Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подрастающих поколений. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Воистину: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели». Не случайно, И. А. Ильин, один из исследователей проблемы семейного воспитания, сравнивал семью со своеобразной живой «лабораторией человеческих судеб». При этом он отмечал, что «… в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают и действуют, как придётся» [1, с. 10].
От сотворения мира семья была местом, где новые поколения учились культурным и нравственным ценностям, соответствующим Божьему замыслу. Ребёнок чувствует себя в безопасности в присутствии отца и матери, которые стараются дать каждому все необходимое.
Не всегда страна детства связана с воспоминаниями о гармонии, царящей в семье и родительском доме. И всё меньше молодых людей создают такие дома, которые способны подарить счастье следующему поколению. Традиции и существовавшие на протяжении веков нравственные ценности исчезают, но на их место не приходят новые.
Успех в работе по воспитанию юной смены обеспечивается совместной и содержательной деятельностью семьи и образовательных учреждений. В законе РФ «Об образовании» особо подчеркивается, что первыми воспитателями детей являются родители. Именно в семье создаются такие моральные ценности, как счастье, трудолюбие, чистоплотность, совестливость, профессионализм, культура труда, жизни и быта. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.
Родители и воспитатели — властители дум детей дошкольного возраста. Только их объединенными усилиями создается 90 % всех духовных, нравственных, физических и эстетических ценностей.
Формирование таких ценностей напрямую связано с получаемой детьми духовной пищей. В социализации личности большую роль играют средства массовой информации и книга. Именно с помощью детской литературы, а также литературы, созданной специально для детей, происходит вхождение ребёнка в книжную Вселенную. Такая литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, а также является мощным средством духовного развития личности. В документе «Хартия читателя» (1992 г.), с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение — это всеобщее право. Согласно ей, необходимо также обеспечить раннюю встречу с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.
Для цельности и непрерывности воспитательного процесса, становлению нравственного сознания дошкольников необходим союз семьи, дошкольных учреждений и общественности. Художественная литература — важнейший способ формирования полного спектра нравственных качеств учащихся. Совместное чтение и непринужденный обмен впечатлениями о прочитанном вызывает глубокие эмоционально-нравственные переживания у детей, а также способствует сплочению семейного коллектива.
Роль семьи чрезвычайно велика в процессе формирования отношения к книге и чтению. Когда чтение является образом жизни взрослых членов семьи, ребёнок это впитывает. Полученные в своей семье впечатления остаются на всю жизнь меркой для сравнения и оценки в течение всей жизни. Впоследствии такая же форма отношений реализуется в собственной семье. Домашняя библиотека, которая отражает вкус, род профессиональных занятий, хобби сразу нескольких поколений, определяет как отношение к книге, так и круг чтения ребёнка.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным. Ничего не значащим эпизодом его жизни.
Термин «семейное чтение» неосознанно применяется как обобщающее понятие, включающее в себя круг вопросов, которые имеют отношение к чтению всей семьи, а не только родителей с детьми. При рассмотрении вопросов семейного чтения используются четыре группы терминов и понятий, которые выделяются по содержательному признаку:
- чтение;
- работа библиотек;
- психология, педагогика и социология чтения;
- традиция семейного чтения.
Однако, понятия «семейное чтение» и «традиция семейного чтения» не идентичны. Следует определиться с их содержанием.
Одним из главных признаков традиций семейного чтения является чтение вслух [2, с. 46]. Однако, одного этого явно недостаточно. Если рассматривать этот аспект чтения с точки зрения истории формирования традиций семейного чтения, следует обратить внимание на следующие моменты:
- чтение вслух;
- совместное чтение детей и родителей;
- мотивы чтения;
- наличие обсуждения [4].
Традиция семейного чтения появилась еще в Древней Руси. Читали в основном «душеполезную» литературу. Появление в семьях обсуждения прочитанных книг — окончательный этап формирования традиции семейного чтения. Начиная с эпохи Петра I, десакрализация сферы культуры, сделала обсуждения и дискуссии по поводу прочитанного необходимой составляющей совместного чтения. Чтение взрослых и старших детей, приравненных к взрослым, воспринималось, как совместная деятельность равноправных партнеров. Но при этом, такое совместное чтение не предполагало воспитательного момента [3, с. 47].
Итак, сложившаяся традиция семейного чтения — это чтение вслух для удовольствия взрослыми и приравненных к взрослым членов семьи, предполагающая возможность обсуждения, диалога.
Чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. В этом начало разгадки секрета его привлекательности. Можно выбрать не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги человек, читающий вслух, творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает его. Это театр одного актёра, в котором только от читающего зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения, возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, возможность увидеть друг друга по-новому.
Чтение вслух — это в первую очередь радость от любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, восприятие, свою любовь, восхищение.
В настоящее время эта традиция практически полностью исчезает в связи с социокультурными изменениями: отсутствием у взрослых личного пространства внутри семьи, изменением состава семьи, изменением отношения к детям и детству, стремительным развитием детской литературы, растущим влиянием СМИ. Дети не привыкли видеть родителей читающими, а поскольку пример родителей учит детей больше, чем их наставления, у детей не сформировано понятие о необходимости чтения. Именно поэтому идея возрождения традиции семейного чтения вызывает неоднозначную реакцию. Поскольку возникает необходимость привить любовь к чтению не только детям, но также и их родителям.
Именно поэтому работа с семьей должна стать одним из главных забот воспитателя, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.
Для того, чтобы сформировать традицию семейного чтения, необходимо предпринять определённые действия по возвращению книги в семью. Современное российское общество признает, что самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец, несмотря на прекрасную деятельность дошкольных и школьных учреждений. Традиции семейного чтения — важная часть системы семейного воспитания. Это не столько способ получения информации, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.
«В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь — осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых впоследствии сложатся взгляды и облик маленького человечка» — говорил М. Горький
В книгах сосредоточено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы соприкасаемся с историей, с традициями своего народа, перестаем быть «Иванами, не помнящими родства», и начинаем ощущать сопричастность к общечеловеческим идеалам.
Возрождая традицию семейного чтения, родители смогут научить детей и нравственному мышлению, и нравственной практике. Совместное чтение и непринужденный обмен впечатлениями о прочитанном вызывает не только глубокие эмоционально-нравственные переживания детей, но и развивает педагогические умения и навыки родителей.
Существует приемственность: от отца к сыну, от матери к дочери переходит понимание тех или иных отношений. Важно научить детей разговаривать. Вечерами говорить со своими близкими, рассказывать о своих проблемах и радостях, после ссоры не расходиться по разным комнатам, а попробовать, успокоившись, поговорить и найти компромисс.
Традиции семейного чтения, неподдельный интерес и любовь родителей и других старших членов семьи к тем произведениям, которые они рекомендуют своему чаду, обмен впечатлениями, а возможно, и воспоминания о каких-то аналогичных ситуациях в реальной жизни помогают ребенку не только полюбить серьезное чтение, но и на основе читательского опыта выработать свою систему ценностей, свою собственную шкалу нравственных оценок еще в том возрасте, когда авторитет семьи и старших для него достаточно важен.
Ребёнок, как будущий читатель, очень нуждается в том, чтобы дорогу в нее ему показали родители. И когда-нибудь он скажет:
Вот я уже дорос до лета,
Я прожил дней — не сосчитать.
Теперь я знаю: счастье — это
Приткнуться к маме и читать!
Михаил Яснов
Задача воспитателей и родителей — побыть добрыми волшебниками: дать возможность детям испытать это счастье.
Литература:
- Ильин, В. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни [Текст]/ В. Ильин. — М.: независимая фирма «Класс», 2002. — 208 с.
- Короткова, Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л. Д. Короткова // Семейное чтение. — 2007. — N 4. — С. 15–20.
- Журбин, Е. А. Изучение семейного чтения / Е. А. Журбин // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2007. — N 45. — С. 46–48.