Мусульманское просвещение и его принципы физического воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мифтахов Р. А. Мусульманское просвещение и его принципы физического воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3762/ (дата обращения: 20.08.2018).

Кажущееся ситуационно негативным в зеркале общечеловеческой культуры может обрести иное значение. В отечественной истории было время, когда светское и религиозное воспитание испытывали длительное противоборство. Однако сегодня подавляющее большинство тех, кто так или иначе вовлечен в образовательно-воспитательное пространство, пребывает в убеждении, что неразумно отвергать «возможное санирующее» значение религии в деле воспитания подростков. «Пора … перейти к взвешенным оценкам, вспомнив наше недавнее диалектическое прошлое, неизжитое да и неизживаемое вообще» [6, с. 2]. Религия предлагает свою опору и ориентиры в личных и общественных вопросах, «имея для этого и цельное мировоззрение, и проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Вера в бога — главный резерв морали, поскольку, объединяя людей, она напоминает о милосердии» [5, с. 105].

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Абстрагируясь от этого официального толкования, отметим, что здоровье — одна из человеческих ценностей, без которой счастье отдельной личности и социума в целом ставится под сомнение. Здоровье «является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, позволяет формировать значимые цели, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности» [3, с. 16].

«Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни, является ислам. Рассматривая ислам как образ жизни мусульманина, можно с уверенностью сказать, что это и есть система здорового образа жизни. И все те компоненты, которые включает здоровье, мы находим в исламе» [10, с. 279]. В частности, ислам дает возможность формирования сознательной ориентации на здоровый образ жизни, внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений и выполнение различных форм деятельности в данном направлении. Все это «может служить показателем не только физкультурной и санитарно-гигиенической грамотности, но и общей культуры подростка, его духовности» [2, с. 65].

Оздоровительная физическая культура своими корнями уходит в соревновательную деятельность как неотъемлемую часть жизни человека с самых первых страниц его истории. «Этот стиль жизни предусматривал постоянное проявление и тренировку физических качеств, умений и навыков, отрабатываемых в процессе соревновательной деятельности, носившей прикладно-спортивный характер: обрядовые и боевые танцы, ритуалы посвящения, древнеэллинские олимпийские игры, русские кулачные бои, русские народные подвижные игры, отражающие в своих сюжетах народные праздники и особенности времен года» [9, с. 62]. Физическое воспитание, носившее чисто прикладной и увеселительный характер, первоначально было стихийным процессом. По мере изменения исторической обстановки, стабилизации образа жизни и общественных отношений оно становится системным, с продуманным содержанием, формами и методами обучения, формирования и воспитания подростков [1, с. 3].

Культура древних арабов в значительной мере отличалась от культуры после появления ислама. Возникшая религия имела огромное влияние на все стороны общественной и личной жизни. Новая культура, сформированная на основополагающих принципах ислама, опиралась на религиозные начала, которые в то время согласовывались с врожденными человеческими качествами. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли моральные и нравственные принципы воспитания и образования, при этом исламский ученый мир воспринял, освоил и органично воплотил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека.

При этом взаимосвязь духовного и физического развития признавалось ими и с позиций религиозного мировосприятия, и с позиции жизненного опыта и повседневной практической деятельности. Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоничному развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества. Такой подход во многом объясняет и значительное влияние мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности подростка.

Ландшафт, географическое положение, климат, флора, фауна, полезные ископаемые, птицы и животные оказали особое влияние на людей, в результате которого сложились виды деятельности, определялись быт и взаимоотношения, традиции, обычаи, формировалась психология. У народов, исповедующих ислам, содержание, методы и средства воспитания складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах, при этом каждым этносом воспитательные методы имели свои особенности, формировавшиеся веками.

Утыз-Имяни считал, что всего этого можно достичь, только встав на праведный путь. Просветитель советует больше тратить знания подобно богатству, тем самым знания приумножаются в отличие от богатства. Материальные богатства являются источником зла и раздора, а знания обеспечивают целостность и сохранность. Материальные богатства остаются в земном мире, а знания служат человеку и в загробной жизни [4, с. 5].

Прогрессивным явлением в истории татарского просвещения и Казанского края в пореформенные годы является открытие в 1876 году в Казани учительской школы. Впервые среди татарских учебных заведений в ней стали преподавать гимнастику, рисование и черчение. Кроме того ученики обучались столярному делу и переплетным работам.

В 80–90 гг. XIX в. сфере татарской педагогики складывается джадидизм. Его идеологи выдвигали в качестве главных задач борьбу за национальную школу, равенство языков и свободу вероисповедания. Наиболее видным татарским просветителем в пореформенное время становится К.Насыйри (1825–1902). Талантливый ученый-энциклопедист, он на практике стал осуществлять великую задачу просвещения своего народа, создавая свою, во многом революционную систему физического воспитания.

С позиций формирования знаний о здоровье и интеграции физического и духовного развития интересен труд К. Насыйри «Книга о воспитании». В нем мыслитель широко освещает составляющие здорового образа жизни, такие как правильное и умеренное питание, двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены и др. В книге «Функция человеческих органов и правил гигиены» автор дает весьма ценные и полезные сведения о значении воздуха, воды, пищи, жилища, одежды и опрятного содержания тела для здоровья человека и подробно рассказывает о требованиях гигиены.

В разработках выделилось два направления — образовательное и гигиеническое. Создателем первого направления был П. Ф. Лесгафт (1837–1909), один из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у подростков, успешно используются и в настоящее время. Вместе с Ф. Ф. Эрисманом и А. П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем. Написанная П. Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» стала руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому ученый проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. Основоположником гигиенического направления был детский врач и педагог Е. А. Покровский. В своих трудах он говорил о важности применения народных игр в системе физического воспитания подростков. «Они внесли важный вклад в развитие научно-методических основ физического воспитания и способствовали появлению новых, устойчивых традиций» [1, с. 27].

Историк, публицист, преподаватель Казанского университета А. П. Щапов (1831–1876) подвергал критике систему образования в университетах и академиях, где недостаточное внимание уделялось естественным наукам. Он считал, что вся деятельная трудовая жизнь подростка должна быть практическим развитием естествознания. В своей работе «Значение естествознания в воспитании подростков и образе жизни народа» он указывал на слабые стороны сложившихся систем воспитания и образования, которые были оторваны от законов природы, а это негативно сказывалось на умственном развитии, мыслях и чувствах человека. Причины аномалий, болезней, духовных и физических патологий общества автор видел в незнании и нарушении закономерностей природы воспитания и образе жизни, в частности, в несоблюдении законов гигиены, воспитания, брака.

Поддерживая открытие в стране новых обществ трезвости, Толстой пишет: «Хотел бы сказать всем пьющим только одно: а именно то, что жизнь наша настоящая не в теле нашем, а в душе. А потому жить надо для души, надо первым делом всячески просвещать ее добрыми мыслями, добрыми беседами, добрыми чтениями, а никак не заглушать, не затемнять ее. А ничем нельзя так заглушить и затемнить свет душевный, как всяким дурманом: табаком и пуще всего вином... Надо понять, что пьянство... дело это всегда скверное, такое же скверное, как и блуд, воровство, грабеж, убийство.».. [8, с. 30]. Л. Н. Толстой, автор блестящих произведений о жизни мусульманских народов России («Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник», «Ильяс» и др.), детально изучал уклад и быт горцев, татар и башкир, их национальные и религиозные традиции.

Выдающиеся мусульманские просветители прошлого не только послужили своеобразным передаточным звеном в трансформации достижений античной культуры в западноевропейскую, но и предвосхитили решение многих проблем физического воспитания, актуальных и в наше время.

Самый общий анализ литературы по истории педагогики показывает, что «мусульмане нашли такие формы и методы воспитания, каких почти не знала предшествующая история человечества», а во всей европейской и русской педагогике современности «почти нет ни одного принципа, который не был бы сформулирован и использован в арабской педагогике почти тысячу лет назад» [7, с. 71, 116].

Сегодня очевидно, что будущее нашего Отечества зависит не от инвестиций и новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине и, разумеется, от ее здоровья. Потому «оздоровление подростков в процессе физического воспитания во все времена являлось неотъемлемой частью государственной политики» [9, с. 62] Решению этой глобальной задачи способствует религия. О ее великом воспитательном значении открыто заявляли выдающиеся мусульманские просветители прошлого.

Литература:

1.         Баймурзин, Хамит Хаирварович. Тюркская народная педагогика физического воспитания: дис.. д-ра пед. наук / Х. Х. Баймурзин; науч.рук. Я. И. Ханбиков; Казан.пед.ун-т.—Казань: Б.и., 2001.—368с.

2.         Бикмухаметов Р. К. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития: дис.. д-ра пед. наук / Р. К. Бикмухаметов; КГПУ.—Казань: Б.и., 2004. — 443 с.

3.         Верейкина О. В. Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02:. — Москва, 2004. — 183с.

4.         Ибрагимов А. Р. Развитие татарской педагогической мысли об умственном воспитании детей. Автореф. Дисс.к.пед.н. Нижний Новгород: 2010–21с.

5.         Климова Ю. Роль религии в формировании духовных основ общества / Религия и общество: судьбы людей и народов: Материалы молодежно-студенческой научно-практической конференции. — Оренбург,Изд.центр ОГАУ, 2003. — с.105

6.         Кузин В. В. Природное и духовное: мозг-разум-дух в связи с физическим совершенствованием человека (к проблематике интегративной антропологии): проблемы теории / Кузин В. В., Никитюк Б. А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — N 1. — С. 2–9.

7.         Махмутов М. И. Мир ислама / М. И. Махмутов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 616с.

8.         Мухаметшина Р. Ф. Диалог русской и татарской культур в системе литературного образования (на материале школ Республики Татарстан). — Казань: «Магариф», 2007. — 200с.

9.         Рихтер О. В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Ставрополь, 2003. — 221с.

10.     Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании образования / Л. А. Харисова. — М.: Просвещение, 2002. — 336с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, здоровый образ жизни, ислам, знание, здоровье, соревновательная деятельность, мусульманский просветитель прошлого, воспитание подростков, время.

Похожие статьи

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие, упражнение, подрастающее поколение, занятие, успешная сдача нормативов, гендерный принцип.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми: ‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; ‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов...

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Роль исламского философского наследия в развитии...

физическое воспитание, воспитание, обучение, здоровье подростков, воспитание подростка, физическое развитие, физическая культура, правильное воспитание, духовное воспитание, упражнение.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Исламская педагогика об интеграции физического и духовного...

Основные направления физической подготовки подростков... С принятием ислама мусульманская культурная система получила целостный характер, в которой образ жизни его приверженцев, их поведение.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, интерактивные методы, здоровьесберегающие технологии.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь.

Это можно объяснить влиянием западных норм условий жизни, где здоровье рассматривается как качественная характеристика любого профессионала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие, упражнение, подрастающее поколение, занятие, успешная сдача нормативов, гендерный принцип.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми: ‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; ‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов...

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Роль исламского философского наследия в развитии...

физическое воспитание, воспитание, обучение, здоровье подростков, воспитание подростка, физическое развитие, физическая культура, правильное воспитание, духовное воспитание, упражнение.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Исламская педагогика об интеграции физического и духовного...

Основные направления физической подготовки подростков... С принятием ислама мусульманская культурная система получила целостный характер, в которой образ жизни его приверженцев, их поведение.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, интерактивные методы, здоровьесберегающие технологии.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь.

Это можно объяснить влиянием западных норм условий жизни, где здоровье рассматривается как качественная характеристика любого профессионала.

Задать вопрос