Библиографическое описание:

Токарева Е. А. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т - Т’]» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 51-54.

I часть.

Тема: Звук [Ж].

Цель: Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

Задачи:

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.


Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; Существительные: еж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.

План-конспект занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)

— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.

ЖУ-ЖУ-ЖУ

Я на веточке сижу,

Букву Ж я все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

II. Сообщение темы.

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)

  1. Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

— Кто сел тебе на носик? Жук.

Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.

— Молодец.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение № 1 «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад- вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 3 «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 4 «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.

  1. Уточнение артикуляции и звука [Ж].

— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

— Правильно. Теплый.

  1. Характеристика звука [Ж].

Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.

  1. Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].

Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.

Упражнение № 2 «День и ночь».

Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.

Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.

  1. Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

Упражнение № 1 (в слогах)

Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.

В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)

ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)

ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.

АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.

Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).

Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.

Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.

Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

Логопед: баба. Ребенок: жаба.

Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».

Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.

  1. Определение места звука в слове.

На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.

  1. Динамическая пауза

Я нашла себе жука

На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях. (имитируем полет)

  1. Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.

Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».

Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.

Жа-жа-жа- есть носик у ежа.

Жи-жи-жи- здесь живут ежи.

Же-же-же- дождь пошел уже.

Жо-жо-жо- есть машина пежо.

Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)

Инструкция: Давай выучим скороговорку.

Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

III. Итог:

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Логопед: Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.

Логопед: Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.


II часть (дифференциация)

Тема: Звуки [Т] — [Т’]

Цель: Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Задачи:

  1. Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

  2. Развивать фонематическое восприятие звуков [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

  3. Развивать умение изменять силу голоса.

  4. Учить определять позицию звука в слове, составлять слоговую схему слов.

  5. Учить составлять пересказ небольшого текста.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, карточки — символы звуков (красные, синие, зеленые), домики со звуками [Т] и [Т’], флажок.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж];

Существительные: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст, тыква, танк, телега, тапки, тюлень, тюльпан, туфли, тарелка, тигр, торт, кот — котик, рот — ротик, лист — листик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, салат — салатик, пакет — пакетик, крот — кротик, плот — плотик, лопата, Витя, Настя, конфета, монета, Катя, Митя, газета, палата, Костя, ворота, котлета, Никита, свита, тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема, телефон, тетрадь, телевизор, собака, такса, такси. Прилагательные: тяжелый, съедобное, несъедобное Словосочетания: тяжелый рюкзак.

I. Сообщение темы.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это? Правильно часики. Как они тикают.

Ребенок: Тик-так. Тик-так.

Логопед: Какой первый звук в слове Тик?

Ребенок: [Т’].

Логопед: А в слове Так?

Ребенок: [Т’].

Логопед: Сегодня мы научимся сравнивать и отличать звуки [Т] и [Т’].

  1. Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

Упражнение № 1 «Заборчик».

Инструкция: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Упражнение № 2 «Поехали на лошадках».

Инструкция: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Уточнение артикуляции звука [Т].

— Произнеси звук Т. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы разомкнуты.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты и сближены.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка прижат к верхним зубам.

— Произнеси звук Т’. Что изменилось?

— При произнесении звука Т’ губы больше растянуты в улыбке, спинка языка выгибается дугой, весь язык более напряжён;

  1. Характеристика звуков.

– Итак, звуки [Т] и [Т’] согласные, глухие, звуки.

– Почему согласный?

– Правильно. Воздушная струя встречает во рту преграду.

– Как определили, что звуки [Т] и [Т’] глухие?

– Верно. Голос не звучит.

– Давайте, поселим звуки в домики. У звука [Т] будет синяя одежда, он будет жить в синем домике, там живут твердые звуки. У звука [Т’] будет зеленая одежда, он будет жить в зеленом домике, там живут мягкие звуки. У звуков [Т] и [Т’] в домиках нет колокольчиков, так как они глухие.

  1. Выкладывание схемы слов.

Логопед: В слове — Тик, сколько звуков? Cколько гласных и согласных? Какое количество слогов? Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? При помощи карточек — символов звука выложи слово.

Логопед: А теперь выложи слово — Так. Чем схемы похожи и чем отличаются?

Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].

  1. Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в слогах.

    • на слух:

Упражнение № 1«Поймай звук».

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Т].

Слоги: ТА-ТЯ-ТО-ТЕ-ТУ-ТЮ-ТЫ-ТИ

АТА-АТЯ- АТЮ- АТУ-АТО-АТЕ- АТИ- АТЫ

Упражнение № 2«Топни ножкой».

Инструкция: Встань и топни ножкой, когда услышишь звук [Т’].

Слоги: ТЫ- ТИ-ТА- ТЯ -ТЮ- ТУ- ТО- ТЕ

УТЫ-УТИ-УТА-УТЯ-УТЮ-УТУ-УТЭ- УТЕ

    • в проговаривании:

Упражнение № 1«Эхо».

Инструкция: Повтори, пожалуйста, за мной следующие слоги как эхо. Первый слог громко, второй тихо:

Слоги: ТА-ТЯ, ТО-ТЕ, ТЫ-ТИ, ТЭ — ТЕ.

АТА-АТЯ, АТУ- АТЮ, АТО- АТЕ, АТИ- АТЫ.

СТА- СТЯ, СТУ-СТЮ, СТО-СТЕ, СТИ-СТЫ.

Упражнение № 2«Микрофон».

Инструкция: Я скажу твердо и тихо, а ты скажи мягко и громко, как будто ты говоришь в микрофон.

Логопед

Ребенок

Та тя ту тю ат ать ут уть ты ти от оть

Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в словах.

    • на слух:

Упражнение № 1«Подними флажок».

Инструкция: Подними флажок, когда услышишь звук [Т].

Слова: Тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема.

Упражнение № 2«Прятки».

Инструкция: Услышишь звук [Т’], закрой глазки ладошками.

Слова: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст.

    • в проговаривании:

Упражнение № 1«Картинки».

Инструкция: Посмотри на картинки и разложи слова по домикам со звуком Т и Т’.

Слова: Тыква, танк, телега, тапки, тень, тюбик.

Упражнение № 2«Скажи ласково».

Инструкция: Измени слово так, чтобы вместо звука [Т] в нём появился [Т’]. Скажи ласково:

Слова: Кот — котик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, пакет — пакетик.

Упражнение № 3 «Доскажи словечко»

Инструкция: закончи слово слогом ТА или ТЯ:

Слова: Лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро…, Ники...

  1. Динамическая пауза.

Логопед: Давай встанем и покажем, как ходят часы. Ручки в стороны, ножки на ширине плеч. Повторяй за мной (качаемся из стороны в сторону):

ТИК-ТАК

ТИК-ТАК

Все часы идут вот так.

  1. Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в предложениях.

    • на слух:

Упражнение № 1 «Кулачек-ладошки»

Инструкция: Когда услышишь звук [Т’] положи ручки ладошками на стол, а когда звук [Т] сложи их в кулачек.

Предложения: Тома несет телевизор. Тамара кормит тигра. Таня любит тишину. Тимур несет молоток папе. Оля тянет Тоню за талию. Толя идет в тир. Таня купила тюль. Тимур танцует танго.

    • в проговаривании

Упражнение № 1«Доскажи словечко»

Инструкция: Повтори и дополни предложение по картинкам.

У Тимы …таз.

У Темы собака …такса.

Таня месит…тесто.

Тимофей поедет на …такси.

У Наты и Никиты …конфеты.

  1. Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в тексте.

    • на слух:

Инструкция: Послушай рассказ. Услышишь звук [Т’], подними руку.

Три товарища шли из школы. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои тетради! — крикнул Тема и передал Томе свой тяжелый рюкзак.

Когда Тема вернулся, Тома и Тима спросили его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил Тема.

— Это твоя тетя?

— Нет — ответил Саша. — Это просто старушка.

    • в проговаривании:

Упражнение № 1 «Пересказ рассказа «Таня и Тима».

Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепит танк. Таня складывает тюльпаны из бумаги. Тима отдал танк папе. А Таня отдала тюльпаны маме. Мама и папа похвалили Таню и Тиму.

Ответы на вопросы по тексту. Пересказ

Упражнение № 2 «Тренируем память»

Инструкция: Давай выучим стихотворение.

После сна Танюша встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топала да топала,

Да ноги-то оттопала.

II. Оценка и итог:

Логопед: Ты сегодня очень старался! Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови, пожалуйста, несколько слов со звуками [Т] и [Т’].

Основные термины (генерируются автоматически): боковые края, Конспект занятия, Похожая статья, Кончик язычка, Конспект занятия «Дифференциация, нижняя челюсть, Конспект комплексного занятия, Дифференциация звуков, звук Т, занятия «Дифференциация звуков, конце слова, задержкой психического развития, подготовительной речевой группе, звук Ж, зеленый жук, Автоматизация звука, согласный звонкий звук, произнесении звука Т, Уточнение артикуляции, обучению грамоте.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle