Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максимова, И. В. Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию / И. В. Максимова, Е. М. Лебская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3935/ (дата обращения: 20.04.2024).

Изобразительная деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для творческого развития ребенка в детском саду и в условиях семейного воспитания. Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, особенностей изобразительно-выразительных умений воспитанников. Успех обучения рисованию, в частности, в развитии изобразительно-выразительных умений у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Можно научить детей основным приемам изображения, оставив без внимания развитие у них изобразительно-выразительных умений.

На необходимость учета индивидуальных особенностей в обучении изобразительной деятельности детей и взрослых, указывали в своих трудах Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов и др. Также учеными отмечается необходимость освоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств в процессе рисования. Именно владение ребенком данными умениями обеспечит и создание им выразительного образа. Актуальность выделенной проблемы определили выбор темы исследования — «Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию».

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была определена цель исследования, которая заключалась в теоретическом обосновании и апробации педагогических условий, способствующих развитию изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию. Основу исследования составило предположение о том, что наиболее успешному развитию изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию будут способствовать совокупность педагогических условий:

-      мониторинг развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста;

-      организация восприятия детьми окружающей действительности посредством наблюдения (умение видеть, сравнивать, анализировать, сопоставлять объекты или явления);

-      обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных материалах и способах их использования;

-      освоение детьми технических приемов изображения;

-      активизация самостоятельного поиска детьми способов решения поставленной изобразительной задачи.

Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных педагогов и психологов:

-      Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения);

-      Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;

-      И. А. Лыковой, Н. В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;

-      В. С. Мухиной, Е. К. Ривиной, Б. П. Юсова о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества.

На основе изучения научной и методической литературы мы выяснили, что процесс развития изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста предполагает становление всех ее структурных компонентов: потребностей и мотивов, целеполагания, ориентировочного компонента, операционального компонента и контроля процесса и оценки результатов деятельности. Стать субъектом изобразительной деятельности — значит овладеть этой деятельностью, быть способным к ее осуществлению. Также исследователи выделяют ряд особенностей, присущих изобразительной деятельности детей — ей свойствен моделирующий характер и художественно-образное воплощение.

Многими исследователями (Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Н. Л. Стариченко и др.) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Дети дошкольного возраста осваивают различные изобразительные материалы и с их помощью создают образы объектов и явлений окружающей действительности. Детям доступны такие средства выразительности в рисовании как линия, форма, цвет, композиция. Ребенок создает изображение по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается им с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.

Как отмечают Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов [2; 3]. Ребенок часто нарушает пропорции частей, выделяет отдельные детали, пытается выразить движение. Передача движения в рисунке является одной из сложных задач для дошкольника. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

Таким образом, степень выразительности рисунка дошкольника зависит от того, развито ли у него воображение, образное восприятие, а также от особенностей обучения рисованию. Изучив теоретические вопросы развития изобразительно-выразительных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию, мы перешли к проведению экспериментальной работы, которая состояла из трех этапов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Рябинушка»» с. Гостищево Яковлевского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы.

Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в выявлении уровней развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. Нами были использованы показатели и критерии изобразительно-выразительных умений, выделенные Т. Г. Казаковой: содержание изображения (полнота изображения образа); передача формы; строение предмета; передача пропорций предмета; композиция; передача движения; цветовое решение изображения.

Для выявления уровня развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников были использованы два задания на исполнительство: «Изображение любимой игрушки» и «Изображение эпизода из любимой сказки». На констатирующем этапе нами были получены следующие результаты: высокий уровень изобразительно-выразительных умений показали 3 ребенка (20 %), средний уровень показали 6 детей (40 %) и низкий уровень показали также 6 детей (40 %).

В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы мы провели анкетирование воспитателей, работающих с детьми старшей группы. Нами было выявлено, что воспитатели рассматривают изобразительную деятельность как важное средство развития различных сторон личности воспитанников. Однако в ходе опроса выяснилось, что не всегда воспитателями проводится предварительная работа перед занятиями по изобразительной деятельности. В процессе обучения рисованию воспитатели в основном используют словесное объяснение с показом способа изображения. Используется при этом и рассматривание готового образца (в соответствии с темой занятия). Однако проведение предварительной работы по восприятию объектов окружающей действительности и обогащение представлений детей о выразительных средствах изображения практически не проводится.

Мы обратили внимание на прямую зависимость обучения рисованию и проявлением изобразительно-выразительных умений детей в их рисунках. На наш взгляд, основной причиной низкого уровня исполнительства в рисунках детей является методика обучения рисованию, используемая воспитателями. Видимо, на занятиях недостаточно внимания уделяется таким показателям исполнительства и творчества как композиция, линия, цветовая гамма, передача движения. Нами были учтены результаты проведенного диагностического обследования детей и опроса воспитателей в процессе организации формирующего этапа экспериментальной работы, цель которого состояла в апробации педагогических условий развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.

Основные направления работы на формирующем этапе эксперимента включали работу с педагогами и работу с детьми. Для педагогов была проведена консультация о взаимосвязи обучения и развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, проведен мастер-класс, а также была рекомендована литература для работы по самообразованию.

Содержание работы с детьми включало: проведение наблюдений за явлениями и объектами окружающей действительности; обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных материалах и способах их использования; средствах выразительности (цвет, форма, размер, расположение на листе, в композиции); использование в процессе обучения дошкольников рисованию проблемных ситуаций, активизирующих самостоятельный поиск выразительных средств в процессе изображения.

В процессе всего формирующего этапа экспериментальной работы осуществлялись побуждение и поддержка проявления инициативы детей в художественной деятельности, в высказываниях собственных эстетических суждений и оценок. Представление изобразительной задачи в виде проблемы позволило поставить воспитанников в активную позицию — позицию субъекта деятельности. Мы старались избегать использования готовых шаблонов, образцов, актуализировали опыт детей и полученные ими впечатления на предварительном этапе (при подготовке к занятию). Также активно использовался показ способов изображения самими детьми.

Проведение контрольной диагностики, позволило выявить положительную динамику в развитии изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. Рисунки детей стали более содержательными и выразительными. В процессе создания рисунков дети старались использовать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, свободнее ориентировались в выборе средств и способов изображения. Следовательно, работа, проведенная нами с детьми экспериментальной группы, оказалась эффективной. Условия гипотезы нашли свое подтверждение. Причем важным моментом в их реализации является соотнесение представлений ребенка об особенностях наблюдаемых объектов с выразительными средствами художественных материалов, изобразительных техник, которые позволят передать эти особенности в рисунке ребенка.

Литература:

1.                  Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.

2.                  Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 192 с.

3.                  Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, процесс обучения, изобразительная деятельность, окружающая действительность, умение, развитие, рисование, экспериментальная работа, обогащение представлений детей.

Похожие статьи

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие... Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

ребенок, способность, аппликация, развитие, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, творческая способность детей, процесс занятий, коллективная форма работы, старший дошкольник.

Этапы развития способностей к изобразительной...

изобразительная деятельность, ребенок, способность, движение, дошкольное детство, дошкольный возраст, цвет, ранний возраст, изобразительный период, выразительное средство.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие...

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей...

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Развитие творческих способностей детей старшего...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально...

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие... Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

ребенок, способность, аппликация, развитие, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, творческая способность детей, процесс занятий, коллективная форма работы, старший дошкольник.

Этапы развития способностей к изобразительной...

изобразительная деятельность, ребенок, способность, движение, дошкольное детство, дошкольный возраст, цвет, ранний возраст, изобразительный период, выразительное средство.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие...

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей...

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Развитие творческих способностей детей старшего...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально...

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.