Библиографическое описание:

Ячменёва И. В. Реализации ФГТ в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 137-139.

В связи с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед всеми дошкольными учреждениями встала проблема, связанная с разработкой общеобразовательной программы, призванной создать целостное видение и обеспечить реализацию образовательного процесса в единстве обучения и воспитания.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания. Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования в процессе реализации ФГТ является создание условий для системного развития возможностей ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта, формирования жизненной компетентности.

Приступая к разработке основной общеобразовательной программы, творческая группа педагогов БДОУ «Детский сад № 278 компенсирующего вида» изучила ряд документов [3]: Закон РФ «Об образовании»; Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования от 21 октября 2010 г. № 03–248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки РФ органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22 июля 2010 г. 03–13 «О примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Анализ данных документов позволил сделать следующие выводы:

  1. основная общеобразовательная программа дошкольного образования — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса;

  2. основная образовательная программа дошкольного образования (Образовательная программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ;

  3. образовательная программа разрабатывается дошкольным образовательным учреждением в соответствии с ФГТ, и самое главное с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей;

  4. дошкольные образовательные учреждения должны соблюдать требования ФГТ к структуре основной образовательной программе при её разработке и реализации;

  5. образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного ДОУ, учитывать общие и специальные образовательные потребности воспитанников, а также запросы их родителей, общественности, социума в целом;

  6. дошкольным образовательным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, были нами сопоставлены с имеющейся программой обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта [1].

В данной программе авторами выделены следующие разделы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание, «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Названые разделы соответствуют определенным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста — общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельности.

В соответствии с новыми ФГТ нами было определено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми с нарушением интеллекта образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Названные образовательные области определяют следующие виды деятельности ребёнка: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Приведём пример. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач (по ФГТ): развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Однако, учитывая психофизические особенности контингента воспитанников ДОУ № 278, мы дополнили задачи теми, которые не противоречат ФГТ, а наоборот, реализуют такое требование как содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья). В числе выделенных нами задач следующие: укрепление здоровья воспитанников; создание условий для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной, двигательной систем воспитанников; развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждение возникновения вторичных отклонений в психофизическом развитии; совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Аналогично было определено содержание и остальных образовательных областей с учетом ФГТ.

Ещё одним спорным вопросом для нас стал «портрет выпускника» ДОУ, включающий в себя интегративные качества, которые фактически нельзя измерить и тем более «примерить» на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Например: Физически развитий, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Такой параметр совершенно неуместен в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Безусловно, по отношению к ребёнку дошкольного возраста, имеющему лёгкую степень умственной отсталости, данный параметр сложно применить. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Это параметр практически «не работает» в отношении ребёнка с заиканием или алалией.

В целом параметры, составляющие «портрет», характеризуют ребёнка с высокими потенциальными возможностями, психически и физически здорового, воспитывающегося в благоприятных социальных (в том числе семейных) условиях.

Следующим спорным вопросом для нас стал вопрос о смещении акцента с занятий на процесс совместной деятельности взрослого и ребёнка, а также непосредственно самостоятельной деятельности самого ребёнка.

О занятиях в материнской школе писал ещё великий Я. А. Коменский. Занятия с детьми-дошкольниками успешно проводили выдающиеся отечественные педагоги: К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, В. А. Сухомлинский и многие другие.

В настоящий период времени предлагается отказаться от занятий как формы работы с ребёнком. Мы считаем, что такое решение нецелесообразно по отношению к дошкольникам, имеющим ОВЗ. Именно в процессе занятий создаются условия для развития у детей произвольности, умения «управлять собой», концентрации усилий на учёбе, навыков совместной деятельности со сверстниками и многое другое, что необходимо ребёнку в школьном обучении.

Формирование всех видов детской деятельности у детей с нарушением интеллекта происходит именно на специально организованных занятиях, а затем переносится в их свободную деятельность. Многолетними исследованиями известных отечественных олигофренопедагогов (Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, А. А. Катаева, А.Зорин, О. П. Гаврилушкина и др.) было доказано, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности. В этой связи весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми должен быть организован взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но при этом ребёнок является активным участником обучающего процесса.

Чтобы выполнить условия ФГТ, необходимо совершенствовать структуру и планирование занятий, гибко приноравливаясь к возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Важно строить занятия с чередованием форм деятельности, с включением в их структуру игровых моментов, физкультминуток, с использованием различного рода наглядно-дидактических пособий.

Таким образом, вариативность, как явление в целом положительное, остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования. В обязательной части программы, разрабатываемой на федеральном уровне и реализуемой всеми образовательными учреждениями дошкольного образования, она отражается через самостоятельный выбор каждым учреждением программных тем, форм, средств и методов образования. Это должно осуществляться с учетом особых образовательных потребностей воспитанников.


Литература:

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.

  2. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 208 с.

  3. Посашкова, И. П. Проектирование коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации / И. П. Посашкова. — Омск: ЮОУ ДПО «ИРООО», 2011. — 78 с.

  4. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. — М.: Академия, 2001. — 312 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательной программы дошкольного, основной общеобразовательной программы, дошкольного образования, образовательного учреждения, дошкольного образовательного учреждения, программы дошкольного образования», условиях дошкольного образовательного, структуре основной общеобразовательной, программа дошкольного образования, нарушением интеллекта, ограниченными возможностями здоровья, специального образовательного учреждения, условиях специального образовательного, дошкольного возраста, разработке основной общеобразовательной, специального дошкольного учреждения, деятельности ребёнка дошкольного, дошкольного специального образования, системе дошкольного образования, образовательная программа дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос