Автор: Гусева Елена Васильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Гусева Е. В. Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 140-142.

Думать о духовно-нравственном воспитании человека и не думать в то же время о его родном языке невозможно…

И. И. Срезневский


В настоящее время научно обоснованным можно признать постулат о том, что цель педагогического процесса — это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.

Техникум является одним из основных звеньев в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.

Один из известных философов как-то заметил, что образование — это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Что должно оставаться в голове человека, когда забыты правила русского языка, законы физики и химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно — творческие и нравственные умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.

Можно забыть конкретные правила наук и искусств, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приемов развития памяти. Это одно из творческих умений. Применяя изученное правило для трудовой деятельности, человек должен продумать не только план работы, но и условия, при которых процесс деятельности и его результаты не нанесли бы вреда ему самому, другим людям и природе. Это уже нравственное умение. Комплексы нравственных и творческих умений образуют соответствующие качества личности.

Осмысливая путь, пройденный русским образованием, и успехи, ошибки, вглядываясь в его будущее, чаще и чаще приходим к выводу, что образование должно быть, прежде всего, посвящено воспитанию. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал педагог В. А. Сухомлинский: «Ученье — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Педагог говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [1].

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в техникуме. Но особенно большую нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Особенностью этих предметов, имеющих огромное значение в жизни, заключается в том, что они требуют не только усвоения точных знаний, но и тщательной упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках должно органически сливаться с обучением, а учитель — проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.

Невозможно заявленную тему обсудить в полном объеме в рамках одного выступления, потому сегодня мы коснемся лишь некоторых аспектов проблемы воспитания нравственности.

Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображение способствуют нравственной стабилизации личности, выработки нравственных идеалов, нравственной основы поведения, а «важнейший капитал нации» — «нравственные качества народа» [2].

Очень важно воспитывать в подростках доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, и дисциплины «Русский язык» и «Литература» помогают в этом. Знания, полученные на этих уроках, помогут подготовить студентов к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьют им оптимистическое восприятие жизни, сделают их гуманистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Пробуждение интереса к предмету — одна из важнейших составных частей обучения и воспитания. Интерес влияет на то, в какой степени целеустремлённо, целенаправленно, увлеченно студенты получают знания.

Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в целом интерес у них к гуманитарным дисциплинам невелик. Однако он необычайно возрастает, если преподаватель — яркий, талантливый человек.

Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведёт, часто отождествляются: личность преподавателя способствует возникновению интереса к учёбному предмету.

К сожалению, о личности учителя в возникновении интереса к предметам говорят не часто в методических изданиях, а вот писатели, учёные, деятели культуры часто делятся своими воспоминаниями.

Так детская писательница А. Я. Бруштейн в повести — воспоминании «Весна», рассказывая о своей учительнице русского языка, пишет: «Маленькая, странно худая, словно высохшая, с лицом нездорового жёлтого цвета, с горячими, как угли, чёрными глазами, Анна Дмитриева совершенно преображалась, когда читала какие-нибудь из своих любимых стихов… Анна Дмитриевна любила — неразделимо любила — и родную страну, и родной язык, и родную литературу! Она и нам передала это чувство».

Именно личностью, человеком, который ведёт за собой, увлекает своей любовью к предмету, своими знаниями, должен предстать перед учащимися учитель. Тогда он сможет решить задачи обучения, воспитания. «Учителя в России были всегда властителями дум молодёжи», — отмечал академик Д. С. Лихачёв. Ему же принадлежат воспоминания об учителе, наставнике, носителе лучших качеств культурного человека: «Леонид Владимирович обладал всеми качествами идеального педагога, он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в общениях…».

Как показывают наблюдения, при встрече с таким преподавателем учащиеся с желанием выполняют ту работу, которую раньше считали скучной, охотно выполняют задания, требующие дополнительной затраты времени и сил.

Воспитывая студентов, преподаватель должен представлять, каким человеком хотело бы видеть общество каждого из своих членов и что может способствовать воспитанию именно такого гражданина. Выдающийся деятель отечественной медицины XIX в. Н. И. Пирогов писал: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».

Нравственный идеал русских людей складывается из понятий чести, добропорядочности, внимательного отношения к людям, ко всему окружающему, к родной истории. Позиция полезного для общества действия складывается у учащегося постепенно, она во многом зависит от того, какими нравственными качествами обладает личность.

«Приглядитесь внимательнее, — говорим мы студентам, — и вы увидите или узнаете тех, кто деятелен и энергичен, но, ни при каких обстоятельствах не поступайтесь совестью, будьте искренними и отзывчивыми, честными и бескорыстными». На уроках русского языка и литературы полезно с этой целью использовать ряд текстов, несущих информацию и исподволь влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.

С этой целью учащимся I курса можно предложить рассказы писателя Анатолия Приставкина о жизни детей, которых война лишила родителей, иных на время, других — навсегда. Тёмная и суровая в годы войны Москва, спасая детей, погрузила их в поезд и отправила в Сибирь — подальше от бомб, пуль и снарядов. Война ощущалась повсюду, даже очень далеко от фронта, но часто рядом оказывались люди, готовые проявить сердечное участие к судьбе детей, согреть их теплом своих сердец.

Возьмём два рассказа А. Приставкина: «Товарищ Гонцова», и «Рабочая порция». Каждый из них можно прочитать как текст для изложения с элементом сочинения, т. е. прочитать без авторской концовки, с тем, чтобы ребята придумали конец истории, как они его увидели и поняли из самого рассказа. По окончанию работы учитель прочитает концовку рассказа, и дети получат возможность с вниманием прислушаться к каждому слову наставника — и, таким образом, постепенно эмоциональный интерес к личности переходит в стремление глубже познать предмет.

Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже для талантливого учителя — труд не одного дня. Разносторонность собственных интересов, способность «в каждом из учеников открыть интересные стороны, многообразие жизненно важных вопросов, обсуждавшихся на уроках», — все эти особенности в общении учителя с учениками формируют не только мировоззрение студентов, но воспитывают в них вкус, доброе отношение к людям, понятие чести, такта, интеллектуальную терпимость и, что очень важно, интерес к изучаемому предмету.

Это никогда нельзя забывать преподавателю, особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, научить грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, любовь к родной природе, родному краю.

Обучение, развитие и воспитание учащихся в техникуме осуществляется главным образом на уроках, внеклассные занятия и мероприятия в полной мере дополняют занятия. Каждый урок по теме должен обучать, развивать и воспитывать студентов. Что касается обучения и развития, то большинство заданий и текстов направлено на формирование и развитие знаний и учебных умений — репродуктивных и творческих. Однако проблема нравственного воспитания учащихся на уроках до сих пор не решена. Планируя урок, учителю необходимо выбирать задания и тексты, в которых содержится информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания. Воспитание творческих качеств личности возможно лишь в том случае, если на уроках и воспитательных занятиях преобладают творческие задания.

Таким образом, каждое занятие по теме должно обучать и воспитывать студентов творчески и нравственно, развивать их в процессе усвоения основных закономерностей и методов гуманитарных дисциплин, помогать становиться самостоятельной личностью, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.

Воспитание нравственной и творческой личности — это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Воспитать нравственного и творческого человека — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.


Литература:

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 2006- № 7.

  2. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2006 — № 3.


Основные термины (генерируются автоматически): среднего профессионального образования, системе среднего профессионального, творческой личности, Похожая статья, Творческое саморазвитие личности, Актуальность патриотического воспитания, учреждениях среднего профессионального, русского языка, Развитие профессиональной компетентности, усвоения основных закономерностей, процессе усвоения основных, творческих умений, Пробуждение интереса, нравственной стабилизации личности, практической деятельности, формирования творческой личности, выборе профессиональной, процессе обучения, творческих качеств личности, семейной карьеры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос