Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возрождение традиций семейного чтения

4. Дошкольная педагогика
53
Поделиться
Библиографическое описание
Маматова, И. С. Возрождение традиций семейного чтения / И. С. Маматова, Л. А. Михайлюкова, Е. В. Рысаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3553/.

Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подрастающих поколений. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Воистину: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели». Не случайно, И. А. Ильин, один из исследователей проблемы семейного воспитания, сравнивал семью со своеобразной живой «лабораторией человеческих судеб». При этом он отмечал, что «… в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают и действуют, как придётся» [1, с. 10].

От сотворения мира семья была местом, где новые поколения учились культурным и нравственным ценностям, соответствующим Божьему замыслу. Ребёнок чувствует себя в безопасности в присутствии отца и матери, которые стараются дать каждому все необходимое.

Не всегда страна детства связана с воспоминаниями о гармонии, царящей в семье и родительском доме. И всё меньше молодых людей создают такие дома, которые способны подарить счастье следующему поколению. Традиции и существовавшие на протяжении веков нравственные ценности исчезают, но на их место не приходят новые.

Успех в работе по воспитанию юной смены обеспечивается совместной и содержательной деятельностью семьи и образовательных учреждений. В законе РФ «Об образовании» особо подчеркивается, что первыми воспитателями детей являются родители. Именно в семье создаются такие моральные ценности, как счастье, трудолюбие, чистоплотность, совестливость, профессионализм, культура труда, жизни и быта. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

Родители и воспитатели — властители дум детей дошкольного возраста. Только их объединенными усилиями создается 90 % всех духовных, нравственных, физических и эстетических ценностей.

Формирование таких ценностей напрямую связано с получаемой детьми духовной пищей. В социализации личности большую роль играют средства массовой информации и книга. Именно с помощью детской литературы, а также литературы, созданной специально для детей, происходит вхождение ребёнка в книжную Вселенную. Такая литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, а также является мощным средством духовного развития личности. В документе «Хартия читателя» (1992 г.), с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение — это всеобщее право. Согласно ей, необходимо также обеспечить раннюю встречу с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

Для цельности и непрерывности воспитательного процесса, становлению нравственного сознания дошкольников необходим союз семьи, дошкольных учреждений и общественности. Художественная литература — важнейший способ формирования полного спектра нравственных качеств учащихся. Совместное чтение и непринужденный обмен впечатлениями о прочитанном вызывает глубокие эмоционально-нравственные переживания у детей, а также способствует сплочению семейного коллектива.

Роль семьи чрезвычайно велика в процессе формирования отношения к книге и чтению. Когда чтение является образом жизни взрослых членов семьи, ребёнок это впитывает. Полученные в своей семье впечатления остаются на всю жизнь меркой для сравнения и оценки в течение всей жизни. Впоследствии такая же форма отношений реализуется в собственной семье. Домашняя библиотека, которая отражает вкус, род профессиональных занятий, хобби сразу нескольких поколений, определяет как отношение к книге, так и круг чтения ребёнка.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным. Ничего не значащим эпизодом его жизни.

Термин «семейное чтение» неосознанно применяется как обобщающее понятие, включающее в себя круг вопросов, которые имеют отношение к чтению всей семьи, а не только родителей с детьми. При рассмотрении вопросов семейного чтения используются четыре группы терминов и понятий, которые выделяются по содержательному признаку:

  1. чтение;
  2. работа библиотек;
  3. психология, педагогика и социология чтения;
  4. традиция семейного чтения.

Однако, понятия «семейное чтение» и «традиция семейного чтения» не идентичны. Следует определиться с их содержанием.

Одним из главных признаков традиций семейного чтения является чтение вслух [2, с. 46]. Однако, одного этого явно недостаточно. Если рассматривать этот аспект чтения с точки зрения истории формирования традиций семейного чтения, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • чтение вслух;
  • совместное чтение детей и родителей;
  • мотивы чтения;
  • наличие обсуждения [4].

