Симуляционные формы обучения в практике преподавания экономических дисциплин и повышения квалификации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Рышкевич В. М. Симуляционные формы обучения в практике преподавания экономических дисциплин и повышения квалификации [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 162-163. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3864/ (дата обращения: 15.11.2018).

Имитационные (симуляционные) формы обучения, на наш взгляд, делаются все более востребованными в дополнительном обучении. Развитие игровых образовательных технологий дало мощный импульс профессиональному обучению взрослых. Благодаря им, появляется возможность испытывать те или иные формы социальной и профессиональной деятельности в обстоятельствах, безопасных с точки зрения рисков, издержек и санкций в случаях неоптимального поведения.

Кратко остановимся на классификации этой формы обучения. Прежде всего, определим, что под симуляционный подходом подразумевается такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой) ситуации и знает об этом. При этом степень условности игры может быть различны. Видовое и «жанровое» многообразие бизнес-симуляций чрезвычайно широко, а логические основания для их классификации столь разнообразны, что осуществить их систематизацию весьма непросто. Сегодня единой, разделяемой большинством преподавательского сообщества, классификации дидактических симуляторов не существует. Зная о разнообразии бизнес-симуляторов, преподаватель сможет выбрать себе тот, который подходит для его дисциплины наилучшим образом. Так, в учебном процессе могут быть выделены обучающие (т. е. призванные обеспечить трансляцию знаний и навыков), тренировочные и контролирующие игры. На практике применяем эти виды игр для групп переобучения по экономическим специальностям и повышения квалификации. [1,2]

Отношение со стороны слушателей к имитационным ситуациям различно: одни воспринимают это как должное, другие относятся безразлично. Особое внимание педагога в данной ситуации должно быть направлено на заинтересованность последних. Игра выступает здесь как командная работа и, на наш взгляд, должен присутствовать корпоративный дух.

Для повышения квалификации мы активно используются тренировочные и контролирующие игры. Здесь отношение слушателей совсем другое: они живо воспринимают идею самого проведения игры, вступают в дискуссию. [2,4]

Таким образом, нами замечено, что природа имитационного обучения, а тем более натуры самого обучаемого, таковы, что не позволяют пока проводить обучение в строгом соответствии с той или иной классификацией. Максимум, но что можно рассчитывать, проектируя ту или иную игру, — определить, какой ее фрагмент будет относиться к познавательным, какой — к развивающим, воспитательным, диагностирующим, имитационным, поисковым и др. задачам. В силу этого классификационные схемы должны прилагаться не ко всей игре в целом, а к отдельным ее фрагментам, к каждой из игровых ситуаций. Игровое обучение- процесс малопредсказуемый и плохо управляемый: на его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения. [2]

По целям традиционно рассматривают познавательные, развивающие и воспитательные симуляторы. Впрочем, едва ли такое вычленение возможно в чистом виде, поскольку процессы познания, личностного роста и воспитания едва ли разделимы по месту и времени. По основанию креативности дифференцируют репродуктивные, продуктивные (творческие) и поисковые симуляторы. Сюда относят также игры, правила которых заранее неизвестны обучаемому и складываются непосредственно в ходе игры. В них реализуется принцип неопределенности, наличествует элемент случайности, поскольку сама человеческая жизнь, как заметил выдающийся философ и методист Людвиг Витгенштейн, есть игра, правила которой пишутся по мере ее осуществления. Создание подобных игр, назовем их «самоорганизующимися», ведется довольно активно. Предназначение учебной игры… — перестать быть игрой. Высшее игровое достижение обучаемого должно из сферы условного перейти в область реального действия. Внутренний потенциал, способности обучаемого должны достичь в симуляционной деятельности такого уровня развития, чтобы успешно перенестись в повседневную деятельность. В итоге игра перестает существовать как таковая, как нечто условное и вымышленное, перерождается в практическую деятельность. В этом состоят, на наш взгляд, назначение и смысл имитационного обучения.

Резюме

1)        Массовое обучение требует технологического решения образовательных процессов

2)        Эффективное обучение возможно благодаря дифференциации предмета обучения, способов деятельности (включая умения и навыки) и процедур обратной связи.

Литература:

1.                 Атаманова, Р.И., Толстой, Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения/Р. И. Атаманова,Л. Н. Толстой –М.,2001.

2.                 Ежова, Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр./Л. В. Ежова-СПб.,2006.

3.                 Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник/ В. Я. Платов. -М.: Профиздат, 1991.

4.                 Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: yчеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб.заведений/ Е. А. Хруцкий.- М.: Высш. шк., 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровое обучение, имитационное обучение, учебный процесс, повышение квалификации, форма обучения.

Похожие статьи

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Классификация методов активного обучения применительно...

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а

Теперь рассмотрим такие основные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения.

Интерактивное обучение как средство развития...

студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения. Использование активных методов обучения в...

О возможностях использования в обучении имитационных игр

Поиск активных методов обучения привлёк внимание преподавателей к имитационным играм.

Всё большее место занимают имитационные игры при обучении студентов средних профессиональных учебных заведений.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Использование игровой формы обучения, в качестве современной технологии основано для освоения темы и даже раздела учебной дисциплины.

Сценарий имитационной игры должен содержать описание и назначение имитируемого процесса.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна» [7, с. 207].

Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Деловая игра как форма обучения студентов в

Деловые игры — один из методов активного обучения

4. имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Классификация методов активного обучения применительно...

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а

Теперь рассмотрим такие основные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения.

Интерактивное обучение как средство развития...

студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения. Использование активных методов обучения в...

О возможностях использования в обучении имитационных игр

Поиск активных методов обучения привлёк внимание преподавателей к имитационным играм.

Всё большее место занимают имитационные игры при обучении студентов средних профессиональных учебных заведений.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Использование игровой формы обучения, в качестве современной технологии основано для освоения темы и даже раздела учебной дисциплины.

Сценарий имитационной игры должен содержать описание и назначение имитируемого процесса.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна» [7, с. 207].

Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Деловая игра как форма обучения студентов в

Деловые игры — один из методов активного обучения

4. имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Задать вопрос