Автор: Каппушева Зухра Анзоровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Каппушева З. А. Проблемы общения студентов с представителями иных культур [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 157-158.

В настоящее время значительно возрастает межкультурное взаимодействие. Студенты становятся более мобильными, общаются по электронной почте, переписываются в социальных сетях, участвуют в международных форумах и конференциях. В этой связи особую актуальность приобретает способность студентов изучать определенные нормы, знаки, средства, символы языка культуры, чтобы вступать в коммуникативные связи с представителями иных культур.

В большой советской энциклопедии культура рассматривается как совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и в других областях в духовной жизни; умение использовать все эти достижения для покорения сил природы, для роста производства, для разрешения назревших задач общественного развития. Кроме того, в данном источнике подчеркивается тот факт, что каждая нация имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и нет у других. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит, каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры [1].

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т. д.). Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т. д.). В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.). Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории [3].

По мнению известного социолога В. А. Глазырина, общество является одним из сложных социальных систем, включающая в себя множество отдельных подсистем, в рамках которых раскрываются и реализуются социальные отношения индивидов, их культура. Одни подсистемы являются структурными элементами общества(нации, классы, группы), другие объединяют людей на основе общих интересов, целей, ценностей (толпа, публика). Однако те и другие наделены определенными качествами и признаками, которые позволяют считать их важнейшими элементами общества [4].

Знание культуры общения с иноязычными партнерами позволяет эффективно устанавливать процесс взаимодействия. К примеру, люди во всех странах приветствуют друг друга, но делают это по — разному, утверждает К. Вердербер. Педантичные немцы до 12 ч дня желают друг другу доброго утра, с 12 до 17ч — доброго дня. Далее начинается добрый вечер. Во Франции даже малознакомые люди при встрече и прощании целуются, касаясь друг друга щеками. Англичане и американцы перво-наперво интересуются: «Как дела?» Приемлемый ответ: «хорошо» или «нормально». Говорить «плохо» считается неприличным.В Европе и Новой Гвинее распространен обычай здороваться без слов, просто поднимая вверх брови. Только на материке этот жест используют, приветствуя друзей и родных. А на тихоокеанском острове — иностранцев. Евреи и арабы при встрече говорят: «Мир вам!» Традиционное приветствие в Таиланде звучит «вай». Ладони складывают вместе и прижимают ко лбу, носу или груди. Положение рук определяется статусом встречного. Чем значительнее персона, тем выше ладони и тем дольше длится «вай» [2].

Таким образом, знание культуры общения с иноязычными партнерами позволяет осуществлять эффективное межкультурное взаимодействие. Понимание языка культуры и овладения им, дает человеку свободу общения с представителями других национальностей, открывает новые пути включения в культурный контекст, дает возможность осознать свое место в обществе, социализироваться и, наконец, ориентироваться в пространстве культур.


Литература:

  1. Веденский, Б. А. Большая советская энциклопедия/ Б. А. Веденский.-М.: Большая советская энциклопедия, 618с.

  2. Ведербер, К. Психология общения/ К. Ведербер, Р. Ведербер.-М.: Дрофа, 2006.-341с.

  3. Куликова, Л. В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. Монография./Л. В. Куликова.-Красноярск, 2004.-161с.

  4. Глазырин, В. А. Социология/ В. А. Глазырин.-М.: Юрайт, 2012.-400с.



Основные термины (генерируются автоматически): общения студентов, культуры общения, Проблемы общения студентов, межкультурное взаимодействие, Знание культуры общения, знание культуры общения, друг друга, барьеров общения студентов, делового общения студентов, Оптимизация педагогического общения, языка культуры, Большая советская, формирования межгендерного общения, человеку свободу общения, психологические проблемы общения, советской энциклопедии культура, вопросы современной, совокупность достижений общества, русская культура, друг другу доброго.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос