Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ван-Ган, Л. Н. Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи / Л. Н. Ван-Ган. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3896/ (дата обращения: 20.04.2024).

В последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, и в связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути овладения дошкольниками нормами речи. В дошкольных учреждениях особое место занимает коррекционно-развивающая работа, направленная на общее оздоровление детей.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при реализации образовательной области «Коммуникация» актуализируется проблема развития речи. Основной задачей данной области является формирование коммуникативных качеств, развитие которых осуществляется также в ходе освоения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Познание, а одним из интегративных качеств выпускника ДОУ становится овладение нормами речи.

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Могойтуйский детский «Бэлиг» посещают в основном дети русской и бурятской национальностей. Овладение детьми одновременно двумя языками сказывается на становлении речи у детей, т. к. у них возникают трудности в овладении нормами правильной речи. Наряду с этим довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья, т. е. нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Данный факт отмечают такие ученые, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский.

По данным обследования, проведенного в ДОУ, было выявлено, что из 75 детей у 15 — имеются речевые нарушения: из них у 12 детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), у 3 детей — общее недоразвитие речи (ОНР).

В результате анализа было принято решение использовать здоровьесберегающие технологии в логопедической работе для повышения эффективности процесса овладения дошкольниками нормами речи. Нами составлены коррекционно-развивающие программы для детей с ФФНР (1 год обучения), для детей с ОНР (2 года обучения). Занятия проводятся 3 раза в неделю: фронтальное — 1 раз, индивидуальные — 2 раза.

В логопедической деятельности для овладения дошкольниками нормами речи мы применяем следующие компоненты здоровьесберегающих технологий:

1.      Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

На занятиях мы учим детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность

Для развития дыхания используем игровые упражнения: «Забей мяч в ворота», «Сдуй пушинку, бабочку» и т. п. Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываем возможности каждого ребенка.

2.      Артикуляционная гимнастика — важная и неотъемлемая часть логопедических занятий. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики ориентировано на следующее:

-        улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

-        улучшить подвижность артикуляционных органов;

-        укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

-        уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Например, «Сказка о Веселом Язычке»: жил-был Веселый Язычок («улыбка») в красивом домике с трубой («трубочка»). Проснулся он однажды, открыл дверку (открыть рот), посмотрел вверх, нет ли туч на небе, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Погода была замечательной и он решил отправиться на прогулку в зоопарк. Встретил он в зоопарке лягушек веселых («лягушки») поздоровался с ними и дальше пошел. А навстречу ему ползла змея («змейка») она громко шипела. Испугался Язычок и дальше побежал. Вдруг он увидел лошадку («лошадка»), и решил покататься на ней. Устал язычок гулять и отправился обратно домой.

3.      Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век. При проведении зрительной гимнастики используем схемы, изготовленные совместно с детьми. Например, схема маршрута от дома до детского сада, от детского сада до школы и т. д.

4.      Физкультминутки. Развитие общей моторики.

Основные задачи физкультминутки — это снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели, проводятся в игровой форме в середине занятия.

Кроме этого, учитывая принцип интеграции образовательных областей, в коррекционной работе мы используем спортивные тренажеры. Это совершенствует общую моторику, вырабатывают четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатываются темп и ритм речи.

5.      Пальчиковая гимнастика

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры подобраны согласно лексической теме недели.

6.      Релаксация.

В структуру логопедических занятий очень гармонично вписываются игровые релаксационные упражнения, позволяющие разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение — расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями (которым свойственны повышенная возбудимость, эмоциональное и мышечное напряжение) навык регулирования мышечным тонусом и ритмичным дыханием. Нами используется комплекс игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик» (автор Д. Б. Юматова). Релаксационные игровые упражнения мы проводим в ходе занятия. Также комплекс релаксационных упражнений проводится в сенсорной комнате совместно с психологом и на музыкальных занятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях требует, в свою очередь, создания следующих психолого-педагогических условий: соблюдение СанПин, учет возрастных и физиологических возможностей организма каждого ребенка, активное взаимодействие логопеда с педагогами, психологом, музыкальным руководителем.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда способствует овладению дошкольниками нормами речи, формированию у них первоначальных навыков здорового образа жизни.

Литература:

1.                           Железнов Е., Железнова С., Развивалочки от 1 до 5 «10 мышек». Пальчиковые игры.–2006

2.                           Картушина М., Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников.– «Сфера», 2009

3.                           Сиротюк А. Л., Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. — 2005. № 1.

4.                           Сиротюк А. Л., Обучение детей с учетом психофизиологии. — М., 2000

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, Веселый Язычок, детский сад, дошкольник нормами, норма речи, общая моторика, овладение дошкольниками, речевое дыхание.

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Правильное речевое дыхание обеспечивает. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, вдох, выдох, общее недоразвитие речи, головной мозг, правильное...

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

практика, артикуляционная гимнастика, дошкольники, нарушения речи, образовательное учреждение.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ...

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Весь дошкольный возраст-время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

— Развитие зрительной функции; — Физиологическое дыхание; — Общая моторика

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная координация.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание часто поверхностное, ключичное.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Используются различные виды артикуляционной гимнастики: общая, для губ, специальная на каждую группу звуков.

Необходимо учитывать, что овладение фонетической и лексической сторонами речи идёт не у всех детей равномерно, поэтому и словарный состав песен должен...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Ключевые слова:речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, коррекция нарушенного звукопроизношения, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение, артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

От своевременного формирования правильного произношения, зависят общая культура речи, и, следовательно, нормальное речевое общение

Недостаточно сформированная мелкая моторика, приводит к тому, что в школе дети испытывают трудности в овладении навыками...

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Правильное речевое дыхание обеспечивает. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, вдох, выдох, общее недоразвитие речи, головной мозг, правильное...

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

практика, артикуляционная гимнастика, дошкольники, нарушения речи, образовательное учреждение.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ...

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Весь дошкольный возраст-время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

— Развитие зрительной функции; — Физиологическое дыхание; — Общая моторика

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная координация.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание часто поверхностное, ключичное.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Используются различные виды артикуляционной гимнастики: общая, для губ, специальная на каждую группу звуков.

Необходимо учитывать, что овладение фонетической и лексической сторонами речи идёт не у всех детей равномерно, поэтому и словарный состав песен должен...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Ключевые слова:речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, коррекция нарушенного звукопроизношения, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение, артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

От своевременного формирования правильного произношения, зависят общая культура речи, и, следовательно, нормальное речевое общение

Недостаточно сформированная мелкая моторика, приводит к тому, что в школе дети испытывают трудности в овладении навыками...