Библиографическое описание:

Шиваханова С. Э. Сохранение психического здоровья в адаптационном периоде у детей в дошкольном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 68-70.

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подрастающего поколения в период адаптации. Эта проблема заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов данной организации «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что нарушения их психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями [1,154]. На нарушение психического здоровья также может влиять и адаптационный период, в течении которого дети привыкают к новым условиям. Адаптация к детскому саду — тяжелое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

В психологическую литературу понятие «психическое здоровье» стало входить сравнительно недавно. Так в словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского сделана попытка определения этого понятия. Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [2, 235].

Конкретные попытки заполнить “пробел” и пересмотреть теорию личности в свете новейших концепций психического здоровья предпринимаются в наши дни крупнейшими отечественными учеными. Среди них следует упомянуть таких видных психологов, как Б. С. Братусь, В. Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, Ю. М.Орлов, Д. А. Леонтьев и др. В работах этих исследователей намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психического здоровья личности, адаптация к новым изменяющимся социальным условиям, исследуются ценности и смысло-жизненные ориентации, духовные и нравственные измерения человека как детерминанты его благополучного развития.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой сохранения психического здоровья детей в период адаптации. Первый раз, придя в детский сад, дети себя чувствуют не совсем уверенно, беззащитными, не заинтересованы в игре. Мы, воспитатели, должны ввести ребенка в «этот мир» детства, быть с ним рука об руку, рядом, помогая ему адаптироваться в новых условиях. Проблемы адаптации могут исходить из разного рода причин. Они могут быть следующими:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;

  • наличие у ребенка своеобразных привычек;

  • неумение занять себя игрушкой;

  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Помещение детей в дошкольное образовательное учреждение в любом возрасте является сильным психотравмирующим событием. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к посещению детского сада заранее, уделяя ему в этот период особое внимание, так как ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних [3, 256]. Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: достигнутого уровня психического и физического развития, состояние здоровья, степени закаленности, сформированности навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностных особенностей самого малыша, а также уровня тревожности и личностных особенностей родителей.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) или негативным (стресс) результатам.

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

  1. Легкая адаптация, характеризуется временным нарушением сна (нормализуется в течение 7–10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней). Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20–30 дней. Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются. Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2–3 недели нормативно).

  2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20–40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30–40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30–35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

  3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, нарушение психического здоровья. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

  4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Психическое здоровье ребенка можно сохранить в период адаптации с помощью игр на сближение, сплочение группы. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

По результатам собственных наблюдений в моей группе детей 4–5 лет, пришедших первый раз в сад месяц назад, я сделала следующие выводы.

Из 16 детей 9 детей оказались дети с легкой степенью адаптации. По истечению 5–10дней эти дети легко приспособились к детскому саду, к режиму, еде, занятиям. Речевая и двигательная активность ярко выражена. Им не составило большого труда привыкнуть к новым условиям.

5 детей оказались со средней степенью адаптации. Сон, аппетит у них восстановился по истечению 15–20 дней, речевая активность пришла в норму через 18–25 дней

Двум детям из всего числа адаптация к новым условиям протекает наиболее тяжело. Она сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. У этих детей снижен аппетит, они часто болеют, нарушен сон, речь долго не восстанавливается. Дети наиболее агрессивны, избегают контактов.

Как же помочь тем детям, которым адаптационный период в саду является наиболее сложным, и сохранить психическое здоровье? Что же должны делать родители? Прежде всего, им необходимо заранее познакомиться с условиями дошкольного учреждения, приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания и т. п.) Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, поблагодарить и т. д.) необходимо положительно настроить малыша. Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшаться аппетит. Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников дошкольного учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, соответственно и сохранив психическое здоровье. По следующим признакам можно судить о том, что период адаптации закончился: объективные показатели: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.


Литература:

  1. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

  2. Психологический словарь / Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 1990–1203 с.

  3. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. — М., 1995–571с.


Основные термины (генерируются автоматически): психического здоровья, период адаптации, новым условиям, дошкольного учреждения, здоровья детей, психического здоровья детей, нарушение психического здоровья, залог психического здоровья, психического здоровья нации, условиям дошкольного учреждения, детскому саду, разнополового воспитания детей, двигательная активность, Психическое здоровье, дошкольное образовательное учреждение, Сохранение традиций разнополового, традиций разнополового воспитания, степенью адаптации, Сохранение психического здоровья, период адаптации ребенок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос