Автор: Зайцева Юлиана Витальевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Зайцева Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 142-143.

Образовательная политика России отражает общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Именно образованию в постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.

Основная цель среднего профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, способного работать в команде, легко адаптирующегося в часто меняющейся реальности, коммуникабельного.

В контексте основных направлений развития образования реализуются мероприятия, направленные на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных рынком труда. Мероприятия будут включать в себя возможности использования социальной рекламы, ознакомление подростков с перспективами трудоустройства, оказание социальной поддержки выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования.

Образование будет носить гуманистический характер, будет отдаваться приоритет общечеловеческим ценностям, жизни и здоровью человека; будет направлено на развитие личности, обеспечение её самоопределения, создание условий для её самореализации.

В данной статье мы обсудим необходимость обеспечения процесса успешной адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа средствами социально-психологического тренинга.

Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический [1, с.19].

Биологический аспект адаптации включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды, а также к изменениям в организме.

Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Эмоционально здоровые дети обладают хорошо развитой способностью приспособления в разных ситуациях. Они уверенно справляются со страхом. И это один из показателей их эмоционального благополучия.

Такие подростки обладают способностью к самостоятельному планированию своей деятельности, способны принимать адекватные решения. Они не бояться ошибиться, принять неординарное решение.

Однако надо понимать, что каждый человек в разной степени зависит от обстоятельств и некоторая зависимость нам просто необходима.

Возможности адаптации ребенка зависят от наследственности, возраста, состояния здоровья, степени тренированности. Расширить возможности адаптации можно за счет рационального режима дня, психического и морального состояния индивида, а также с помощью социально-психологического тренинга.

Социально-психологическая адаптация в образовательном процессе — это приспособление личности к взаимоотношениям в новом коллективе. Переход ребенка из школы в колледж, из колледжа в вуз или на работу требует его адаптации к новым условиям и коллективу.

Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если подросток предварительно ознакомлен с новыми людьми, с предстоящей деятельностью, имеет представления об особенностях обучения в данном учебном заведении. Основные проявления психологической адаптации — взаимодействие, общение подростка с окружающими людьми и его активность [3, с.11–12]. Процесс психологической адаптации проходит каждый ребенок в ходе своего индивидуального развития, а потом и профессионального трудового становления.

Современные методы психолого-педагогического воздействия должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации подростка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и её организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.

В психолого-педагогической работе мы выделяем следующие направления:

  1. Диагностика общения и социально-дезадаптивного поведения обучающихся. Интерпретация полученных данных результатов производится на основе психолого-педагогической характеристики ребенка, наблюдений, первичного запроса учителя, а также результатов тестирования.

  2. Психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие навыков общения, социальной компетентности ребенка, коррекцию эмоционального состояния.

При этом в работе с подростками мы в основном используем социально-психологический тренинг. Подростковый возраст — это период становления человека, когда активно формируется жизненная позиция, личностные установки, мировоззрение ребенка. Как указывает В. З. Кантор, «именно в условиях организованного воспитательного процесса…должен формироваться комплекс ценностных ориентаций, аксиологический потенциал личности» [4, с.56–57].

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, правилами и проблемами. Его особенностью является то, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования.

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [2, с.19].

И. В. Вачков указывает, что тренинг — метод работы, в котором психолог призван не только помочь решить существующие проблемы у участников, но и оказать профилактическое воздействие за счет предоставляемой возможности «научиться решать проблемы» [3, c.17].

Участники тренинговой группы, при содействии ведущего-психолога, включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем, в самосовершенствовании, формировании навыков саморазвития личности в целом, получении эмоционального опыта. Задача психолога: формирование у обучающихся системы ценностей, связанных с личным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний о физиологических и психологических процессах и их взаимосвязи со здоровьем, формирование умений и навыков сохранения, восстановления, укрепления и совершенствования личного здоровья. Это позволяет подростку сохранять жизнестойкость, душевный комфорт, активность, делает личность самодостаточной, гармоничной.

Работа в группе позволяет подростку анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, формировать у себя навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений так необходимых ему для успешной адаптации в новом коллективе.


Литература:

  1. Большой психологический словарь/Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2000.- 224с. (Практическая психология).

  3. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002.169 с.

  4. Изучение личности учащегося. Волгоград, 1982.

  5. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль слепых и слабовидящих. СПб.: Каро, 2004. 240 с.



Основные термины (генерируются автоматически): Социально-психологический тренинг, успешной адаптации, аспект адаптации, психологической адаптации, средство успешной адаптации, успешной социальной адаптации, процесса успешной адаптации, форма интерактивного обучения, Психологический аспект адаптации, Возможности адаптации ребенка, условие успешной адаптации, Процесс психологической адаптации, среднего профессионального образования, Биологический аспект адаптации, проявления психологической адаптации, социально-культурной адаптации иностранных, Процесс адаптации, социально-психологический тренинг, Психологический тренинг, возможности адаптации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос