Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сиднева И. Е. Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3832/ (дата обращения: 18.09.2018).

В нашем исследовании «готовность к организационно-управленческой деятельности» рассматривается как предпосылка успешности данного вида деятельности и представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя: 1) мотивационную составляющую (наличие положительной мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности и организационно-управленческой деятельности как ее составляющей); 2) содержательную составляющую, то есть способность к организационно-управленческой деятельности (умение планировать и организовывать свою деятельность и деятельность других, умение управлять коллективом, принимать решения и осуществлять другие управленческие функции); 3) деятельностную составляющую (проявление воли, энергии действия, самостоятельности и активности) [2].

Такое понимание данного вида готовности предполагает выделение в ней психологического, содержательного и практического компонентов.

При выделении уровней готовности студентов к организационно-управленческой деятельности мы опирались на работы А. А. Деркача, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., в которых даны классификации уровней овладения человеком деятельностью вообще, на работы О. В. Госсе, Н. В. Кузьминой, Н. М. Яковлевой и др., в которых даны классификации уровней подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Организационно-управленческую деятельность можно определить как специфический вид деятельности, направленный на реализацию целей организации через функции управления, включающие планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности подчиненного коллектива исполнителей, а также собственной деятельности (при самоорганизации и самоконтроле).

Уровневая характеристика готовности студентов к организационно-управленческой деятельности непосредственно связана с уровнями самой организационно-управленческой деятельности, наиболее развернуто представленными в работах по акмеологии А. А. Деркача.Основной особенностью управленческой деятельности, выделяемой А. А. Деркачом, тем, что отличает ее от исполнительской деятельности, является то, что управленческая деятельность предполагает динамическое начало мира деятельности и включает само порождение нормы преобразования чего-либо и модифицирование, совершенствование норм как исходных начал самого деятельностного бытия. Исполнительская же деятельность, имея в основе реализацию фиксированной нормы преобразования чего-либо, выражает статическое начало мира деятельности.

Управленческая деятельность, являясь определенным типом деятельности, совмещает в себе сущности общедеятельностного характера и типодеятельностные сущности. Именно обращение к специальным представлениям об управленческой деятельности, подчиненным необходимости отражения сущностной базы проявлений управленческой деятельности, позволяет выделять уровни развитости самой управленческой деятельности. Уровневый анализ предстает как установление качественных «шагов» в приближении реального управленческого процесса к соответствию сущности управленческой деятельности и в степени развернутости сущностных качеств.

В научной литературе уровень определяется как дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем, как отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов.

Под термином «уровень» мы будем понимать характеристику сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов вуза. Выделение уровней изучаемого процесса позволяет рассмотреть его формирование как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественному. Уровень сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов характеризует динамику качественных изменений признаков, наличие которых позволяет судить об их присутствии у студента.

Простейшая типология уровней управленческой деятельности, как и любой деятельности, включает уровни «дилетантский», «рутинно-профессиональный», «инновационно-профессиональный» и «культурно-профессиональный».

«Дилетант» реализует управленческую функцию без обращения к вопросу о наличии соответствующих способностей, и он стихийно приобретает типодеятельностные стереотипы. «Рутинный управленец» выполняет требования суммы типовых задач, обеспечивающих успешность деятельности в стабильных условиях. При этом он проверяет соответствие наличных способностей фиксированным нормативным требованиям «задачного» типа. «Инновационно-профессиональный управленец» является чувствительным к изменениям внешних условий и требований, а также склонным к изменениям и совершенствованию своей деятельности. При этом он не отказывается от постановки и решения прежних задач, он их «совершенствует». Однако уровень определенности процесса порождения нового невысок и стихийно обоснован. «Культурно-профессиональный» управленец не только реализует установку на новизну, но и ценность определенности за содержание инновации и способ ее порождения [1].

Более сложная типология уровней готовности управленца включает в себя следующие звенья:

-          успешное решение частных задач в конкретных условиях;

-          реализация требований нормы деятельности управленца в конкретных условиях;

-          реализация требований конкретной нормы с привлечением рефлексивного сопровождения;

-          постановка проблемы в условиях затруднения при решении управленческой задачи и локальная коррекция нормы своей деятельности;

-          многопозиционное решение управленческой задачи;

-          ситуационное внесение коррекции в позиционную структуру управленческой деятельности в ходе решения задач;

-          перенос акцента в ходе позиционного корректирования, в блок рефлексивного сопровождения;

-          введение критериального обеспечения в рефлексивную самоорганизацию в целостности управленческой деятельности;

-          включение в позиционную структуру звена профессионального самосовершенствования;

-          выделение звена стратегического проектирования управленческой деятельности;

-          выделение звена стратегического проектирования развития управленческих способностей;

-          выделение звена научного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;

-          выделение звена культурно-рефлексивного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;

-          внесение ценностного акцента в рефлексивно-культурную самоорганизацию профессионального развития управленца.

Каждый из этих уровней исследуемой готовности взаимодействует с предшествующим и последующим. Внутри каждого уровня между отдельными студентами существуют различия в степени их готовности к организационно-управленческой деятельности. При переходе с уровня на уровень степень их активности повышается.

На основании вышеизложенного, учитывая задачи нашего исследования, данное представление готовности студентов к организационно-управленческой деятельности мы дополнили обобщенной уровневой характеристикой сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности. Критерий уровня в данном случае отражает степень выраженности определенных свойств, динамику сформированности характеристик по каждому компоненту готовности к организационно-управленческой деятельности:

-          уровень минимальной готовности характеризуется низким уровнем мотивации к организационно-управленческой деятельности; отсутствием умения делать ответственный выбор своих действий; фрагментарными знаниями организационно-управленческой деятельности; первоначальными умениями по осознанию цели действия и поиску способов его выполнения; простыми разрозненными навыками шаблонами; репродуктивной деятельностью с подсказкой, повторным выполнением действия с целью его усвоения; низким уровнем межличностного взаимодействия и проявления степени самостоятельности при выполнении практических работ. Взаимодействие инициируется и организуется педагогом, студент проявляет в основном уклонение, индивидуализм, легко вступает в эмоциональные конфликты отношений, испытывает трудности в установлении контактов с однокурсниками и педагогами; не стремится к общению;

-          уровень базовой готовности характеризуется пониманием и осознанием значения мотивации, как в отношении избранной специальности, так и мотивации деятельности вообще, включая организационно-управленческую деятельность, умением производить выбор ценностей, позитивным отношением к учению в вузе; знания о теоретических основах организационно-управленческой деятельности сформированы на основе деятельности репродуцирования (алгоритма); студент реализует знания рациональной организации и осуществления управленческой деятельности на основе имеющейся информации, характеризуется самостоятельной репродуктивной алгоритмической деятельностью с учетом реальных условий, приводящих к решению поставленной задачи; взаимодействие инициируется педагогом, но студент участвует в его организации, при этом он готов проявить стратегию компромиссного взаимодействия, равенства позиций; степень проявления самостоятельности в практической деятельности характеризуется определенной дозой помощи (студент нуждается в поддержке преподавателя, ищет руководство при обучении);

-          уровень повышенной готовности характеризуется продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учению в вузе; функциональными знаниями и осознанными умениями организационно-управленческой деятельности, являющимися результатом опыта по их применению в конкретной практической деятельности; осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения; продуктивной эвристической деятельностью и умением решать видоизмененные, нетиповые задачи; на данном уровне взаимодействие может инициироваться педагогом, но студенты готовы к самоорганизации, демонстрируя совместную активность, кооперацию, компромисс, уступчивость, проявляя стремление расширить круг общения; степень проявления самостоятельности характеризуется самостоятельным применением знаний в практической деятельности, выполнением заданий как эвристического, так и творческого характера; готовностью следовать внутренним устремлениям;

-          уровень высокой готовности характеризуется сформированностью ценностных ориентаций на организационно-управленческую деятельность, студент производит ценностный выбор и определяет значимость организационно-управленческих ценностей на основе собственных ценностных установок и организационно-управленческого идеала; осознает и понимает значимость общечеловеческих ценностей (истина, жизнь, красота, добро), в структуре ценностных ориентаций преобладают ценности профессионального успеха (управленческое и организаторское мастерство, ответственность, организованность) и жизненной самореализации (творчество, автономность, самосовершенствование); осознанной мотивацией к организационно-управленческой деятельности, высоким уровнем социально-психологической адаптированности, продуктивной организационно-управленческой деятельности, сформированным опытом совместной деятельности и готовностью активно в нее вовлекаться, умением отстаивать свое мнение, принимать самостоятельные решения; высокой степенью овладения управленческой деятельностью в сочетании с умениями осуществлять рациональные и эффективные действия; межличностное взаимодействие на данном уровне характеризуется сформированным умением сотрудничать с другими людьми, группами, коллективами; самостоятельностью в постановке и решении управленческих задач.

Таким образом, сформированность у специалиста готовности к организационно-управленческой деятельности обеспечивает организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействует выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяет планировать краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные, психологические и кадровые ресурсы, осуществлять руководство коллективом. Организационно-управленческие способности работника становятся востребованными вне зависимости от занимаемой должности и характера основной профессиональной деятельности.

Литература:

1.    Деркач А. А. Акмеология: учеб. пособие/ А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

2.    Сластенин В. А. Гуманитарная структура специалиста / В. А. Сластенин // Магистр. — 1991. — № 1. — С. 16–25.

Основные термины (генерируются автоматически): организационно-управленческая деятельность, управленческая деятельность, уровень, выделение звена, рефлексивное сопровождение, межличностное взаимодействие, стратегическая организация, управленческая задача, профессиональное самоусовершенствование управленца, мир деятельности.

Похожие статьи

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности

Рис. 2. Процесс принятия решений подчиненных. Таким образом, получаем упрощенную схему взаимодействия руководителя и подчиненного, приведенную на Рис. 3.

Коммуникативные способности в профессиональной...

Исследователи в области менеджмента [55, с. 8] установили, что от 50 до 90% рабочего времени руководители всех уровней (стратегического, тактического

В профессиональной деятельности отдельно отмечена способность к управленческой коммуникации.

Модель формирования готовности студентов вуза...

Включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность в процессе формирования их знаний и практических умений в области организационно-управленческой деятельности.

Значение и роль руководителя в деятельности организации

В связи с этим можно подчеркнуть, что управленческая деятельность характеризуется следующими признаками

Без профессионального подхода к деятельности организации на федеральном уровне не

Рис. 1. Модель профессиональной компетентности управленца.

Споpтивный менеджмент. Принципы, функции, методы упpавления

Стpатегический менеджмент пpедставляет собой упpавленческую деятельность, состоящую в выбоpе сфеpы u системы действий по достижению долгосpочныx целей физкультуpно-споpтuвной оpганизации с учетом постоянно меняющuxся условий внешней сpеды.

Педагогические условия формирования управленческой...

Особым обстоятельством, которое определяло исходный уровень управленческой компетентности руководителя учебного заведения в имиджевой деятельности, является отсутствие специальной профессиональной подготовки управленческого корпуса.

Управленческая культура руководителя образовательного...

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный феномен, общая культура.

Управленческая деятельность руководителя образовательной...

Формирование управленческой компетентности руководителя в имиджевой деятельности рассматривается нами с позиций системного, андрагогического и

Принцип взаимодействия системы и среды отражает ее роль как условия существования и функционирования системы.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2). Рис. 2. Принципы управления. Управление может осуществляться в различных формах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности

Рис. 2. Процесс принятия решений подчиненных. Таким образом, получаем упрощенную схему взаимодействия руководителя и подчиненного, приведенную на Рис. 3.

Коммуникативные способности в профессиональной...

Исследователи в области менеджмента [55, с. 8] установили, что от 50 до 90% рабочего времени руководители всех уровней (стратегического, тактического

В профессиональной деятельности отдельно отмечена способность к управленческой коммуникации.

Модель формирования готовности студентов вуза...

Включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность в процессе формирования их знаний и практических умений в области организационно-управленческой деятельности.

Значение и роль руководителя в деятельности организации

В связи с этим можно подчеркнуть, что управленческая деятельность характеризуется следующими признаками

Без профессионального подхода к деятельности организации на федеральном уровне не

Рис. 1. Модель профессиональной компетентности управленца.

Споpтивный менеджмент. Принципы, функции, методы упpавления

Стpатегический менеджмент пpедставляет собой упpавленческую деятельность, состоящую в выбоpе сфеpы u системы действий по достижению долгосpочныx целей физкультуpно-споpтuвной оpганизации с учетом постоянно меняющuxся условий внешней сpеды.

Педагогические условия формирования управленческой...

Особым обстоятельством, которое определяло исходный уровень управленческой компетентности руководителя учебного заведения в имиджевой деятельности, является отсутствие специальной профессиональной подготовки управленческого корпуса.

Управленческая культура руководителя образовательного...

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный феномен, общая культура.

Управленческая деятельность руководителя образовательной...

Формирование управленческой компетентности руководителя в имиджевой деятельности рассматривается нами с позиций системного, андрагогического и

Принцип взаимодействия системы и среды отражает ее роль как условия существования и функционирования системы.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2). Рис. 2. Принципы управления. Управление может осуществляться в различных формах.

Задать вопрос