Профессиограмма как эталонная модель специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 1672 раза

Библиографическое описание:

Иванова А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 154-155. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 20.10.2018).

Сфера образования в России становится все более мощной движущей силой экономического роста. В настоящее время динамика изменения социально-экономических и социально-культурных условий показывает, что учебный процесс необходимо организовать, взяв ориентир на развитие личностных качеств будущего специалиста, на формирование общей и профессиональной культуры. Знания, умения и навыки — это, безусловно, необходимое, но не достаточное условие подготовки специалиста с точки зрения профессионально-целостной личности. Актуальность профессиографического подхода в образовании, на наш взгляд, заключается в том, что профессиограмма дает возможность качественно подготовить современного конкурентоспособного выпускника.

По нашему мнению, конкурентоспособность специалиста может быть описана при совместном использовании в качестве базовых составляющих личностного потенциала специалиста и его профессиональной культуры. Перспективным решением в сложившейся проблеме может стать использование профессиограммы специалиста. В указанном случае профессиограмма будет выступать как модель высшего уровня профессиональной деятельности и личностного развития.

По определению А. К. Марковой, «профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» [1, с. 22]. Чаще всего в профессиограмме выделяют две самостоятельные, но взаимосвязанные части, так и А. К. Маркова включила в профессиограмму трудограмму и психограмму. Для полноты раскрытия понятия «профессиограмма» считаем необходимым обратить внимание на эти неотъемлемые составляющие.

Трудограмма характеризует специалиста как субъекта профессиональной деятельности и включает в себя: предназначение профессии и ее роль в обществе, профессиональные знания, умения, приемы, способы работы, технологии, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата, предмет труда в профессии, условия труда, средства труда, распространенность профессии, продукт труда, организация труда, права и обязанности представителя данной профессии, позитивные и негативные стороны профессии.

В психограмме специалист предстает как индивид, особый интерес вызывают его психологические качества: характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы (мотивы, цели, задачи, интересы, потребности, профессиональная самооценка, эмоциональный облик, удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом); характеристики операциональной сферы (психологические знания о профессии, психологические способы, приемы, умения, профессиональные способности, мышление, обучаемость, профессиональное саморазвитие, линии психологического роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста).

Однако мы справедливо можем отметить, что в указанной модели вопросы личности специалиста, социально-значимые качества человека, социальные нормы профессии остались за пределами рассмотрения.

По нашему мнению, наибольший интерес вызывает структура профессиограммы, предложенная Ю. К. Черновой и В. В. Щипановым, которые дополнили последнюю третьей составляющей:

  • трудограмма — описание труда в профессии;

  • психограмма — описание человека в труде;

  • социограмма — описание личности в профессии [2, с. 66].

Социограмма содержит описание социально-значимых качеств личности для реализации профессиональной деятельности (организационные способности, обучаемость, мобильность и т. п.), социальные нормы человека в профессии (правила поведения, традиции), коммуникативную культуру, возможности профессионального роста.

Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в конкретной области, она учитывает различные аспекты личностных, социальных и профессиональных качеств. Ее можно использовать как основу стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное историческое время. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни для того, чтобы осуществлять коррекцию с учетом современных требований к профессии.

На сегодняшний день профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

  • четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

  • иметь направленность на решение практических задач (профотбор, профессиональное обучение и т. п.);

  • выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно;

  • показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

  • показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист будущего).

Современная система взглядов на образование требует перехода от трансляции знаний к формированию у выпускника личностных свойств, подготовки их к систематическому, профессиональному обучению и творческому развитию.

Таким образом, приняв в качестве модели специалиста научно-обоснованную профессиограмму и используя ее как основной ориентир в процессе подготовки специалиста в вузе, т. е. учитывая требования профессиограммы при постановке целей обучения, отборе содержания обучения и выборе методов обучения, можно говорить о формировании не просто отдельно обозначенных знаний, умений и навыков, а о формировании специалиста, обладающего тем или иным уровнем профессиональной культуры. Иначе говоря, профессиограмма может рассматриваться в качестве адекватной модели специалиста, обладающего профессиональной культурой.

В связи с повышением требований к работникам 21 века профессиональная подготовка специалистов должна быть сориентирована на достижение качественного результата. Принятие данной модели в качестве эталона при подготовке специалиста в вузе позволит приблизиться к желаемому результату — подготовке специалиста, способного в дальнейшем успешно справляться со своей профессиональной деятельностью.


Литература:

  1. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

  2. Чернова Ю. К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: методология и практика. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002.


Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная культура, профессия, требование профессии, подготовка специалиста, профессиональное обучение.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Особенности профессиональной подготовки будущих... Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и.

Профессиональная подготовка специалистов

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Профессионально важные качества будущего специалиста...

Профессиональная подготовка будущих режиссеров...

Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Психологическая характеристика помогающих профессий

профессия, профессиональная деятельность, отдельный человек, профессиональное самосознание, эгоцентрический уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Особенности профессиональной подготовки будущих... Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и.

Профессиональная подготовка специалистов

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Профессионально важные качества будущего специалиста...

Профессиональная подготовка будущих режиссеров...

Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Психологическая характеристика помогающих профессий

профессия, профессиональная деятельность, отдельный человек, профессиональное самосознание, эгоцентрический уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Задать вопрос