Традиция семейного чтения появилась еще в Древней Руси. Читали в основном «душеполезную» литературу. Появление в семьях обсуждения прочитанных книг — окончательный этап формирования традиции семейного чтения. Начиная с эпохи Петра I, десакрализация сферы культуры, сделала обсуждения и дискуссии по поводу прочитанного необходимой составляющей совместного чтения. Чтение взрослых и старших детей, приравненных к взрослым, воспринималось, как совместная деятельность равноправных партнеров. Но при этом, такое совместное чтение не предполагало воспитательного момента [3, с. 47].

Итак, сложившаяся традиция семейного чтения — это чтение вслух для удовольствия взрослыми и приравненных к взрослым членов семьи, предполагающая возможность обсуждения, диалога.

Чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. В этом начало разгадки секрета его привлекательности. Можно выбрать не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги человек, читающий вслух, творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает его. Это театр одного актёра, в котором только от читающего зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения, возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, возможность увидеть друг друга по-новому.

Чтение вслух — это в первую очередь радость от любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, восприятие, свою любовь, восхищение.

В настоящее время эта традиция практически полностью исчезает в связи с социокультурными изменениями: отсутствием у взрослых личного пространства внутри семьи, изменением состава семьи, изменением отношения к детям и детству, стремительным развитием детской литературы, растущим влиянием СМИ. Дети не привыкли видеть родителей читающими, а поскольку пример родителей учит детей больше, чем их наставления, у детей не сформировано понятие о необходимости чтения. Именно поэтому идея возрождения традиции семейного чтения вызывает неоднозначную реакцию. Поскольку возникает необходимость привить любовь к чтению не только детям, но также и их родителям.

Именно поэтому работа с семьей должна стать одним из главных забот воспитателя, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.

Для того, чтобы сформировать традицию семейного чтения, необходимо предпринять определённые действия по возвращению книги в семью. Современное российское общество признает, что самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец, несмотря на прекрасную деятельность дошкольных и школьных учреждений. Традиции семейного чтения — важная часть системы семейного воспитания. Это не столько способ получения информации, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.

«В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь — осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых впоследствии сложатся взгляды и облик маленького человечка» — говорил М. Горький

В книгах сосредоточено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы соприкасаемся с историей, с традициями своего народа, перестаем быть «Иванами, не помнящими родства», и начинаем ощущать сопричастность к общечеловеческим идеалам.

Возрождая традицию семейного чтения, родители смогут научить детей и нравственному мышлению, и нравственной практике. Совместное чтение и непринужденный обмен впечатлениями о прочитанном вызывает не только глубокие эмоционально-нравственные переживания детей, но и развивает педагогические умения и навыки родителей.

Существует приемственность: от отца к сыну, от матери к дочери переходит понимание тех или иных отношений. Важно научить детей разговаривать. Вечерами говорить со своими близкими, рассказывать о своих проблемах и радостях, после ссоры не расходиться по разным комнатам, а попробовать, успокоившись, поговорить и найти компромисс.

Традиции семейного чтения, неподдельный интерес и любовь родителей и других старших членов семьи к тем произведениям, которые они рекомендуют своему чаду, обмен впечатлениями, а возможно, и воспоминания о каких-то аналогичных ситуациях в реальной жизни помогают ребенку не только полюбить серьезное чтение, но и на основе читательского опыта выработать свою систему ценностей, свою собственную шкалу нравственных оценок еще в том возрасте, когда авторитет семьи и старших для него достаточно важен.

Ребёнок, как будущий читатель, очень нуждается в том, чтобы дорогу в нее ему показали родители. И когда-нибудь он скажет:

Вот я уже дорос до лета,

Я прожил дней — не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье — это

Приткнуться к маме и читать!

Михаил Яснов

Задача воспитателей и родителей — побыть добрыми волшебниками: дать возможность детям испытать это счастье.


Литература:

  1. Ильин, В. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни [Текст]/ В. Ильин. — М.: независимая фирма «Класс», 2002. — 208 с.
  2. Короткова, Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л. Д. Короткова // Семейное чтение. — 2007. — N 4. — С. 15–20.
  3. Журбин, Е. А. Изучение семейного чтения / Е. А. Журбин // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2007. — N 45. — С. 46–48.


Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный