Некоторые аспекты принципа преемственности
Автор: Юлдашева Гулора Гулумовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 5108 раз
Библиографическое описание:
Юлдашева, Г. Г. Некоторые аспекты принципа преемственности / Г. Г. Юлдашева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3243/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрывается значение понятия “преемственность” с философских, методологических, дидактических позиций; прослеживается функционирование принципа преемственности на примере отдельных физических законов и явлений; приводятся толкования ученых-философов и ученых-педагогов о сущности понятий преемственность и последовательность.
Чтобы иметь четкое представление о содержании и значении принципа преемственности или последовательности, необходимо знать его методологическую основу, что в свою очередь, связано с пониманием философской сущности данного принципа. В истории философии был принят диалектический подход Гегеля к преемственности. Им был сформулирован закон отрицания отрицания, согласно которому старое не исчезает полностью, некоторые его элементы сохраняются в новом, и эти сохранившиеся элементы составляют основу последующего развития [1].
Основоположники диалектического материализма творчески развили диалектику Гегеля. Они рассматривали развитие природы и общества как объективную закономерность. По их утверждению, материя развивается бесконечно. В частности, Г. Н. Исаенко характеризовал преемственность как философскую категорию. Он писал, что преемственность, будучи философской категорией, в любом процессе развития указывает на отдельные признаки, которые изменяются в соответствии с новыми условиями, старые признаки не переходят непосредственно в развивающийся объект на новой ступени, они используются [2].
По мнению А. В. Тимофеевой, преемственность следует рассматривать как проявление закона отрицания отрицания. «Преемственность развития проявляется в связи со старым, при отрицании старого сохраняются нужные элементы — это общий процесс, который существует в природе, обществе, мышлении [3].
Э. А. Байлер также полностью относил преемственность к философской категории: “Преемственность — объективная реальность, она означает связь всех этапов развития знаний и, исходя из своей сущности, сохраняет отдельные элементы. Связывая настоящее, прошлое и будущее, преемственность обеспечивает устойчивую целостность [4].
Таким образом, в философии сложилось конкретное определение преемственности, которая понимается как сохранение в новом объекте некоторых элементов старого.
Принцип преемственности применим также и к процессу обучения.
Преемственность, являясь одним из условий развития объективно существующих природы, общества, в то же время сама характеризуется как процесс развития взаимосвязанных объектов. В дидактике и теории обучения преемственность обозначает последовательное развитие, то есть преемственность полностью можно рассматривать как дидактическое понятие.
Как философская категория преемственность связана с другими категориями. С дидактической точки зрения, представляет интерес рассмотрение взаимосвязей преемственности и обобщения, преемственности и межпредметных связей, преемственности и системности понятий.
Количественное и качественное развитие (накопление) знаний связано с их преемственностью и обобщением, анализом уровня имеющихся знаний, умением использовать различные дидактические методы.
Принцип преемственности выполняет методологическую функцию в педагогических и дидактических исследованиях.
Обобщая вышеизложенное, можно охарактеризовать принцип преемственности следующим образом: «Преемственность в обучении выражается в последовательности и связи ступеней развития знаний, умений и навыков, сохранении и опоре на знания, полученные на первоначальном этапе обучения и последующем их использовании на более высоких ступенях при овладении новыми знаниями. Старые и новые знания объединяются (обобщаются), образуя целостную систему».
Принцип преемственности и последовательности можно проследить на примере развития физики как науки. Например, в 1900 году Планк объяснил явление свечения абсолютно черного тела, использовав формулу плотности тела при прохождении световой энергии, из данной формулы (где - постоянная Планка; - постоянная Больцмана; - частота свечения; - абсолютная температура) выведена формула Релей-Жинс. Идея Планка как основа классической теории свечения имеет незначительное влияние на новую теорию квантовой энергии, но важен сам факт существования идеи и постоянной Планка. Следовательно, обнаруживается связь между появившейся в начале ХХ века новой квантовой и старой классической теорией.
Позднее этой проблемой занимался Н.Бор, из этого не следует, что механизмы электродинамики тогда можно было объяснить свечением (излучением) атомов. Однако впоследствии для решения данной проблемы Н.Бор ввел понятие “принцип соответствия”, согласно которому, для получения свечения большой силы, необходимо, чтобы атом перешёл из одного состояния в другое, при этом свечение усиливается в сотни раз, и это положение соотносится с определением частот из классической теории [5].
Появившийся вначале применительно к квантовой теории принцип соответствия играет важную роль в её развитии. В результате углубления содержания принципа квантовая механика стала восприниматься как специфический компонент классической механики.
Принцип преемственности занимает важное место в появлении и развитии не только квантовой теории, но и в других разделах физики. Например, уравнение, найденное Ван дер Ваальсом для реальных газов, и выдвинутые сегодня свыше 200 уравнений не соответствуют уравнению Менделеева — Клапейрона по отношению к идеальному газу и считаются неподходящими.
И еще пример. Можно показать связь теории относительности Эйнштейна и классической механики. Так, если скорость движения тела-Э бесконечна мала относительно скорости света с, то это соотношение выражается формулой , то есть теория относительности переходит в классическую механику.
Особо следует отметить, что если преемственность в науке отражает развитие, то есть движение вперед, то преемственность в обучении следует рассматривать с точки зрения обратной связи. Поэтому овладение знаниями учащимися и студентами происходит по спиралеобразной схеме.
Особенность принципа преемственности в учебном процессе состоит в том, что при его реализации следует учитывать психологические аспекты. В частности, Е. К. Войшвило по этому поводу высказал следующее суждение: “Усвоение знаний — это процесс, в котором воспринимаются, перерабатываются и сохраняются в памяти учебные сведения, образы, понятия, они-то и создают основу мышления человека” [6].
В дидактике всегда уделялось серьезное внимание роли преемственности и определению путей ее целенаправленного использования. По мнению ученых нашей республики К.Ниматова и К. Х. Абдуллаева, преемственность обеспечивает организацию и управление многогранным учебно-воспитательным процессом, помогает реализовать цели обучения наукам. Решение проблем преемственности рассматривается в контексте межпредметной интеграции и определения возможностей учебных дисциплин [7].
У.Толипов и Р.Чориев определяют преемственность и последовательность как один из важнейших дидактических принципов, одно из средств организации содержания обучения, что находит своё выражение в логической взаимосвязи программ, методических рекомендаций, дополнительных наглядных материалов; в усвоении новых знаний на основе имеющихся, поэтапном овладении знаниями, умениями и навыками [8].
В монографии Н. А. Алимова проанализированы различные подходы к обеспечению непрерывности математического образования, рассмотрены вопросы повышения активности учащихся в освоении знаний на системном уровне, развития физического мышления учащихся, их самостоятельности. В книге также изложена методика формирования интереса к физике на основе последовательного изучения ее разделов.
Обобщая изложенные выше методологические, философские, психолого-педагогические характеристики преемственности, считаем целесообразным выделить основные дидактические аспекты данного понятия: распределение учебного материала по этапам обучения (с точки зрения логической последовательности и возможности дальнейшего расширения и углубления знаний, их развития), определение связей между частями, разделами и блоками знаний и путей их развития.
Литература:
Гегель. Наука логики. Соч. т. 5. –М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937. -715 с.
Исаенко Г. И. Категория преемственности в диалектико-материалистической философии.-М.: Наука, 1969.
Домрачев Г. М., Ефимов С. Ф., Тимофеева А. В. Закон отрицания. –М.: Высшая школа, 1961. -140 с.
Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры.-М.: Наука, 1969.-294 с.
Принцип соответствия: историко-методологический анализ. –М.: Наука, 1979.
ВойшвилоЕ. К. Понятие.-М.: Наука, 1967.-287 с.
Ниматов А.Қ., Абдуллаев Қ.Х. Академик лицей-ўрта махсус, касб-хунар таълимининг асосий бўғини. Касб-хунар таълими.– Тошкент, 2000. -№ 3–2–5 б.
Толипов Ў., Усмонбоева, Педагогик технологияларнинг тадбиқий асослари. Тошкент: Фан, 2006. 261 б.
Алимов Н. А. Математик таълим узвийлиги ва унинг дидактик таъминоти.-Тошкент: Фан ва технология, 2011.-154 б.