Ценности семьи в современном учебно-воспитательном процессе (из опыта работы Чебоксарского техникума связи и информатики). | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Солодовникова Т. В. Ценности семьи в современном учебно-воспитательном процессе (из опыта работы Чебоксарского техникума связи и информатики). [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 141-143. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3593/ (дата обращения: 16.12.2018).

Цель обучения и воспитания заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоничное развитие. Цели воспитания подрастающих поколений прежде всего отражают требования общества и государства, уровень развития экономики и науки, социокультурные особенности страны, а на современном этапе — и требования мирового сообщества. Россия имеет свою исторически сложившуюся национальную систему образования и воспитания, которая в настоящее время изменяется в соответствии с требованиями времени. Так, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования введены Федеральные государственные образовательные стандарты, одна из основных целей которых — формирование у выпускников общих и профессиональных компетенций. В формировании компетентностной модели выпускника участвуют преподаватели, работодатели, студенты, а также родители.

Семья как социальный институт всегда играла главную роль в передаче молодому поколению базовых ценностей, так как именно в семье происходит формирование духовного мира человека. «Семья — это среда, где человек должен учиться творить добро»,- утверждал В. А. Сухомлинский. Такие общечеловеческие ценности, как добро, истина, красота, личность, вера, свобода, равенство, счастье, долг, любовь, творчество, справедливость, мудрость имеют важное значение и для общества, и для личности. В ежегодном Послании Государственному Совету Чувашской Республики Глава Чувашии М. В. Игнатьев особо отметил, что «…для каждого из нас и общества в целом особенно важным является «экология души», основанной на базовых принципах морали и нравственности — сердечной теплоте, доброте, отзывчивости, уважении к другим людям, честности, готовности к самопожертвованию». Именно эти ценности, которые закладываются в семье, придают человеку смысл жизни, помогают принимать правильное решение, удерживают от противоправных поступков, вносят в жизнь гармонию. В современной России сложилась не очень благоприятная социокультурная обстановка. Сегодняшние родители — это та молодежь, которая воспитывалась в перестроечные годы, в годы нравственного кризиса. Заведующий отделением «Связь и информационные технологии» ЧТСИ Зайцева С. Г. (работает в техникуме 19 лет) с тревогой отмечает, что в таких семьях ценности занижены, и к мнению родителей ребенок — наш студент, не всегда прислушивается. Для него авторитетным становится кто- либо из однокурсников, либо из социальных сетей, либо из уличной компании. Зайцева С. Г. не устает говорить родителям и на собраниях, и во время индивидуальных встреч, что в семье ребенка необходимо воспитывать прежде всего на личном примере, личным поведением. На собраниях она, выступая перед родителями, напоминает, что в семье необходимо поддерживать благоприятный эмоциональный климат и искренне радоваться успехам студента, переживать за его неудачи. А доброжелательное отношение родителей друг к другу перенимается ребенком в любом возрасте. Техникум поддерживает тесную связь с родителями, привлекая семью к решению вопросов воспитания ребенка, видя в семье надежного партнера в воспитании своих студентов. Где, как не в семье, студент научится трудиться. Правда, сегодня трудовые обязанности студентов в техникуме ограничиваются в основном самообслуживанием. Они следят за порядком в закрепленной за ними аудитории, поддерживают порядок в коридорах, участвуют в весеннем субботнике, создают уют, чистоту и порядок в аудиториях. Как, если не на примере родителей, ребенок поймет необходимость выбора профессии, ведь выбор профессии — один из первых сложных выборов, который человек делает в жизни. Преподаватели специальных дисциплин уделяют много внимания формированию у студентов правильного понимания сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности. Студенты, будущие специалисты отрасли связи, успешно проходят производственную практику на предприятиях республики: ОАО «Ростелеком», ООО «ПМК-409», ООО «Промсвязьмонтаж», ЗАО «Союзтелефонстрой», ООО «Инфолинк». С целью формирования интереса к будущей профессии преподаватели проводят выездные занятия на производстве: «Типография № 1» г.Чебоксары, АТС № 41 ОАО «Ростелеком», Узел связи Чебоксарского почтамта, ПО «Завод им. В. И. Чапаева», Московский районный суд г. Чебоксары, «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии». Кто, как не родители, объяснят ребенку ценность семьи и брака. К тому же сегодня средства массовой информации и телевидение пропагандируют такие ценности, когда актеры или представители шоу-бизнеса имеют несколько браков, оставленных детей. Размышления студентов техникума в эссе «Что значит для меня семья» доказывают, что для современной молодежи семья имеет огромную ценность. «Семья — это самые дорогие, близкие и любимые для меня люди. В нашей семье мы понимаем друг друга, доверяем и заботимся друг о друге» (Иванова А., 17 лет). «Никто меня не любит так, как мои мама и папа. И все мы любим моего братика, которому сейчас 7 месяцев» (Антонова Е., 16 лет). «В семье меня всегда поймут, поддержат в трудную минуту, дадут полезный совет. Свою семью я считаю самой лучшей и люблю ее. Главное для меня — чтобы родители были всегда здоровы и счастливы. Меня пугает мысль, что я могу потерять родных» (Зайцева Д., 16 лет). «Я очень скучаю без моих родных и близких, моей семьи. Я учусь в техникуме и живу в городе, далеко от своей мамы и братьев, и мне их очень не хватает» (Маркова О., 17 лет). «Свою семью в будущем я вижу такой, какая она у меня сейчас: папа с мамой и мальчик с девочкой. И она будет дружной и счастливой, такой, в какой я живу сейчас» (Милкина В., 16 лет). «Я сам рос без отца, и это невыносимый ужас. Для себя давно решил: свою семью никогда не оставлю. Думаю, у меня будет большая семья, ведь сначала родители заботятся о детях, а потом дети — о своих пожилых родителях» (Абушаев Я., 16 лет). К сожалению, статистика свидетельствует: количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, неуклонно растет. Так, анализ личных дел студентов Чебоксарского техникума связи и информатики показывает, что 27,2 % студентов живут в неполных семьях, где нет пап, у 1,5 % студентов есть только папы, 2,5 % — не имеют обоих родителей. Естественно, специфический образ жизни студента в неполной семье отражается и на воспитательном процессе. Социальный педагог, кураторы учебных групп оказывают помощь одиноким родителям и опекунам студентов, чтобы у ребенка из неполной семьи и сироты не выработалось деформированное отношение к браку. Где, если не в семье, ребенок поймет, что забота о воспитании детей одинаково касается обоих родителей, что родители несут ответственность за будущее поколение, что ребенок имеет право воспитываться в нормальной семье. Ни для кого не секрет, что растет количество незарегистрированных браков, где тоже рождаются дети. К тому же такие браки зачастую — ранние, и молодежь необдуманно идет на создание брака в юном возрасте. На классных часах кураторы проводят беседы, объясняя, что главная причина для создания семьи — это взаимная любовь и уважение будущих супругов друг к другу. Например, классные часы «Чего не заслуживают наши матери» (Баранова О. Б., куратор группы С-1–10), «Семья — ячейка общества» (Семенова Ю. П., куратор группы Э-1–11), «Семья. Эстетика и нравственность быта» (Солодовникова Т. В., куратор группы Э-1–12) ориентируют студентов на приоритет семьи как одной из важнейших общечеловеческих ценностей. Среди студентов 3–4 курсов Чебоксарского техникума связи и информатики был проведен опрос «Ранние браки: за и против». Результат опроса показал следующее отношение старшекурсников к данной проблеме: «за» — 28 %, «против» — 55 %, «не думал(а) об этом» — 17 %.

На каждом этапе развития человечества лучшие его представители понимали: их будущее — в руках подрастающего поколения. Не имея школ, учебников, учителей, взрослые сами давали детям разные знания, развивали ум и память, воспитывали нравственные ценности, прививали моральные устои. С целью передачи накопленного опыта молодому поколению люди обращались к положительному воспитательному потенциалу народной культуры и народной педагогики, к опыту семейного воспитания. В древних государствах Востока и Европы школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания, и в семейно-общинном укладе школы семья играла главную роль в воспитании детей: отец отвечал за подготовку сына к жизни и обязан был передать ему свое ремесло. В Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения, в основе традиций обучения и воспитания лежал опыт семейно-общественного воспитания. В Римской империи и Византии ведущую роль в формировании будущего гражданина играло домашнее обучение и воспитание: отец занимался воспитанием мальчиков, а мать — воспитанием девочек. В семье дети получали трудовые знания, навыки письма и счета. В Средневековье представители богатых сословий готовили преемников в учебных заведениях, далеких от принципов народной и семейной педагогики, к определенной деятельности: духовное сословие — к монашеству, феодалы — к рыцарству, а низшее сословие — крестьяне и ремесленники — воспитывали подрастающее поколение в семьях, прививая трудовые навыки, так как готовили молодое поколение прежде всего к трудовой деятельности. В России учебные заведения долгое время были доступны только для привилегированных слоев общества. Представители бедных слоев населения, как правило, занимались воспитанием подрастающего поколения в семейных условиях, используя опыт семейного воспитания, заложенного в народной педагогике и передающегося из поколения в поколение. С усилением роли государства в деле воспитания подрастающего поколения, с развитием социально-культурных и экономических составляющих общества использование семейного опыта в образовании и воспитании становится практической необходимостью. Любое общество, государство заинтересовано в укреплении и сохранении семьи, а человек нуждается в прочной и надежной семье.

Известные учителя К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Г.Песталоцци, великий русский писатель Л. Н. Толстой, просветитель И. Я. Яковлев, космонавт А. Г. Николаев, этнопедагог Г. Н. Волков обращались к опыту семейного воспитания, видя в нем неиссякаемый источник для воспитания молодежи. Так, К. Д. Ушинский изучил и прекрасно знал народные обычаи, обряды, традиции, с которыми ребенок знакомится в семье, и считал необходимым их использование в процессе воспитания. Я. А. Коменский рассматривал семью как важный фактор воспитания и обосновал идею «Материнской школы», опираясь на опыт семейного воспитания. В процессе воспитания подрастающего поколения он большое внимание уделял участию родителей в обучении и воспитании детей. Г. Песталоцци обобщил опыт швейцарской народной педагогики, акцентировав внимание на природосообразности воспитания, которое начинается в семье и должно продолжиться в школе. Л. Н. Толстой в своих произведениях представляет читателям, молодежи в том числе, модель об идеальной семье, где царит любовь, добро, взаимопонимание, где члены семьи обладают доблестью, чувством долга и справедливости, где родители на собственном примере прививают детям чувство уважения друг к другу. Великий писатель широко применял в Яснополянской школе принцип связи обучения и воспитания с жизнью. И. Я. Яковлев глубоко верил в педагогические идеи народа и внедрял народные педагогические принципы в Симбирской учительской школе, созданной по образцу семьи. Просветитель чувашского народа видел в семье опору народа и государства, призывал беречь семью. Космонавт А. Г. Николаев подчеркивал, что все доброе на земле идет от благословения матери, от семьи. Чувашский ученый с мировым именем, этнопедагог Г. Н. Волков отмечал огромную роль матери и семьи в формировании подрастающего поколения, называл семейное воспитание педагогикой любви, а родительский дом — «храмом семейной духовности». «Вы — будущее России и Чувашии. От того, какой жизненный путь вы выберете, какую семью создадите, зависит стабильность в обществе», — с такими словами обратился к молодежи Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев на одной из встреч со студенчеством.

Преподавательский коллектив Чебоксарского техникума связи и информатики осознает, что выпускник должен стать не только гражданином, но и будущим отцом, будущей матерью, воспитателем своих детей. Преподаватели, используя наследия великих педагогов по семейному воспитанию, учат юношей и девушек жить по совести. Они озабочены тем, чтобы предотвратить у своих воспитанников легкомысленное, несерьезное отношение к любви, рождению детей вне брака и не боятся рассказывать студентам о том, что такое семейная жизнь. Пословица: «С милым рай и в шалаше» — в настоящее время не оправдывается. Не будет рая, если выпускник не овладеет настоящей специальностью, не станет профессионалом, не получит достаточный заработок, не станет опорой семьи — об этом напоминают студентам кураторы учебных групп на классных часах. Преподаватели Чебоксарского техникума связи и информатики стараются полно использовать ценности семьи в современном учебно-воспитательном процессе, чтобы формировать у студентов — будущих родителей — чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям противоположного пола, развивать понимание роли отца и матери в воспитании молодого поколения. Они стремятся прививать студентам понимание социальной роли семьянина и осознание того, что у успешного семьянина будет не только достойная карьера, но и достойная старость.


Основные термины (генерируются автоматически): семья, семейное воспитание, подрастающее поколение, ребенок, студент, родитель, молодое поколение, Чебоксарский техникум связи, воспитание, Россия.

Похожие статьи

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

И чем младше ребенок, тем легче ему вступать в диалог с ребенком с ОВЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, инклюзивное образование, возможность, член семьи, развитие ребенка, Россия, интеллектуальное развитие, воспитание.

Психологических проблемы студенческой семьи

3. Молодая семья с маленькими детьми.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность. Можно увидеть, что преобладают такие ценности как, традиции, обычаи, любовь, дети, уважение... Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Политика государства в вопросах семьи и формирования у подрастающего поколения семейных ценностей отражена во многих документах. Указом Президента Российской Федерации от 01.01. 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

Особенности воспитательной позиции современных родителей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»... В связи с увеличением в последние десятилетия количества...

Семья как важнейший институт социализации | Статья в журнале...

Взаимоотношение родителей и детей в семье... ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Роль института семьи в социально-культурном развитии...

В ряде семей воспитание и образование детей имеет стихийный характер.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурное развитие, молодое поколение, ребенок, семья, направление, норма, ребенок условия, социально-культурный институт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

И чем младше ребенок, тем легче ему вступать в диалог с ребенком с ОВЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, инклюзивное образование, возможность, член семьи, развитие ребенка, Россия, интеллектуальное развитие, воспитание.

Психологических проблемы студенческой семьи

3. Молодая семья с маленькими детьми.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность. Можно увидеть, что преобладают такие ценности как, традиции, обычаи, любовь, дети, уважение... Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Политика государства в вопросах семьи и формирования у подрастающего поколения семейных ценностей отражена во многих документах. Указом Президента Российской Федерации от 01.01. 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

Особенности воспитательной позиции современных родителей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»... В связи с увеличением в последние десятилетия количества...

Семья как важнейший институт социализации | Статья в журнале...

Взаимоотношение родителей и детей в семье... ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Роль института семьи в социально-культурном развитии...

В ряде семей воспитание и образование детей имеет стихийный характер.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурное развитие, молодое поколение, ребенок, семья, направление, норма, ребенок условия, социально-культурный институт...

Задать вопрос