Библиографическое описание:

Петрова Е. В. Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 63-65.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей [5, с. 6]. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей — важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи [5, с. 10].

Какого рода помощь хотели бы получать родители и воспитатели друг от друга на современном этапе? Родители в большинстве своем жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребенка. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм их образования.

В детском саду я работаю 3- й год и меня заинтересовала проблема отношения родителей к воспитанию своего ребенка. Однако сами сотрудники ДОУ иногда берут на себя все заботы по воспитанию детей, забывая, что именно родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Для себя разработала критерий, который отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделила качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  1. Родители — активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Эти родители очень активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

  2. Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, они заинтересованы, но желающие решать проблемы с помощью специалистов.

  3. Родители — наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

И у меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ вела по четырем направлениям.

  1. Информационно-аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. На основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем [11, с. 45]. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть ее индивидуальные особенности.

  1. Познавательное направление.

Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста [4, с.35].

Я использовала активные формы и методы работы с родителями (родительские собрания, консультации, совместные проекты, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году), Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотовыставок, совместное создание предметно — развивающей среды, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи у нас активно используются инновационные формы и методы [2, с. 256]. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации [4, с.67].

К таким собраниям я очень тщательно готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираю музыку, стараюсь создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует на моих собраниях к созданию доверительной атмосферы, что помогает родителям откровенно говорить о своих проблемах. Родители с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители после таких собраний становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками.

  1. Наглядно-информационное направление.

Наглядно–информационное направление включает в себя: родительские уголки, семейный и групповые альбомы, фотомонтажи, фотовыставки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

  1. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

  • консультации для родителей;

  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

  • подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

  • индивидуальные встречи и консультации;

  • изготовление атрибутов, пособий.

Праздник в детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — писал Ф. Ларошфуко [9, с.34]. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждая зона используется для развития детей. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга [1, с. 7]. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


Литература:

  1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

  2. Акулова Е. Ф., Царева Т. М.,Елесеева С. В. Среди людей. Учебно-методическое пособие. — Тольятти, 2007. — 295с.

  3. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4. — с. 23–35. 19. Варюхина, С. И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. — Минск.: 1987.

  4. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под редакцией Н. Ф. Виноградовой, — М.: Просвещение, 1989. — 192с.: ил.

  5. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2001.-224 с.

  6. Детский сад и семья / Т. А. Маркова, М. В. Загик, В. М. Иванова и др.; Под редакцией Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1981. — 176с. — (Библиотека воспитателя детского сада).

  7. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

  8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

  9. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1968.

  10. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников в семье / Т. А. Маркова. — М.: 1979.

  11. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. — М.: 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): детского сада, условиях детского сада, воспитанников детского, детского дома, самоопределения воспитанников детского, воспитанников детского дома, родителями воспитанников, воспитателя детского сада, родителями воспитанников детского, профессионального самоопределения воспитанников, воспитанников дошкольного возраста, адаптации воспитанников дошкольного, деятельности родителей, дошкольного возраста детского, социальной адаптации воспитанников, возраста детского дома, Похожая статья, Нравственное воспитание детей, современных условиях, родителями воспитанников ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос