Библиографическое описание:

Самусенко Д. Р., Матвеева М. Н. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 98-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3708/ (дата обращения: 18.12.2017).

Современная школа рассматривает результат обучения как подготовку к профессиональной деятельности. Наиболее эффективного результата можно достичь, на наш взгляд, в условиях обычной общеобразовательной школы в мегаполисе при целостной системе основного, внеурочного предметного и дополнительного образования. Именно поэтому мы создали в школе различные объединения учащихся: «Клуб юных математиков», «Литературное кафе», «Юные поэты», туристический клуб «Виктория». Работает отделение дополнительного образования, в секциях которого занимаются более половины учащихся школы.

Такая система позволяет преломить предварительный комплекс теоретических знаний в практическую плоскость решения конкретных задач и проблем разного характера:

  • узкопредметных,

  • межпредмедметных,

  • требующих практической деятельности,

  • формирующих творческое начало,

  • формирующих умение строить деловые отношения с учащимися с учителями и др.

Одной из инновационных педагогических технологий позволяющих реализовать такой процесс обучения, является технология «кейс-стади». Именно этот метод, в отличие от многих традиционных методов, организует работу учащихся так, чтобы они применили полученные теоретические знания в конкретной практической ситуации и убедились в том, что они действительно нужны, но в то же время поняли, что реальный мир намного сложнее, чем сформированные теоретические модели. Таким образом, данный кейс-метод способствует активному усвоению знаний, отработке методик и способов познания, накоплению богатой практической информации, что так важно в последующей профессиональной деятельности, да и вообще в жизни.

Рассматривая особенности этого метода, мы исходили из следующего определения: кейс-стади — это разбор ситуации или конкретного случая, которые отражают какую-либо реальную ситуацию. В этом описании кроются определенные проблемы косвенные затруднения даже противоречия и ошибки. Учащимся надо проанализировать, найти пути решения проблемной ситуации, сделать вывод.

Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Трудности представляют сам процесс создания кейса, его использования на уроке с учетом особенности мышления (возрастных, уровневых, индивидуальных) и организация деятельности учащихся.

Мы используем разные способы задания проблем в тексте: описание конкретной ситуации (словесное и знаковое), включения в текст противоречия между элементами ситуации, частичное отсутствие в тексте определенной информации, требующей реконструкции. Для выполнения задания учащимися могут быть использованы уже на уроке различные учебные пособия, инструменты и т. д.

В данной работе мы представляем два урока с использованием кейс-технологии разного вида, данные в ГБОУ СОШ № 245 Санкт-Петербурга.

Практический кейс. Отражает реальную ситуацию описания элементов туристического похода. Цель данного кейса- отработка навыков предметных знаний и формируемых умений

Обучающий кейс. Описывается в игровой форме типичная учебная ситуация, которая помогает выработать, довести до автоматизма конкретные знания, навыки и способы решения поставленных задач.

Урок по русскому языку и географии с применением кейс — технологии в 6 классе

«Использование прилагательных в определенной ситуации (элементы сравнительной характеристики при описании рек)»

Цель урока

  1. Развитие учебных компетенций, основанное на имеющихся знаниях и способствующее

Дальнейшему развитию умений.

  1. Проверка знаний и метапредметных умений, приобретенных учащимися на уроках русского языка и географии.

  2. Воспитание навыков коллективной работы.

Задачи

  1. Организация работы микрогрупп по решению проблем, вытекающих из текста.

  2. Выявление степени готовности к итоговой контрольной работе и к зачету по теме» Внутренние воды» по географии.

Ход урока

Учащиеся сидят вокруг 4 столов, так как работа будет осуществляться в микрогруппах. На каждом столе лежат листы чистой бумаги, цветные карандаши, географические атласы для 6 класса.

Учитель сообщает ребятам, что для них пришло необычное письмо.

Вскрывает конверт и читает:

«Ребята! К вам обращается Гена Барбоскин. Моему брату и сестрам задали домашнее задание: составить сравнительную характеристику двух рек. А учительница по русскому языку добавила, что надо включить побольше прилагательных и правильно написать их. Они наделали столько ошибок, а исправлять их не хотят! Помогите!!!»

На экран проецируется текст.

Учитель читает.

Все реки делятся на равниные и горные. Я решил сравнить две реки: Волгу и Неву. Это равниные реки. Петание и режим этих рек одинаковы и определяются климотом. Обе реки вытикают из озер: Волга — из Селигера, а Нева — из Ладожкого. Впадают они в моря. Нева — в Балтийское море, а Волга — в Чорное.

Волга более длинее Невы. Длинна Волги 3530 келометров, а Невы всего 74 келометра.Скорость течения у этих рек менее быстрее, чем у горных. Мне кажется, что Нева ширше Волги, она достигает 1250 метров. А Волга широкая только там, где впадают притоки и где водохронилища. Это самая величайшая наша река.

Вообще-то равниные реки имеют не большое подение. У них нет сил пролажить себе путь, они обходят припятствия. Поэтому у них самая широчайшая долина, по которой и идут суда. Но Финский залив менее глубже Чорного моря, поэтому для судов проложили в Неву канал.

Мухтар Аршавкин

Я сравнила две горные реки: Терек и Кубань. Терек начинается на высоте около 6000 келометров. Это наша наивысочайшая река. А Кубань образуется при слиянии двух рек, и это происходит более ниже, всего лишь на высоте 1340 метров. Это реки внутреннего стока. Петание у них ледниковое. Долины у них похожи, но у Терека ужее, значит он глубже. А раз глубже, то по нему ходят суда. Кубань в верхнем течении весной разливается на несколько километров. Поэтому в Краснодарском крае всегда хороший урожай. Жанна Киска

Учитель кладет на каждый стол печатный экземпляр работ и предлагает выполнить следующее задание.

  1. Исправить орфографические ошибки.

  2. Определить, какими членами предложения могут быть прилагательные.

  3. Исправить ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных.

  4. Привести примеры употребленных в тексте разрядов прилагательных разных по значению.

  5. Выделить в тексте географические термины.

  6. Найти и исправить фактические географические ошибки.

  7. Исправляя их, обратить особое внимание на причины и следствие.

  8. Редактируя работу, использовать научный стиль речи.

Задание также раздается группам учащихся.

Выполненная группой работа сдается учителю.

Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику двух озер (по выбору учащихся).

За работу ставится две оценки: учителями русского языка и географии.

Урок туризма с использованием технологий «кейс»

«Организация двухдневного похода для учащихся шестого класса»

1. Цели урока

  • Развитие учебных компетенций, основанное на имеющихся знаниях и способствующее дальнейшему развитию умений.

  • Проверка знаний, приобретенных учащимися на уроках туризма в течение учебного года в рамках данной темы.

  • Воспитание навыком коллективной работы.

2. Задачи

  • Организовать работу микрогрупп по решению проблем, вытекающих из пакета кейса.

  • Выявить степень готовности класса к двухдневному походу.

3. Оборудование

  • Личные теоретические записи учащихся, дневники наблюдений.

  • Кейс, представляющий собой рассказ о неудачном двухдневном походе двух весёлых друзей.



4. Кейс

Два самых знаменитых ученика нашей школы Кулич и Веселый решили однажды пойти в поход. Вернувшись, они еще долго вспоминали эту поездку.

А было это так.

Однажды вечером Кулич позвонил Веселому и у них состоялся следующий разговор.

Кулич: Привет Веселый, а поехали завтра в поход с одной ночевкой.

Веселый: Привет Кулич, конечно поехали! А куда мы поедем и что с собой брать?

Кулич: Так у нас же все есть: палатка, рюкзаки, спальники, «пены», котел. Собрали все быстренько да поехали. Веселый: С этим я полностью с тобой согласен. А что будем брать из еды, и куда мы все-таки поедем?

Кулич: Ой, вот вечно ты волнуешься по пустякам. Карты есть, встретимся утром на Финляндском вокзале, посмотрим, куда первая электричка, туда и поедем, а из еды можно взять «дошираки».

Так друзья и порешили, договорившись утром встретиться на вокзале.



Ближайшая электричка была направлением на Ладожское озеро, ребята быстро взглянули на карту и решили ехать до станции Борисова Грива, а от туда идти вдоль реки Морье в сторону Ладожского озера. Юные туристы купили билеты и отправились в путь. Благополучно доехав до нужной станции, быстро сориентировавшись на месте, Кулич и Веселый вышли на шоссейную дорогу и стали двигаться по ней в сторону реки. Мимо проезжало много машин, из-под которых вылетала грязь. Друзья шли и беседовали друг с другом.

Кулич: Вот интересно, Веселый, а как нужно правильно двигаться вдоль шоссе?

Веселый: Идти нужно по правой стороне, по ходу движения машин!

Парни дошли до реки и по лесной тропинке стали идти вдоль нее вниз по ее течению. Но вскоре хорошая тропа стала уходить в болото, стало очень сыро.

Веселый: Кулич, а у тебя есть с собой резиновые сапоги?

Кулич: Нет, и даже нет запасной обуви.

Веселый: У меня тоже нет.

Друзья промочили свои кроссовки и дальше уже шли с мокрыми ногами. Лимонад, купленный на вокзале, был к этому времени уже весь выпит, а им очень хотелось пить.

Веселый: Давай попьем из реки.

Кулич: Давай! Вода чистая, абсолютно прозрачная.

Они зачерпнули кружками воду и стали жадно пить ее.

Минут через 15 ребята вышли на красивый песчаный берег Ладоги и стали выбирать место для будущего ночлега.

Кулич: Давай палатки поставим прямо у воды, сегодня волна небольшая и нас залить не должно, только сначала передохнем часик.

Веселый: Нет передыхать сейчас нам нельзя, сначала нужно обустроить место нашего ночлега, все сделать, а потом уже отдыхать.

А палатки мы действительно поставим здесь. Доставай пилу и топор, пойдем за дровами.

Кулич: Я бы с удовольствием, но они остались дома, так что придется наломать хворосту так.

Парни ловко поставили палатки, расстелили «пены» и спальники и пошли за хворостом, когда они его собирали, Кулич порезал палец, но Веселый быстро замотал ему рану белым мхом. Наши герои нашли старое, оборудованное костровище, и решили воспользоваться им. Вода, как известно, в Ладоге пресная, и ее вполне можно использовать для приготовления пищи, но друзья столкнулись с другой проблемой при заварке лапши быстрого приготовления.

Кулич: Веселый, а почему у меня во рту песок?

Веселый: Дело в том, что волна у берега поднимает со дна песок, и набрать воду без него не получается. Так что чай будет такой же, давай доставай заварку.

Кулич: А ее не брал, ведь никто же не просил.

Вот так они, не попив чаю, но вполне довольные собой отправились спать. А в 5 часов утра парни проснулись от холода.

Веселый: Ой, а почему так холодно?

Кулич: Да у нас палатка полная воды!

Наши герои выскочили, как ошпаренные, из палатки и увидели, что она стоит в воде, Ладога за эти часы сильно поднялась. Они очень испугались.

Кулич: Собираем все быстро и рвем когти.

Веселый: Давай быстрей, давай быстрей!

Друзья, несмотря на темноту, смогли собрать палатку, закидали все свое не хитрое снаряжение по рюкзакам и стали двигаться в сторону леса, удаляясь от берега озера. Было около 6 часов, они сильно продрогли.

Веселый: Я думаю, нам нужно лететь на станцию Ладожское озеро.

Кулич: Да, там кажется есть электричка на 9 часов.

Бывалые туристы пытались посмотреть на карту, но из-за темноты было ничего не видно. Они напрягли память и сориентировались. Километра через два дорога, по которой они шли, стала раздваиваться, а куда идти, парни не помнили и из-за отсутствия света не имели возможности взглянуть на карту.

Кулич: Давай ты пойдешь по одной дороге, а я по другой!

Веселый: Хорошо, а кто поймет, что идет правильно, тот пускай звонит другому.

Веселый и Кулич разошлись в разные стороны, первый через некоторое время понял, что идет правильно, достал телефон позвонить другу и обнаружил, что трубка разряжена. Тогда он решил идти до конца, до станции, а уже оттуда начать искать друга. Придя к конечной цели, Веселый увидел у касс Кулича- вторая дорога тоже выходила на станцию, только была короче. Юные герои, уставшие, полностью промокшие, вскочили в электричку и отправились домой.

5. Методы работы

  • Метод проблемного обучения (частично — поисковый)

  • Метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся

  • Метод контроля (устное сообщение одного — двух представителей групп с последующим обсуждением)

6. Формы деятельности на уроке

  • Коллективная

  • Групповая

7. Структура и ход урок

  • Проецирование текста на мультимедийную доску.

  • Эмоциональное прочтение текста учителем.

  • Выявление учащимися ошибок, допущенных весёлыми туристами.

  • Классификация (под руководством учителя) проблем, возникших в описываемом походе:

    • Неправильно подготовлено личное и коллективное оборудование

    • Ошибки в движении по маршруту

    • Ошибки в организации питания

    • Ошибки в разбивке бивака

  • Формирование четырёх групп для решения проблемных заданий «Как исправить ошибки Куличу и Весёлому?»

  • Работа в группах в течение 10 минут

  • Выступление представителей групп (рефлексия) «Ваши советы Весёлому и Куличу»

  • Домашнее задание:

Составить перечень коллективного оборудования для двухдневного похода (список или рисунки).

Кейсы представленных уроков позволяют осуществить межпредметные связи:

  • русский язык-география,

  • география-туризм-ОБЖ.

В последнем случае налицо связь основного и дополнительного образования.

Уроки кейс-технологии неоднократно проводились педагогами школы, поэтому учащиеся приобрели определенный опыт работы в микрогруппах и сами выбирают способ организации деятельности. Одни предпочитают «мозговой штурм» (по принципу игры «Что, Где? Когда?»). В других группах применяется метод ролевой игры: есть лидер, научные консультанты, редактор, корректор. Качество выполненной работы, как правило, от этого не зависит. Однако учащиеся, работающие по принципу ролевой игры, выполняют задание быстрее и грамотнее оформляют работу.

Заключение. Данная технология способствует ориентации на будущую профессиональную деятельность.

  • Учит анализу ситуации (выделению содержательных элементов, поиск сути проблемы, противоречий и их причин и т. п.).

  • Отрабатывает умение анализа (системные, корреляционные, факторные и др.).

  • Развивает творческое начало в ходе поисково-аналитической работы в определении выводов и способов решения проблемной ситуации.

  • Выводит за пределы конкретного учебного пространства.

  • Помогает применить полученные знания в практической ситуации.

  • Формирует коммуникативные навыки (работа в коллективе, в группе, в паре, в системе ученик-учитель).

Все это крайне необходимо в современном мире.


Литература:

  1. Изменение в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии (под.ред. Г. Н. Прозументовой) — Томск, 2003.

  2. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study// Инновации в российском образовании: сб.-М, ВПО, 2000.

  3. http://www.casemethod.ru

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, Похожая статья, решения проблемной ситуации, равниные реки, практической ситуации, сравнительную характеристику, реальную ситуацию, Проверка знаний, конкретной практической ситуации, русскому языку, коллективной работы, русского языка, решению проблем, реки внутреннего стока, профессиональной деятельности, Ладожское озеро, отделение дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, учреждении дополнительного образования, тексте разрядов прилагательных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос