Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жигляева, М. М. Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения / М. М. Жигляева, С. А. Евсеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3478/ (дата обращения: 24.04.2024).

Проблема взаимодействия детского сада и семьи не нова, но на протяжении многих лет остается актуальной. Основой такого взаимодействия должно стать сотрудничество воспитателей и родителей. Современная педагогика отмечает, что успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. При этом наиболее оптимальными установками являются осознание необходимости целенаправленного воздействия на ребенка и доверие друг к другу. Здесь важно отметить, что ведущую роль в установлении сотрудничества играет педагог, так как именно он — квалифицированный специалист в области осуществления дошкольного образования. Воспитатель — ключевая фигура, способная оказать весьма существенное влияние не только на формирование личности ребенка, но и утвердить за родителями право партнерства в воспитании ребенка.

Данные современных социально-педагогических исследований показывают, что в значительной степени барьерами в решении задач установления партнерских отношений с семьями выступают труднопреодолимые противоречия. Одно из них связано с гуманной целью признать за родителями право быть полноправными партнерами педагогов и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этой цели, в рамках которой семье по-прежнему отводится принудительная роль. Другое — выражается в стремлении педагогов насытить родителей ценным для них воспитательным опытом и тем чувством «голода», которое испытывают сами специалисты в вопросах эффективной семейной педагогики, психологии и культуры семейных отношений.

Из вышесказанного вытекает важная задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог — семья». Данные исследований пока говорят о преобладании монологической ориентации в общении педагогов с родителями воспитанников.

Признавая необходимость совершенствования системы взаимодействия детского сада и семьи нами был разработан проект «Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения».

Первый этап — это первая встреча, которая проходит еще задолго до поступления ребенка в детский сад. Учитывая специфику учреждения, нетрудно понять, что некоторые родители идут к нам, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Поэтому мы понимаем, насколько важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им расположение и доверие по отношению к детскому саду. И здесь важно все: и создание интерьера, и комфорта, уюта во всех помещениях д/с, и индивидуальные беседы с заведующим, его заместителями, на которых родители узнают о содержании работы ДОУ.

Большое внимание уделено наглядной информации (публичный доклад) о деятельности дошкольного учреждения, которая размещена рядом с кабинетом заведующей. Здесь перечислены программы, по которым работает д/с, перечень платных и бесплатных услуг, информация о кадрах учреждения, о конкурсах и проектах, в которых участвовали воспитанники и педагоги, о социальных партнерах ДОУ и др. информация. Здесь же представлены журналы и газеты с положительными отзывами общественности о работе ДОУ. Все это позволяет родителям составить первое представление о работе учреждения и его сотрудниках.

Во время проведения обследования ребенка городской ПМПК на базе детского сада, родителям предлагаются информационные листы, из которых они могут узнать подробнее о том нарушении, которое диагностировано у ребенка, о необходимости специализированной помощи, о дошкольном учреждении в целом. Вниманию родителей предлагаются и фотоальбомы из жизни воспитанников ДОУ, которые служат повышению мотивации родителей к зачислению ребенка в детский сад.

В работу ДОУ на первом этапе включается и сопровождение детей и родителей группы кратковременного пребывания «Малыш». Целью такой группы является обеспечение легкой адаптации детей при поступлении в основную (2-ую младшую) группу. Уже в возрасте 2–3 лет эти дети обследуются психологом, логопедом, воспитателями, что позволяет своевременно выявить нарушения (задержки) развития. Родителям даются рекомендации по воспитанию и развитию малышей; в случае необходимости они направляются на обследование в ПМПК и позднее зачисляются в коррекционные группы ДОУ.

Кроме всего перечисленного в детском саду организован коррекционно-реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, на который приглашаются «неорганизованные» дети и дети, обучающиеся в условиях вынужденной интеграции с 3 до 7 лет. Здесь им предоставляется возможность получить квалифицированную помощь логопеда, психолога, консультацию врача педиатра, невропатолога и получить лечение в физиокабинете.

После зачисления детей в коррекционные группы детского сада со всеми родителями вновь прибывших детей проводится встреча администрации и узких специалистов ДОУ. Цель этой встречи — познакомить родителей с правилами дошкольного учреждения и требованиями. С первого дня пребывания в детском саду родители должны четко представлять себе свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и детским садом.

Второй этап начинается, когда ребенок поступил в группу: перед педагогическим коллективом стоит задача поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование проводится комплексно: логопедом, воспитателем, психологом, врачом. У каждого специалиста определен круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье.

Основными методами изучения семей являются наблюдение, проведение анкетирования, опросов, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов.

Логопед выявляет социальный и биологический анамнез развития детей, особенности домашнего воспитания и обучения, отношение родителей к выявленному нарушению речи у ребенка, степень осведомленности и готовности к совместной работе.

Воспитатель собирает информацию от родителей по следующим направлениям (в зависимости от возраста и времени посещения дошкольного учреждения): «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Речевое общение дома», «Здоровье моего ребенка», «Что умеет мой ребенок», «Взгляд родителей на воспитание детей в семье» и др. Помимо этого, выявляет социальный статус семей, условия проживания, образование и т. д.

Психолог выявляет тип семей (традиционная, детоцентрическая, супружеская) и тип семейного воспитания (диктат, опека, мирное сосуществование и сотрудничество). По необходимости проводит диагностику.

Врач выявляет особенности здоровья каждого ребенка и отношение родителей к его сохранению и укреплению; ожидания и запросы родителей по сохранению здоровья детей в детском саду.

Изучение и анализ полученных сведений позволяет на заседании ПМПк группы заполнить карту параметров социального анамнеза семей, определить степень принятия проблем своего ребенка, уровень мотивации родителей к сотрудничеству с детским садом.

Исходя из этой информации, выбираются технологии работы с семьями.

Третий этап сотрудничества ДОУ и семьи — планирование. Этот этап предполагает составление перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа планируется, исходя из трех составляющих: из итогов проведенного исследования семей, из анализа запросов и пожеланий родителей, из годовых задач детского сада.

План составляется в каждой возрастной группе и координирует работу воспитателя, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ. Годовой план учреждения включает организацию деятельности родительского комитета, организацию общих родительских собраний, тематических консультаций, участие родителей в педсоветах и семинарах, совместных с детьми развлечениях и праздниках, спортивных мероприятиях, участие в проектах и акциях детского сада, детско-родительских конкурсах. Как правило, работа с родителями на уровне ДОУ идет параллельно с решением задач развития дошкольного учреждения и включает следующие линии: здоровьесбережение, компетентностно-ориентированное обучение, коррекционное обучение детей с особыми возможностями здоровья, актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста.

Четвертый этап взаимодействия семьи и ДОУ — практический. Он объединяет работу в трех направлениях: коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское.

Пятый этап деятельности ДОУ по взаимодействию с семьями — оценка эффективности проводимой работы. Подобная работа необходима, прежде всего, для выявления и распространения ценного опыта, накопленного педагогами. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителю ДОУ провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Для проведения такой оценки мы анализируем ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (перспективный план работы с семьями в группе, календарный план воспитательно-образовательной работы, протоколы групповых собраний), а также проводим анкетирование родителей и обработку полученной информации.

Рассмотрев систему взаимодействия, остановимся на информационном обеспечении сопровождения семей в ДОУ.

  1. Подготовка собственных информационных материалов.

Для каждой из целевых групп (родители воспитанников групп общеразвивающей направленности, родители групп компенсирующей направленности, потенциальные (будущие) родители, воспитанники детского сада) готовится отдельный текст.

Так, в материале для родителей детей с нормальным развитием основной акцент можно сделать на том, как важно воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Что это даст в воспитании их детей, какие положительные черты личности формируются благодаря воспитанию толерантности.

Для родителей детей с ОВЗ основным моментом может стать информация об особенностях детей с различными ограничениями здоровья, об условиях получения ими образования, о перспективах и прогнозе обучения.

Для воспитанников детского сада важно представить информацию о том, что нет различий между детьми, что независимо от возможностей здоровья, все дети любят играть, рисовать, общаться и п.

Плакаты, буклеты и брошюры даже в эпоху всеобщей компьютеризации остаются одним из наиболее действенных способов наглядной агитации. В арсенале учреждения имеется целый пакет печатных материалов, каждый из которых рассчитан на определенную аудиторию.

В них рассказывается о целях и задачах дошкольного учреждения, основных направлениях работы, приводятся данные по контингенту воспитанников. Простым и доступным языком даются основные факты о детях с ОВЗ, об их проблемах и каким образом эти проблемы решались бы легче, если бы люди более терпимо относились к детям — инвалидам. Также несколько слов стоит сказать о таком способе наглядной агитации, как плакат. Они обычно изготавливаются для размещения в общественных местах и предназначены для широкой публики. Основная задача плаката — не только заявить о толерантности, но и призвать людей к какому-то конкретному действию (внимательное отношение к людям с проблемами в здоровье, корректное отношение к детям с ОВЗ и пр.).

Отдельно необходимо сказать несколько слов о периодических изданиях — журналах, газетах, а также ссылках в Интернете на деятельность детского сада.

Как известно, издательство статей в периодической печати — ресурс дорогостоящий. Время от времени можно задействовать и его, т. к. рассчитан он на большую аудиторию.

Однако наиболее выгодными, с финансовой точки зрения, являются публикации статей в сборниках научно — практических конференций, на интернет — сайтах организаторов таких мероприятий. Важно, при этом, знакомить родительскую общественность с такого рода публикациями, распространив ксерокопии статей в группах, разместив на сайте учреждения и предоставив ссылки на те интернет сайты, где также опубликованы аналогичные статьи специалистов детского сада.

Еще один вариант недорогого и качественного представления информации — подготовка специализированных (тематических) CD-дисков. Однако его недостатком является то, что, в отличие от журнала, который можно пролистать сразу же после встречи, для ознакомления с материалами диска человеку нужно будет сесть за компьютер, потратить определенное количество времени, а главное, не забыть про него сразу же после встречи. То есть диск имеет смысл распространять среди тех, кто имеет достаточно сильный интерес к проблеме, а именно — среди родителей детей — инвалидов и детей с ОВЗ.

Учитывая, что число пользователей Интернетом растет с каждым днем, сайт становится лицом дошкольного учреждения, его визитной карточкой.

На сайте нашего учреждения создан раздел «Особое детство». В нем выделено несколько подразделов, которые включают информацию о детях с ОВЗ, их проблемах и особенностях образования; о важности совместного обучения и нахождения в среде сверстников, как для детей с нормальным развитием, так и для детей — инвалидов; размещены видеоролики социальной направленности (здесь мы используем возможности Интернета). Также на сайте публикуются фото — отчеты с мероприятий всех воспитанников учреждения (на сегодняшний день у нас более 1000 просмотров), выкладываются выступления детей с ОВЗ на городских конкурсах, в т. ч. на «больших сценах (ансамбль «Веселые ребята»), публикуются отчеты и дипломы участия детей в творческих конкурсах наравне с детьми общеразвивающих групп; отчеты о проведении акций в поддержку детей — инвалидов.

Создание аудио- и видеотек позволяет использовать интересные программы, сюжеты в течение продолжительного времени и в разных аудиториях, для образовательных и просветительских целей.

В нашем учреждении есть собственные фильмы — презентации, созданные в профессиональном формате видео, а также в формате видео — презентации. Эти фильмы несут не только информацию о деятельности детского сада, но и вторично решают поставленную нами цель — формирование адекватного отношения ко всем детям.

  1. Проведение акций.

Речь идет не собственно о подготовке и проведении акций, а о специфике информационного наполнения и освещения такого рода мероприятий. Зрелищность акции, несомненно, очень важна, но этого недостаточно. Важно помнить, что основная задача — достижение конкретного результата. Например, положительное отношение родителей нормально развивающихся детей к совместной деятельности с детьми с ОВЗ.

Вот почему одним из главных мероприятий в этом году стала акция «Шаг навстречу». Она была организована в виде дня открытых дверей.

Акция была тщательно спланирована. На подготовительном этапе была размещена информация в группах о проведении Дня открытых дверей. Вниманию родителей предлагались различные информационные материалы, рассказывающие о проблемах детей — инвалидов, детей с ОВЗ, о необходимости поддержки людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Был представлен план проведения дня. Мероприятия этого плана смогли заинтересовать родителей разных детей.

Акция началась с общего собрания, посвященного вопросам воспитания толерантности к людям — инвалидам; были представлены видео — ролики социальной направленности; раскрыты задачи образования детей с ОВЗ. Далее родителям предлагался просмотр разных видов деятельности с участием детей групп ЗПР, ОНР, и с нарушением интеллекта, групп общеразвивающей направленности; психологический тренинг толерантности; спортивные состязания детей и родителей разных групп и пр. Закончился день общим концертом, на котором представляли свои таланты воспитанники детского сада.

Основная цель была достигнута. Родители смогли убедиться, что дети с ОВЗ — это такие же дети, как и все остальные, но которым требуется больше поддержки, заботы и внимания чем детям без проблем в здоровье.

«Фестиваль семейного творчества» — еще одна акция, позволяющая привлечь внимание родителей к вопросам семейного воспитания. Подобные мероприятия проводятся в каждом учреждении. Но для нас по-прежнему важным остается вопрос информационной поддержки.

Объявления о конкурсе размещаются в каждой группе. Критерии для отбора поделок (рисунков) на конкурс являются одинаковыми для всех категорий детей, учитывается лишь возрастная категория. Лучшие работы выставляются в холлах детского сада. В течение недели работы оцениваются членами жюри, а также посетителями детского сада, которые голосуют за ту или иную работу. В конце недели подводятся итоги, на которых определяются победители конкурса. Информация о победителях — родителях и детях — размещается в виде информационных листков в каждой группе.

  1. Еще одно направление, которое появилось в ходе поисков партнеров по реализации инклюзивного образования — это взаимодействие с Дворцом детского и юношеского творчества (ДДЮТ), участие в проекте «Передай добро по кругу!».

Совместно разработанная программа включает систематические еженедельные занятия на базе детского сада «Облачко», проводимые специалистами эколого-биологического отдела ДДЮТ с использованием животных из живого уголка, а также растениями их уголка природы. Общение с обитателями живого уголка (черепахи, кролики, курочки, морские свинки, шимпанзе), способствует уравновешиванию эмоциональной сферы, появлению у ребенка положительных эмоций. Все это играет значительную роль в ускорении процесса полноценного развития ребенка.

Проект имеет и внешнюю сторону. Он предполагает тематические экскурсии в ДДЮТ; ежегодный экологический праздник — день Земли, проводимый в апреле; тематические праздники, спортивные соревнования, концерты, различные конкурсы и выставки, проводимые совместно с детьми из общеобразовательных и специализированных групп и их родителями.

Таким образом, работа, проводимая в рамках проекта, подтверждает, что только при установлении сотрудничества между двумя социальными институтами — семья и ДОУ — можно достичь положительной динамики в формировании личности ребенка дошкольного возраста.


Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, дошкольное учреждение, родитель, семья, группа, внимание родителей, мой ребенок, проведение акций, семейное воспитание.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, детский сад, педагог, воспитание детей, семейное воспитание, педагогическая беседа, наглядная пропаганда, дошкольное учреждение, активное участие, форма работы.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Работа в дошкольной образовательной организации по...

детский сад, старший воспитатель, семья, Участие пап, родитель, пап, музыкальный руководитель, дошкольное образование, дошкольная организация, физическая культура.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное

Детско-родительские отношения как фактор установления... семейное воспитание, ребенок, родитель, детский сад, отношение, семья...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании... детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, детский сад, педагог, воспитание детей, семейное воспитание, педагогическая беседа, наглядная пропаганда, дошкольное учреждение, активное участие, форма работы.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Работа в дошкольной образовательной организации по...

детский сад, старший воспитатель, семья, Участие пап, родитель, пап, музыкальный руководитель, дошкольное образование, дошкольная организация, физическая культура.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное

Детско-родительские отношения как фактор установления... семейное воспитание, ребенок, родитель, детский сад, отношение, семья...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании... детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...