Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мишанова О. Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 102-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3908/ (дата обращения: 16.11.2018).

В ряде современных нормативных документах коммуникативная подготовка обучающихся является одной из важных задач начального языкового образования в условиях внедрения ФГОС НОО которая включает в себя два аспекта: этико-мировоззренческий и социально-практический. Они предполагают понимание того, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальной реальности. Источниками коммуникативной подготовки младших школьников являются: реальная речевая действительность, искусство, учебные и художественные тексты русского литературного языка, справочная литература, СМИ, общение со взрослыми и пр. Дидактическими единицами коммуникативной подготовки младших школьников избраны: культура в целом, а также формы языковых знаков, слово, высказывание, текст.

Коммуникативная подготовка младших школьников предполагает владение ими коммуникативной образовательной компетенцией, которая входит в состав одной из ключевых компетенций, формируемых в системе общего образования.

Сам термин «коммуникативная компетенция» широко используется в западной методике и начал активно использоваться отечественными методистами. Но в современной методике обучения и воспитания младших школьников согласно новым федеральным стандартам начального общего образования сегодня широко используется термин «коммуникативные универсальные учебные действия», которые относятся к метапредметным (надпредметным), предполагающим овладение межпредметными понятиями и умение учиться [1].

К коммуникативным действиям младших школьников относятся:

-        осуществление учебного сотрудничества;

-        постановка вопросов;

-        управление поведением партнёра;

-        умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-        владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д. [3].

Применение комплексной субъектно-ориентированной педагогической диагностики уровня развития коммуникативных действий младших школьников как способа получения информации для педагогического анализа и решения профессиональных задач является сегодня объективной потребностью общества, требованиями парадигмой личностно ориентированного образования, условием эффективной реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников с целью становления коммуникативно-развивающейся языковой личности.

Методическими критериями отбора и разработки нами диагностического материала для выявления уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника стали мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, сензитивность (соответствие психологическим особенностям возраста), а также функциональность.

Педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника осуществлялась в естественных условиях целостной поликультурной учебно-пространственной среды начального языкового образования на первом этапе исследования и включала в себя исследовательскую методику по трем направлениям:

1)        коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества или кооперации (аспект продуктивности общения). В этом направлении мы применяли парную работу учащихся начальных классов с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом их взаимодействия, анализ выполнения творческой работы (Г. А. Цукерман «Рукавички»; Г. В. Бурменской «Совместная сортировка»);

2)        коммуникативные действия, направленные на выявление уровня знания младшими школьниками правил речевого этикета и умения соотносить их с конкретной ситуацией общения, выбор социолингвистических переменных, содержащих формулы речевого поведения и средства языкового выражения социальных отношений (аспект этики общения). В данном направлении мы использовали следующие методики или задания, разработанные лично и в соавторстве: 1) анкетирование учащихся по определению степени влияния вежливых слов на уровень взаимоотношений между людьми с использованием теоретических методов оценивания, при помощи которых учащиеся получали теоретические сведения при восприятии устной или письменной речевой информации (О. Г. Мишанова и др. «Вежливые слова»); 2) тестирование учащихся по определению уровня и характеристики знаний правил речевого этикета с использованием репродуктивно-поисковых методов оценивания, направленных на получение учащимися определенной теории в результате их воспроизводящей и поисковой деятельности, сопровождаемой и направляемой учителем (О. Г. Мишанова и др. «Азбука поведения»); 3) анализ малой группой учащихся диагностических карточек, содержащих художественный текст по этике общения и поведения с использованием теоретико-практических (продуктивного и коммуникативного) методов оценивания (О. Г. Мишанова и др. «Этическая грамматика»); 4) фронтальный анализ учащимися этикетных ситуаций, решение коммуникативных задач и правильный выбор стратегии адекватного поведения с использованием методов конструирования, сопоставительного анализа, оценки культурно-речевой деятельности, экспертной оценка и самооценки (О. Г. Мишанова и др.);

3)        коммуникативные действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности, а также учет позиции собеседника или партнера (аспект диалогичности общения). В этом направлении мы использовали следующие методики или задания: 1) методику выполнения учащимися совместного задания в классе парами с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом совместной деятельности, анализа выполнения творческих работ (Г. А. Цукерман «Узор под диктовку»; «Дорога к дому»); 2) индивидуальное изучение младших школьников методами: анализа ответов на занятиях, беседы (с помощью методик Ж. Пиаже «Левая и правая стороны»;«Братья и сестры»); 3) групповая работа учащихся с использованием методов: экспертной оценки, самооценки, анализа выполненной творческой работы (с помощью методик Ж. Пиаже и Д. Флейвелла «Ваза с яблоками»); 4) индивидуальное изучение учащихся начальной школы методами: наблюдения, беседы, самооценки [2].

Достоверность получаемых результатов в значительной степени зависело от исходных данных — критериев. Анализ научной литературы, собственная деятельность в качестве учителя начальных классов, а также научно-практические поисковые данные позволили в качестве критериев становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника выделить поликультурный, риторико-коммуникативный и стратегический критерии и показатели становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника на начальном (пассивном), среднем (продуктивном) и итоговом (творческом) уровнях.

Анализ эмпирических данных в результате констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал состояние уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности: у 40,2 % младших школьников коммуникативно-развивающаяся языковая личность сформирована на начальном (пассивном) уровне, 54,3 % младших школьников продемонстрировали средний уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности. Только у 5,6 % младших школьников коммуникативно-развивающаяся языковая личность развита на творческом уровне. Если не ставить целью образовательного процесса предметного курса «Русский язык» становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, то стихийно она сформируется в недостаточной степени, достижение ею творческого уровня маловероятно.

Констатирующий этап опытно-поисковой работы позволил определить состояние качества коммуникативной подготовки, направленной на становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младших школьников. Формирующий этап опытно-поисковой работы был направлен на реализацию методики коммуникативной подготовки младших школьников и организационно-педагогических условий ее успешной реализации.

В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы были определены методико-технологические аспекты реализации комплекса организационно-педагогических условий успешной реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников, научно-методически разработаны и внедрены содержательные и процессуально-технологические особенности реализации педагогических условий, сформулированы планируемые результаты достижения и обеспечения успешности каждого из этих условий, рекомендации и указания в целях осуществления коммуникативной подготовки младших школьников средствами предметного курса «Русский язык».

Для проведения опытно-поисковой работы было охвачено 615 человек. Из них 573 ученика начальной школы и 42 педагога. В соответствии с задачами формирующего этапа опытно-поисковой работы были организованны четыре группы испытуемых: контрольная (КГ) и три экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3), приблизительно равные по уровню развития коммуникативных действий. В экспериментальной группе ЭГ-1 была осуществлена реализация содержательного блока организационно-педагогических условий(создание диалогической дидактико-коммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения»). В группе ЭГ-2 была осуществлена реализация процессуально-технологического блока организационно-педагогических условий (организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативной подготовки младших школьников; применение системы риторических и речетворческих задач в процессе обучения русскому языку; создание портфолио по русскому языку как средства контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников). В группе ЭГ-3 был реализован комплекс организационно-педагогических условий, включающий и содержательный, и процессуально-технологический блоки. В контрольной группе (КГ) развитие коммуникативных универсальных учебных действий и становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младших школьников протекало стихийно (спонтанно) в рамках традиционного образовательного процесса.

Для того чтобы ликвидировать случайность результатов и проследить динамику становления коммуникативно-развивающейся языковой личности у младших школьников на протяжении всей опытно-поисковой работы, мы провели три сопутствующих среза: нулевой, первый, второй. Срезы проводились в форме проведения контрольных, самостоятельных и практических работ, предполагающих коммуникативно-ориентированный анализ текстов, моделирование речевого поведения, написание творческих работ, выполнение коллективных и индивидуальных проектов, устные выступления, участие в дискуссиях, этических диалогах, проявление языковой толерантности, разыгрывание этикетных ситуаций и этюдов, обобщение коммуникативного опыта в форме учебного портфолио. При этом особая роль отводилась решению коммуникативных риторических задач и выполнению младшими школьниками речетворческих заданий. В качестве дополнительного критерия привлекались экспертные оценки.

Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение в образовательный процесс начальной школы методики коммуникативной подготовки младших школьников дает положительные результаты по сравнению с нулевым срезом. Во всех экспериментальных группах младших школьников отмечаются позитивные качественные изменения в становлении коммуникативно-развивающейся языковой личности в соответствии с поликультурным, риторико-коммуникативным и стратегическим критериями.

Таким образом, существенные позитивные изменения произошли в группе ЭГ-1, в которой интенсивно внедрялся в учебный процесс содержательный блок педагогических условий, и ЭГ-2, где проверялись еще и процессуально-технологические условия. Однако принципиально успешным явилось внедрение в образовательный процесс языкового образования начальной школы комплекса организационно-педагогических условий, что наглядно демонстрируют результаты, полученные в группе ЭГ-3.

Динамика уровней становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младших школьников в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлена наглядно (см. рис. 1–4):

Рис. 1. Динамика начального (пассивного) уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.

Рис. 2. Динамика среднего (продуктивного) уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.

 

Рис. 3. Динамика итогового (творческого) уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.

 

Рис. 4. Динамика уровней становления коммуникативно-развивающейся языковой личности у младших школьников группы ЭГ-3.

Если на констатирующем этапе опытно-поисковой работы в экспериментальных группах было 40, 2 % младших школьников, находящихся на начальном (пассивном) уровне становления коммуникативно-развивающейся языковой личности, то к концу формирующего этапа их стало 10,3 %. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы число младших школьников в экспериментальных группах, находящихся на среднем (продуктивном) уровне, было 54,3 %, к концу формирующего этапа таких младших школьников стало 33,2 %. Число младших школьников, находящихся на итоговом (творческом) уровне, увеличилось следующим образом: в ЭГ-1 — на 27,6 %, в ЭГ-2 — на 32,2 % и в ЭГ-3 — на 37 % младших школьников. Обращает на себя внимание тот факт, что самое большое увеличение числа младших школьников, находящихся на итоговом (творческом) уровне, произошло в ЭГ-3. В то же время в контрольной группе КГ средний (продуктивный) уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности выражен у подавляющего большинства младших школьников (55,6 %), на итоговом (творческом) уровне находятся только 27,3 % младших школьников.

На основании полученных данных можно сделать вывод о заметном возрастании уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности у младших школьников в экспериментальных группах по сравнению со школьниками, обучающимися в контрольной группе. Разница в результатах экспериментальных групп ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 позволяет определить общую тенденцию: уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности выше у младших школьников той группы, где реализованы все выявленные нами организационно-педагогические условия в комплексе.

В контрольной группе также наблюдается рост количества младших школьников, имеющих средний (продуктивный) и итоговый (творческий) уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, однако он значительно ниже, чем во всех трех экспериментальных группах. Несмотря на то, что младшие школьники контрольной группы тоже овладевают языковыми знаниями и коммуникативно-речевыми умениями, уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности повышается у них медленными темпами. Это говорит о том, что, хотя в контрольной группе младших школьников и повышается уровень исследуемого качества, переход с одного уровня на качественно новый уровень происходит медленнее.

Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью статистического критерия «хи-квадрат» К. Пирсона. Статистически значимый эффект в становлении коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника позволяет констатировать высокую эффективность разработанной научно-методической концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании и подтверждает выдвинутую гипотезу.

Проведенный педагогический эксперимент подтверждает, что реализация намеченных условий коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании способствует достижению качественных результатов. Таким образом, задачей филологической предметной области начальной школы должно стать использование мощного образовательного потенциала языка путем изучения языковых единиц, их речевых возможностей и влияния на уровень владения языковыми средствами в различных ситуациях учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности и становление в целом коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.

Литература:

1.      Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов. — М., 2008.

2.      Мишанова, О. Г. Комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий младших школьников [Текст]: методические рекомендации для учителей начальных классов / О. Г. Мишанова. — Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. — 31 с.

3.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е.С.Савинов].—2?е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативно-развивающаяся языковая личность, школьник, коммуникативная подготовка, младший школьник, уровень становления, опытно-поисковая работа, контрольная группа, формирующий этап, образовательный процесс, русский язык.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться

Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности...

Коммуникативное развитие младших школьников | Статья...

Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности...

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Внеурочная работа младших школьников является эффективной деятельностью, которая развивает коммуникативные способности детей. Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Развитие коммуникативных умений младших школьников на...

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

При обучении младших школьников в совместной деятельности работу в группах предваряет работа в парах. Итак, в процессе обучения младших школьников учитель развивает их коммуникативные умения.

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Говоря о решении жизненных проблем, нельзя оставить без внимания вопрос о развитии коммуникативных компетенций младшего школьника. В последнее время этому вопросу отводится особое значение, так как имеющийся уровень коммуникативных компетенций...

Педагогические условия формирования коммуникативных...

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в...

Формирование коммуникативной культуры школьников на...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных... Говоря о решении жизненных проблем, нельзя оставить без внимания вопрос о развитии коммуникативных компетенций младшего школьника.

Работа учителя начальных классов по формированию...

– описать систему работы учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников. С целью проверки нашей гипотезы мы провели опытническо-экспериментальную работу, включающую 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться

Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности...

Коммуникативное развитие младших школьников | Статья...

Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности...

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Внеурочная работа младших школьников является эффективной деятельностью, которая развивает коммуникативные способности детей. Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Развитие коммуникативных умений младших школьников на...

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

При обучении младших школьников в совместной деятельности работу в группах предваряет работа в парах. Итак, в процессе обучения младших школьников учитель развивает их коммуникативные умения.

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Говоря о решении жизненных проблем, нельзя оставить без внимания вопрос о развитии коммуникативных компетенций младшего школьника. В последнее время этому вопросу отводится особое значение, так как имеющийся уровень коммуникативных компетенций...

Педагогические условия формирования коммуникативных...

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в...

Формирование коммуникативной культуры школьников на...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных... Говоря о решении жизненных проблем, нельзя оставить без внимания вопрос о развитии коммуникативных компетенций младшего школьника.

Работа учителя начальных классов по формированию...

– описать систему работы учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников. С целью проверки нашей гипотезы мы провели опытническо-экспериментальную работу, включающую 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Задать вопрос