С первых лет независимости Республики Узбекистан обеспечение социальной защиты населения стало приоритетным направлением государственной политики. Социальная защита, наряду с такими принципами, как верховенство закона, справедливость, равенство, — это один из факторов обеспечения нерушимости демократического государства. Основной целью проводимых реформ является создание благоприятных жизненных условий для граждан, осуществление их желаний.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о важности социальной защиты семьи, отметил: «Важнейшие цели, которые мы ставим перед собой по дальнейшему укреплению и развитию института семьи как основного звена нашего общества, повышению на новый уровень проводимой сегодня работы по материальной и моральной поддержке молодой семьи, усилению в этом роли и значения махалли, созданию более широких возможностей для женщин, повышению роли семьи в воспитании физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения, и многое другое — хорошо известны. В конечном итоге речь идет о дальнейшем повышении благополучия семьи и на этой основе благосостояния всего нашего народа» [3].
В Республике Узбекистан защите прав детей уделяется большое внимание, потому что среди них имеются и нуждающиеся в помощи, социальной защите, дети с ограниченными возможностями или дети, оставшиеся без попечения родителей.
Государство является инициатором разработки программ, не допускающих ущемления достоинства детей, обеспечения их активного участия в общественной жизни, обеспечивает социальную защиту детей и семей. Доказательством этому служит большое внимание, уделяемое государством малообеспеченным семьям и детям, нуждающимся в социальной защите. В частности, в Конституции Республики Узбекистан, в Законах Республики Узбекистан «Об образовании», «О гарантии прав ребенка», в Семейном кодексе защита прав семьи и детей является приоритетной. Так, в статье 12 Закона Республики Узбекистан «О гарантии прав ребенка» утверждается, что: «Государство гарантирует поддержку семьям, воспитывающим детей, а также обеспечивает предоставление им социальной помощи в порядке, установленном законодательством».
Проблема малообеспеченных и многодетных семей и детей, нуждающихся в социальной защите, является одним из основных направлений деятельности Министерство народного образования Республики Узбекистана, Министерства труда и социальной защиты населения, Комитета женщин, Республиканского Центра социальной реабилитации детей, Научно-практического центра «Оила», благотворительного фонда «Махалла», Республиканского детского общественного фонда «Sen yolg‘iz emassan», фонда «Болалар» и других государственных и негосударственных организаций. Сегодня в этом вопросе особенно важным становится роль махалли.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан отметил: «Сегодня махалля — важный фактор своевременного и успешного решения насущных вопросов граждан на местах, защиты их интересов. Возрастает вклад махалли в решение вопросов духовно-нравственного воспитания граждан, молодежи, эффективного функционирования социальной сферы, обеспечения общественной безопасности и правопорядка на местах.
В этой связи совершенствование правовой базы деятельности махалли, расширения ее полномочий, механизмов эффективного функционирования является нашей приоритетной задачей.
Важно продолжить работу по превращению махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса» [2].
В этом направлении большое значение имеет своевременное информирование по вопросам адресной социальной защиты населения в махаллях. С семьями проводятся консультации по правам семьи и ребенка, людей с ограниченными возможностями, по трудовому, гражданскому, пенсионному законодательству.
В целях поддержки малообеспеченных семей необходимо ознакомить семью с правилами назначения пособий малообеспеченным и многодетным семьям, семьям с детьми, имеющим только одного из родителей, освобождение одного из родителей, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями, от уплаты налога согласно законодательству. В работе с такими семьями повышается эффективность сотрудничества махалли со службами занятости населения.
По данным опроса, проведенного по Кашкадарьинской, Самаркандской и Андижанской областям, большинство малообеспеченных семей, получающих пособие, имеют общее среднее образование. Не имея профессии, у родителей не всегда есть возможность устроиться на работу со стабильным заработком. Поэтому они вынуждены обращаться в махаллю за помощью к специалистам. При осуществлении индивидуального социального патронажа семьи деятельность специалистов в махаллях может быть организована в следующих направлениях:
- обучение родителей профессиям на курсах, организованных в махаллях по направлению «Устоз-шогир» (Наставник-ученик) и для дополнительного образования;
- дополнительные занятия в целях помощи обучения-воспитания ребенка;
- обеспечение их работой.
Также при махаллях могут осуществляться мероприятия, направленные на оздоровление, восстановление здоровья членов семьи, на организацию отдыха ребенка в детских оздоровительных лагерях и т. д.
По нашему мнению, деятельность социальных работников по работе с малообеспеченными семьями и детьми предусматривает:
- посещение семьи, изучение условий проживания;
- комплексную оценку семьи и на основе полученных результатов составление плана действий, организация педагогических консилиумов, составление плана психологических услуг;
- развитие социальным работником у родителей и других родственников чувства доверия к нему;
- изучение создания в семье среды всесторонней поддержки ребенка;
- обеспечение защиты прав и интересов детей;
- определение перспектив работы с родителями по детско-родительским отношениям, помощь в семейном воспитании;
- обеспечение социального развития ребенка в семье, предупреждение негативных изменений в его поведении;
- определение сильных сторон семьи и обучение родителей позитивно использовать их;
- педагогико-психологические, социальные, морально-этические консультации;
- семейную терапию;
- родительские собрания на дому;
- решение социальных проблем, развитие социальной и гражданской активности;
- празднование дней рождения и других событий;
- на всех этапах работы с семьями сотрудничество с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, в том числе разработка технологий сопровождения, оказания социальной, педагогической, психологической и правовой помощи.
Процесс работы по социальной защите детей и семей, нуждающихся в ней, будет успешным при выполнении следующих условий управления органами самоуправления — махалли:
- соблюдение демократизации управления;
- наличие в органах самоуправления полномочий на самостоятельное принятие решений;
- открытость и наличие возможности использования сведений об органах самоуправления — махалли (издания в СМИ, интернет-сайты и так далее);
- создание в махалле системы педагогической деятельности, психолого-педагогического анализа и мониторинга;
- привлечение общественных ресурсов: спонсоры, махалля, школа и другие;
- проведение социальных работ с малообеспеченными семьями и т. д.
Для реализации намеченных целей и задач необходимо обеспечить социальную защиту, в первую очередь, социальную адаптация семьи и детей в обществе.
При этом для эффективности вышеуказанных задач важную роль играет обеспечение специалистов научно-методическими пособиями и популярными изданиями по социально, педагого-психологическим, специализированным межпредметным аспектам социальной работы с детьми и семьями, нуждающимся в социальной защите.
Для повышения эффективности работы в данном направлении необходимо обратить внимание на следующее:
- В целях поддержки семей и детей, нуждающихся в социальной защите, организовать и развивать в махаллях бесплатное обучение на специальных курсах по обучению профессиям неработающих родителей;
- В целях трудоустройства данных родителей необходима совместная работа с другими уполномоченными организациями;
- Обеспечить профессиональный подход к педагого-психологической, социально-материальной поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
- В целях повышения эффективности проводимых в махаллях социальных работ с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите, для повышения знаний, навыков, умения по практике проведения социальной работы с сотрудниками махалли необходимо организовать семинары, тренинги, курсы повышения квалификации;
- Усилить работу в махаллях, связанную с оказанием педагого-психологических, социальных, правовых, бытовых услуг, оздоровление детей с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите;
- Уделять большое внимание проведению в махаллях социальной работы с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите;
- В органах самоуправления для комплексной организации мероприятий по социальной защите семей и детей необходимо выделение штата сотрудников социальной работы.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 1–2, ст. 1, 2009 г., № 52, ст. 554.
- И. Каримов. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет // Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 27.01.2010
- И. Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины //Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. 19.01.2012.