное течение беременности и родов; отличное самочувствие; глубокий полноценный сон; красивая фигура; уверенность в собственных силах; повышенная работоспособность и др.

Методика преподавания аэробики была ориентирована на воспитание у cтудентов мотивации к здоровому образу жизни.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа в течение трех лет на кафедре физического воспитания Брянского государственного университета им.акад. И. Г. Петровского. В ней приняли участие экспериментальная и контрольная группа студентов факультета истории и международных отношений 1 курса в количестве по 15 человек в каждой.

Занятия по физическому воспитанию контрольной группы проводились в соответствии с государственной программой «Физическая культура» два раза в неделю по 4 часа. На занятиях со студентами экспериментальной группы того же факультета применялась программа «Оздоровительная аэробика» с использованием видов аэробики: танцевальная аэробика, бодибалет, сальса, тай-бо и др. два раза в неделю по 4 часа.

Методами комплексного внедрения в учебный процесс физического воспитания оздоровительной аэробики являются:

-          на когнитивном этапе — лекционные занятия, самостоятельное изучение методической литературы, анализ и обобщение теоретических и методологических основ оздоровительной аэробики, итоговый контроль знаний;

-          на деятельностном этапе — круговая и силовая тренировка, относящаяся к специфическим методам обучения;

-          на практико-ориентированном этапе — самосовершенствование и саморазвитие студента, субъект-субъектное взаимодействие участников учебного процесса, рефлексия, самоанализ и самооценка.

Эффективность разработанной нами системы использования оздоровительной аэробики была оценена на основе полученных данных по методике М.Рокича «Ценностные ориентации личности». Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности личности.

Респондентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Анализируя иерархию ценностей студентов экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента, была обнаружена следующая их группировка. В экспериментальной группе были выделены:

-          ценности личной жизни (1–6 ранговые позиции);

-          профессиональные ценности (7 ранг);

-          ценности самоутверждения (8–11 ранговые позиции);

-          ценности самореализации (12–13 ранг);

-          ценности саморазвития (14–15 ранг);

-          ценности самовыражения (16–18 ранговые позиции).

В контрольной группе были получены следующие результаты:

-          ценности личной жизни (1–8 ранговые позиции);

-          ценности самоутверждения (9–14 ранговые позиции);

-          ценности самореализации (15–16 ранг);

-          эстетические ценности (17–18 ранговые позиции).

После окончания опытно-экспериментальной работы участникам обоих групп было предложено повторно проранжировать виды ценностей. Необходимо отметить, что по окончании работы в контрольной группе не произошло изменений в списке ценностей.

В экспериментальной же группе студенты выделили следующие группы ценностей (в соответствии с их ранговой позицией): ценности саморазвития (1–5 ранговые позиции); ценности самовыражения (6–9 позиции); ценности личной жизни (10–18 ранговые позиции) (табл. 1).

Считаем, что такая динамика является подтверждением эффективности разработанной нами методики проведения занятий по физическому воспитанию со студентами неспециальных факультетов.

Таблица 1

Список терминальных ценностей студентов экспериментальной группы

Ранг

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

1

Материально обеспеченная жизнь

Развитие

2

Свобода

Познание

3

Развлечения

Здоровье

4

Общественное признание

Уверенность в себе

5

Наличие хороших и верных друзей

Активная деятельная жизнь

6

Уверенность в себе

Свобода

7

Интересная работа

Творчество

8

Жизненная мудрость

Общественное признание

9

Активная деятельная жизнь

Интересная работа

10

Здоровье

Жизненная мудрость

11

Любовь

Любовь

12

Творчество

Материально обеспеченная жизнь

13

Счастье других

Продуктивная жизнь

14

Развитие

Наличие хороших и верных друзей

15

Познание

Счастье других

16

Счастливая семейная жизнь

Счастливая семейная жизнь

17

Творчество

Развлечения

18

Красота природы и искусств

Красота природы и искусств

Таким образом, считаем, что в процессе внедрения новых видов оздоровительной аэробики в системе физического воспитания у студентов неспециальных факультетов качественно изменился подход к ценностям. Так, у студентов экспериментальной группы на первое место вышли ценности саморазвития, затем — ценности самовыражения, а на третьем месте — ценности личной жизни — здоровье. А эти изменения у студентов по отношению к своему здоровью свидетельствуют о том, что оздоровительная аэробика может служить действенным средством формирования здорового образа жизни.

Литература:

1.               Бартдинова, Г. А. Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза / Г. А. Бартдинова // Ученые записки им. П. Ф. Лесгафта. № 12. 2009. С.11–13.

2.               Крючек, Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Е. С. Крючек: Учебное пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия- Пресс, 2001. 64 с.

3.               Сиднева, Л. В. Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания /Л. В. Сиднева, С. А. Голиянц, Т. С. Лисицкая. Троицк: Тровант лд, 2000. 74 с.

4.               Смолевский, В. И. Нетрадиционные виды гимнастики / В. И. Смолевский, Б. К. Ивлиев. М.: Просвещение, 1992. 80 с.

5.               Указ Президента РФ об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс] www.rost.ru/обращение 19.05.11 гг.

Основные термины (генерируются автоматически): физического воспитания, занятий физической культурой, оздоровительной аэробики, здорового образа жизни, процессе занятий физической, физической культуры, ценности личной, занятий физическими упражнениями, ценности личной жизни, формирования здорового образа, ценности саморазвития, ценности самовыражения, воспитания оздоровительной аэробики, новых видов, оздоровительная аэробика, аэробики в системе физического, двигательной активности, физической культурой и спортом, ранговые позиции, аэробика в системе физической.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос