Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мазаева Е. Г. Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 132-135. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3711/ (дата обращения: 20.08.2018).

В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития.

Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание. [3,с.3]

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся. [6,с.125]

По мнению И. М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями о движении, его свойствах и тем самым содействует развитию головного мозга. [7,с.107]

Большое познавательное значение деятельности руки открыл И. П. Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. [4,с.201]

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искажённую информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. [6,с.125]

В результате соприкосновения тактильного раздражителя с рецептором в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость или шероховатость, упругость и т. д. [1,с.70]

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. [6,с.125]

Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Так же как и у нормально видящих речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания. [2,с.17]

Общая особенность таких детей — нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. [3, c.9]

Для многих детей самым сложным предметом в школе является русский язык. Это связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию речи и обогащению словарного запаса ребёнка. Полноценная устная речь невозможна без богатого словарного запаса и правильного понимания значения слов. Ребёнок с хорошо развитой речью не испытывает трудностей в освоении грамматики родного языка. Начинать развивать и обогащать речь ребёнка в школе уже поздно. В процессе общения активно пополняется словарный запас ребёнка в возрасте 4–6 лет. Именно это служит залогом успешного обучения в школе. [5.с.3]

Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности. [3.с.10] Сложности возникают у детей в подборе качественных и относительных прилагательных, слов-синонимов и слов-антонимов.

Одним из эффективных приёмов для решения данных проблем у детей 5–7 лет с нарушениями зрения является использование тактильных дощечек. В работе психолога с помощью таких дощечек дети учатся чувствовать и передавать настроение, погоду, эмоциональные переживания. Мы же решили использовать тактильные дощечки для развития словаря, связной речи и осязания. Были изготовлены дощечки 6 на 10 см. с разной поверхностью. Данный размер позволяет ребёнку обследовать поверхность дощечки всей ладонью, а не только подушечками пальцев. Используются дощечки с разной тактильной поверхностью (наждачная бумага, мех, бархат, замша, вельвет, контактная лента и т. д.) Количество дощечек с однотипной поверхностью должно быть не менее трёх у каждого ребёнка. Работа с детьми проводится в подгруппе от 4 до 6 человек. Мы выделили три этапа в работе с тактильными дощечками.

1 этап

Знакомство с пособием. Введение в активный словарь качественных прилагательных. Формирование умения группировать дощечки по признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Сравнение дощечек между собой. Обучение приёмам обследования. Нахождение дощечки по описанию.

Пример

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

—На что или кого похожа данная дощечка?

Cравните колючую и пушистую дощечки.

—Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, или до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

2 этап

Обучение выкладыванию дощечек слева направо по ходу рассказа. Введение новых дощечек с разной поверхностью. Расширение словаря относительных и качественных прилагательных, слов-антонимов (колючий-мягкий, лохматый-лысый и т. д.). Соотнесение поверхности дощечек с определённым предметом, животным.

Пример

Детям демонстрируют картинку, на которой изображены валенки.

—Валенки какие?

—Шерстяные (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Колючие (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

Детям демонстрируют картинку, на которой изображена собака.

—Собака какая?

—Лохматая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Какие зубы у собаки?

—Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Какой нос у собаки?

—Гладкий (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание собаки.

3 этап

Введение новых дощечек с похожей поверхностью для расширения словаря синонимов (пушистый-лохматый, гладкий-ровный). Пересказывание рассказов с опорой на тактильные дощечки использую зрительный анализатор и без него (с закрытыми глазами) используя только тактильные ощущения.

Пример

На данном этапе детям предлагаются рассказы, для дальнейшего пересказа с опорой на тактильные дощечки, используя зрение или с закрытыми глазами (используя тканевые очки). Дети отвечают на вопросы, которые задаёт логопед к подчёркнутым словам.

«Викина обувь»

У Вики много обуви. В кожаных сапожках Вика ходит гулять на улицу. В гладких новых туфельках Вика танцует. В джинсовых кедах Вика занимается спортом. А дома Вика ходит в тёплых меховых тапочках.

«Ёжик в гостях у зайчика»

Однажды колючий ёжик решил пойти в гости к пушистому зайчику. Он надел шерстяные валенки и вышел на улицу. С начало он пошёл по гладкой дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда ежик пришёл к зайчику они стали пить чай, накрывшись клетчатым одеялом.

«На прогулке»

Как-то раз Павлик собрался на прогулку. Он надел фланелевую рубашку, новые вельветовые брюки и пошёл гулять. Во дворе лежала лохматая собака. Она грызла гладкую кость. Павлик взял сухую ветку и стал дразнить собаку. Собака оскалила острые зубы и схватила Павлика за брюки. Брюки порвались. Павлик заплакал и пошёл домой. Мама сказала: «Сам виноват. Нельзя дразнить собак».

—Какая собака лежала во дворе?

—Лохматая.

—Как ещё по-другому можно назвать лохматую собаку?

—Пушистая.

Если дети выкладывают дощечки закрытыми глазами, то подчеркнутые слова логопед повторяет два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать дощечки.

Рассказы и сказки, используемые логопедом, соответствуют тематическому планированию МБУ в коррекционных группах, а также в рассказах учитываются образовательные области «Безопасность», «Здоровье» и т. д.

Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.


Литература:

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000

  2. Корнилова И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация/ И. Г. Корнилова.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

  3. Лапп Е. А. развитие связной речи детей 5–7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты.- М.:ТЦ Сфера,2006.

  4. Павлов И. П. Полное собрание соч.2-е изд М.;Л.,1951.

  5. Парамонова Программа развития и обучения дошкольника. Узнаю новые слова. Для детей 4–6 лет.-СПб: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС образование», 2003.

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под.ред. Л. И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

  7. Сеченов И. М. Осязание как чувство, соответствующее зрению/ Избр. философ. и психолог. произвед. М.: Госполитиздат, 1947.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, соответствующая дощечка, дощечка, пушистая дощечка, связная речь, практическая деятельность, лохматая собака, колючая дощечка, чувственная сторона речи.

Похожие статьи

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте...

обучающая дощечка, слово, ребенок, картинка, звук, дощечка, буква, вариант заданий, звуковой анализ слов, мелкая моторика, деревянный планшет, нарушение функций, пособие, развитие.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе...

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов при...

Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более

Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь.

«Про собаку» (С. Антонюк). У него четыре лапы, Черный нос и хвост лохматый

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие

При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10]).

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ...

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте...

обучающая дощечка, слово, ребенок, картинка, звук, дощечка, буква, вариант заданий, звуковой анализ слов, мелкая моторика, деревянный планшет, нарушение функций, пособие, развитие.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе...

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов при...

Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более

Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь.

«Про собаку» (С. Антонюк). У него четыре лапы, Черный нос и хвост лохматый

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие

При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10]).

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ...

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.

Задать вопрос