Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Поющее дерево [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 119-124.

Свирель, как известно, является одним из наиболее древних музыкальных инструментов. Сейчас сложно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно одно — инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у самых разных народов. Многочисленные упоминания о них встречаются как в древних русских летописях, так и в греческих мифах.

На Руси свирель очень любили за необыкновенную задушевность и теплоту звучания и часто изготавливали из дерева: ивы, орешника, клёна, крушины, ясеня, березы или же черёмухи. То, что для изготовления свирелей применялось именно дерево, является вполне объяснимым.

В древние времена жизнь человека была неразрывно связана с природой: он и природный мир являлись единым целым. Люди старались прислушиваться к природе и ладить с ней, пытались понять ее законы и жить в согласии с ними. Иными словами, они стремились к гармонии с окружающим миром. Благодаря этому, еще в древние времена люди заметили, что деревья благоприятно влияют на организм и настроение человека — они могут успокаивать, исцелять, оберегать, наполнять необходимой жизненной силой и энергией. Неслучайно у каждого народа обязательно найдется несколько красивых легенд о деревьях, в которых последние обязательно предстают в виде одушевленных живых существ. Люди носили амулеты и обереги из дерева для защиты, а поющая свирель, сделанная добрыми руками мастеров-умельцев из древесины, дарила им душевную гармонию.

Сегодня, во времена высоких технологий и тотальной компьютеризации, древний музыкальный инструмент свирель является большой редкостью. Однако это совсем не означает, что богатейшие духовные и музыкальные мировые народные традиции утрачены всеми и навсегда.

Подтверждением тому является тот факт, что в некоторых учебных заведениях: консерваториях, университетах и колледжах сегодня преподают свирель и вводят ее в творческие коллективы. Классы народных духовых инструментов открыты в Львовской государственной консерватории (академии) им. М. Лисенко, в Ереванской Государственной консерватории, в Кемеровском Государственном университете культуры и искусств, Курском колледже культуры.

К сказанному ранее следует добавить и то, что музыкальный инструмент свирель вводится в сочинения известных композиторов и звучит в серьезных концертных программах. Так в Санкт-Петербургской консерватории, на одном из концертов цикла “Санкт-Петербургская консерватория — школа высшего исполнительского мастерства” прозвучало сочинение Родиона Щедрина “Запечатленный ангел”1, созданное композитором для необычного исполнительского состава — смешанного хора и свирели.

Известны также факты, когда современные исполнители на свирели принимали участие в Международных конкурсах и выигрывали их, а также — факты успешной концертной деятельности свирелистов в нашей стране и за ее пределами. В частности, речь идет о сольных концертах студента Ереванской государственной консерватории Карена Григоряна2, об успешной концертной деятельности семейного ансамбля из Москвы “Весенняя свирель”, а также об известном грузинском музыканте — короле саламури3 Нико Надирашвили, объездившим 56 стран мира совместно с легендарным ансамблем Саундже.

Кроме того, ежегодные конкурсы для исполнителей на народных духовых инструментах становятся в наши дни традиционными. Так в 2012 году в Армении проходил IV Республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах, где в отдельную номинацию были выделены духовые — дудук, свирель, зурна. А детский фестиваль “Свирель поет”, который проводится в Москве с 2010 года, ежегодно собирает огромное количество свирельных коллективов с разных уголков России — от Северной Осетии и Татарстана до Дальнего Востока.

Как показывает моя педагогическая практика, дети с большим удовольствием занимаются игрой на свирели. С целью популяризации игры на этом музыкальном инструменте в музыкальной школе г. Тында Амурской области несколько лет назад нами был создан ансамбль “Творческая мастерская Лель”. Очень скоро встал вопрос о приобретении музыкальных инструментов для нового коллектива. Для нас было важным, чтобы свирели были выполнены, как и изначально, из дерева и обладали точным строем. Нам хотелось также, чтобы у них был красивый, мягкий, выразительный и певучий тембр-голос. Мы понимали, что найти мастера, который сможет сделать такие свирели, будет непросто.

Воронежская земля всегда славилась своими прекрасными фольклорными коллективами, искусными исполнителями на народных инструментах и народными умельцами. Именно отсюда были отправлены к нам на Дальний Восток свирели мастера Владимира Рыбина. Эти свирели были выполнены из дуба. Они обладали певучими звонкими тембрами и отлично строили (“ладили”) друг с другом, что является ключевым моментом при игре в ансамбле. Очень скоро мы заметили, что наши новые свирели обладают какой-то особой, необъяснимой никакими словами позитивной энергетикой: их не хотелось выпускать из рук. Воронежские гостьи были приятными на ощупь, благоухали лесными запахами и… обладали удивительной способностью “чувствовать” исполнителя, его настроение и отношение к исполняемой музыке. При условии игры “с душой” тембры-голоса свирелей звучали как-то особенно хорошо.

Наше общение с воронежскими певуньями можно охарактеризовать одним словом — радость. Стало ясным, что создавший эти свирели мастер знает, помимо собственно самого процесса изготовления инструмента, какие-то особые и очень важные тонкости, касающиеся глубокого понимания природы, ее негласных мудрых законов и целительной энергетики. Наши инструменты были созданы по-настоящему мудро и с любовью к своему делу. А это означает, что лучшие традиции свирельного дела в России продолжают жить, ведь все настоящее — вечно.

Люди разных стран и народов издавна очень любили свирель за необыкновенную задушевность и теплоту ее звучания. И сегодня, во времена высоких технологий и тотальной компьютеризации, все мы, при желании, имеем прекрасную возможность прикоснуться к богатейшим духовным народным традициям, наполнив свою душу целительной энергетикой поющего дерева.






Литература:

  1. Ерёменко Ю. А. Фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору/ Образовательная авторская программа по фольклорному искусству для фольклорных отделений детских школ искусств. — Кемерово, 2012.

  2. Завьялов В. Р., Кузнецов А. Н. Народные инструменты в музыкальных учебных заведениях Воронежа // Народно-инструментальное искусство Воронежа: Сб. статей. — Вып. 1. — Воронеж, ГИК, 1993.

  3. Имханицкий М. И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей: Труды ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1976. — Вып. 24.

  4. Соколова Е. В. Образовательная программа дополнительного образования “Игра на свирели”. — Санкт-Петербург, 2011.

  5. Удалов В. Г. Образовательная программа. Ансамбль Лель. — Москва, 2007.

  6. Чернышова Л. А. Улыбкотерапия на уроках музыки / Музыка в школе: научно-методический журнал. — № 3, 2011. — Москва. — С. 61–62.

1 Литургия “Запечатленный ангел” была написана Родионом Щедриным в 1988 году по Н. Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора a’cappella со свирелью (флейтой) в 9 частях и посвящена тысячелетию крещения Руси.

2 См. Статью М. Затикян “Волшебный звук армянской свирели” / “Голос Армении”, №3, май, 2007.

3 В Грузии свирель называют саламури.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный инструмент свирель, времена высоких технологий, Руси свирель, успешной концертной деятельности, Весенняя свирель, Грузии свирель, народных инструментах, тотальной компьютеризации, древние времена, народных духовых, государственной консерватории, необыкновенную задушевность, смешанного хора, музыкальных инструментов, Ереванской Государственной консерватории, Ереванской государственной консерватории, народных духовых инструментах, Образовательная программа, свирели мастера Владимира, народных духовых инструментов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle