Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой
Автор: Верхорубова Оксана Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 87 раз
Библиографическое описание:
Верхорубова, О. В. Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой / О. В. Верхорубова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3813/ (дата обращения: 01.12.2024).
Подготовка высококвалифицированных специалистов, а именно, будущих учителей связана с укреплением и сохранением здоровья у студенческой молодежи. Основным средством поддержания уровня хорошего здоровья в современном обществе является физическая культура.
Физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной деятельности. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 гг». указывается, что решение задач по укреплению здоровья населения, особенно у подрастающего поколения включает в себя возможность привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом [5].
Однако традиционные виды физического воспитания постепенно утрачивают интерес для молодежи, особенно для девушек. Новые виды двигательной активности, появившиеся в 1980-х годах, и активно развивающие в настоящее время приобретают все большую популярность, особенно для молодежи. Перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных и привлекательных средств и форм занятий физическими упражнениями, доступных для студентов.
В числе факторов, способствующих появлению новых видов двигательной активности, профессор В. М. Смолевский называет:
- поиск нового в данной сфере;
- неудовлетворённость гимнастикой в той её форме, которая преподаётся;
- рекламу новых видов гимнастики зарубежного образца [4, c.12].
Желание быть подвижными, уверенными и красивыми способствует более активному вовлечению девушек в занятия новыми видами. Однако, как показывает практика, только 3 % студентов занимаются новыми видами физического воспитания.
На наш взгляд, одной из причин недостаточного понимания значения новых видов девушками является слабая информированность и недостаточно эффективная пропаганда здорового образа жизни педагогами физической культуры, а также средствами массовой информации: прессой, телевидением и т. д. В то же время отметим, что до 70 % американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 60 % из них имеют информацию о новых видах физической активности.
Одним из нетрадиционных видов двигательной активности является оздоровительная аэробика.
По мнению Е. С. Крючек, оздоровительная аэробика — «одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой» [2]. Она стала эффективным средством пропаганды и одним из эффективных способов формирования здорового образа жизни для студентов [1,2,3].
Перечислим лишь некоторые положительные стороны влияния аэробики: менее подверженность стрессам; благоприятное течение беременности и родов; отличное самочувствие; глубокий полноценный сон; красивая фигура; уверенность в собственных силах; повышенная работоспособность и др.
Методика преподавания аэробики была ориентирована на воспитание у cтудентов мотивации к здоровому образу жизни.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа в течение трех лет на кафедре физического воспитания Брянского государственного университета им.акад. И. Г. Петровского. В ней приняли участие экспериментальная и контрольная группа студентов факультета истории и международных отношений 1 курса в количестве по 15 человек в каждой.
Занятия по физическому воспитанию контрольной группы проводились в соответствии с государственной программой «Физическая культура» два раза в неделю по 4 часа. На занятиях со студентами экспериментальной группы того же факультета применялась программа «Оздоровительная аэробика» с использованием видов аэробики: танцевальная аэробика, бодибалет, сальса, тай-бо и др. два раза в неделю по 4 часа.
Методами комплексного внедрения в учебный процесс физического воспитания оздоровительной аэробики являются:
- на когнитивном этапе — лекционные занятия, самостоятельное изучение методической литературы, анализ и обобщение теоретических и методологических основ оздоровительной аэробики, итоговый контроль знаний;
- на деятельностном этапе — круговая и силовая тренировка, относящаяся к специфическим методам обучения;
- на практико-ориентированном этапе — самосовершенствование и саморазвитие студента, субъект-субъектное взаимодействие участников учебного процесса, рефлексия, самоанализ и самооценка.
Эффективность разработанной нами системы использования оздоровительной аэробики была оценена на основе полученных данных по методике М.Рокича «Ценностные ориентации личности». Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности личности.
Респондентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Анализируя иерархию ценностей студентов экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента, была обнаружена следующая их группировка. В экспериментальной группе были выделены:
- ценности личной жизни (1–6 ранговые позиции);
- профессиональные ценности (7 ранг);
- ценности самоутверждения (8–11 ранговые позиции);
- ценности самореализации (12–13 ранг);
- ценности саморазвития (14–15 ранг);
- ценности самовыражения (16–18 ранговые позиции).
В контрольной группе были получены следующие результаты:
- ценности личной жизни (1–8 ранговые позиции);
- ценности самоутверждения (9–14 ранговые позиции);
- ценности самореализации (15–16 ранг);
- эстетические ценности (17–18 ранговые позиции).
После окончания опытно-экспериментальной работы участникам обоих групп было предложено повторно проранжировать виды ценностей. Необходимо отметить, что по окончании работы в контрольной группе не произошло изменений в списке ценностей.
В экспериментальной же группе студенты выделили следующие группы ценностей (в соответствии с их ранговой позицией): ценности саморазвития (1–5 ранговые позиции); ценности самовыражения (6–9 позиции); ценности личной жизни (10–18 ранговые позиции) (табл. 1).
Считаем, что такая динамика является подтверждением эффективности разработанной нами методики проведения занятий по физическому воспитанию со студентами неспециальных факультетов.
Таблица 1
Список терминальных ценностей студентов экспериментальной группы
Ранг |
Начало эксперимента |
Окончание эксперимента |
1 |
Материально обеспеченная жизнь |
Развитие |
2 |
Свобода |
Познание |
3 |
Развлечения |
Здоровье |
4 |
Общественное признание |
Уверенность в себе |
5 |
Наличие хороших и верных друзей |
Активная деятельная жизнь |
6 |
Уверенность в себе |
Свобода |
7 |
Интересная работа |
Творчество |
8 |
Жизненная мудрость |
Общественное признание |
9 |
Активная деятельная жизнь |
Интересная работа |
10 |
Здоровье |
Жизненная мудрость |
11 |
Любовь |
Любовь |
12 |
Творчество |
Материально обеспеченная жизнь |
13 |
Счастье других |
Продуктивная жизнь |
14 |
Развитие |
Наличие хороших и верных друзей |
15 |
Познание |
Счастье других |
16 |
Счастливая семейная жизнь |
Счастливая семейная жизнь |
17 |
Творчество |
Развлечения |
18 |
Красота природы и искусств |
Красота природы и искусств |
Таким образом, считаем, что в процессе внедрения новых видов оздоровительной аэробики в системе физического воспитания у студентов неспециальных факультетов качественно изменился подход к ценностям. Так, у студентов экспериментальной группы на первое место вышли ценности саморазвития, затем — ценности самовыражения, а на третьем месте — ценности личной жизни — здоровье. А эти изменения у студентов по отношению к своему здоровью свидетельствуют о том, что оздоровительная аэробика может служить действенным средством формирования здорового образа жизни.
Литература:
1. Бартдинова, Г. А. Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза / Г. А. Бартдинова // Ученые записки им. П. Ф. Лесгафта. № 12. 2009. С.11–13.
2. Крючек, Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Е. С. Крючек: Учебное пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия- Пресс, 2001. 64 с.
3. Сиднева, Л. В. Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания /Л. В. Сиднева, С. А. Голиянц, Т. С. Лисицкая. Троицк: Тровант лд, 2000. 74 с.
4. Смолевский, В. И. Нетрадиционные виды гимнастики / В. И. Смолевский, Б. К. Ивлиев. М.: Просвещение, 1992. 80 с.
5. Указ Президента РФ об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс] www.rost.ru/обращение 19.05.11 гг.