Библиографическое описание:

Круглова Л. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3456/ (дата обращения: 12.12.2017).

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии с рекомендациями Образовательной программы МБДОУ детский сад 58,разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И., Бабаевой Т. И., Ноткиной Н. А., а также используем парциальную программу «Наш дом природы» Н. А. Рыжовой.

Изучив соответствующую литературу по патриотическому воспитанию, поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю.

  2. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной природе, защитникам Отечества посредством проектной деятельности.

  3. Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через проектно-исследовательскую деятельность.

Планирование по данной теме проходило при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. А также через активное использование инновационных форм и методов работы с детьми в проектной деятельности.

Свою работу начали с привития детям любви к родителям, своему дому, к детскому саду, городу, а именно с проекта «Мы из города Апатиты». Работу мы начали с бесед, в ходе которых выяснили знания детей о микрорайоне Старые Апатиты, о родном городе. Оказалось, что эти знания невелики: дети имели представления лишь об улицах, на которых проживали. В ходе тематических бесед с использованием фотографий знакомили детей с улицами города. Предлагали родителям провезти детей по улицам города в выходные дни, посетить музеи, выставки. Гуляя по городским улицам обязательно рассказывать о достопримечательностях, памятных местах нашего города. Мы старались узнать отношение детей к нашему городу с помощью различных вопросов.

Мы объяснили детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его еще краше, уютнее. Организовали выставку рисунков детей «Мы гордимся тобой Апатиты». Чтобы поддержать интерес к своему городу, мы показывали его в различные времена года, обращаем внимание на красоту и неповторимость городских пейзажей. Стремясь развить познавательный интерес, объединить наших воспитанников и их родителей провели акцию «Папа, мама, я — вся моя семья», в ходе которой оформили альбом, где поместили рассказы, рисунки, фотографии о семьях и их семейных традициях и обычаях. Огромную помощь нам оказал имеющийся видеокаталог в ДОУ с видео-экскурсиями к самым известным памятникам нашего города, о городах Мурманской области. После видеопросмотров у дошкольников ярче раскрывался интерес к родному городу, краю, они всё больше и больше хотели узнать нового. В результате целенаправленной работы у детей группы сформировано чувство гордости за свой город, край и уважения к людям труда.

Научить видеть и ценить красоту родной природы одна из задач патриотического воспитания. Еще в средней группе мы обратили внимание, что наших детей привлекают первоцветы. Дети не просто любовались этими хрупкими цветами, а почти каждый тянулся сорвать их.

Формируя экологическое сознание у детей, мы разработали проект «Первоцветы России и Мурманской области». Реализуя, проект по знакомству с первоцветами мы с знакомили с детской художественной литературой по данной теме. Совместно с родителями оформили подборку картинок и иллюстраций с изображением цветов. Во время тематических бесед рассказывали детям о первоцветах. Активно использовали загадки, стихи и легенды о первоцветах. Создали коллекцию «Первоцветы рядом с нами». В вещах и предметах коллекции собранных детьми и родителями, так или иначе, была информация о первоцветах. Проделанная работа вызвала у детей восхищение этими нежными и очень добрыми цветами, гордость за родную северную природу.

Поддерживая интерес к первоцветам, познакомили детей с тем, что не только писатели, поэты и художники воспевают и восхищаются красотой этих нежных цветов, но и композиторы.

Наиболее эффективной формой работы считаем цикличные наблюдения за цветами. Заметили, что в ходе наблюдений за конкретным цветком, например, мать-мачехой, дети легко могут устанавливать связи между растениями и природными явлениями — если холодно, пасмурно цветок не распускается, а наоборот в солнечную погоду цветы можно видеть везде, где есть проталинки. Так через наблюдения легче подвести детей к осознанию того, что необходимо для жизни растений, в частности первоцветов.

Чтобы поддержать познавательный интерес и более полно удовлетворить детскую любознательность использовали дидактические игры.. Полученные знания дети закрепляли в процессе художественно-продуктивной деятельности с использованием традиционной и нетрадиционной техники. Предлагали детям придумать рассказы и сказки о первоцветах: «Какой цветок меня удивил», «Друзья цветов — это кто?». Все это активно стимулирует познавательную деятельность детей, формируют интерес к миру природы и любовь к природе родного края и своей Родины.

Работа над проектом позволила подвести детей к мысли, что первоцветы очень нежные и хрупкие цветы и обращаться с ними надо очень бережно — не рвать, не топтать ногами, а любоваться ими там, где они растут. Ведь сорванные первоцветы сразу вянут, они не стоят в вазе с водой, их невозможно подарить другому человеку. Чтобы дети лучше поняли правила поведения в природе, использовали экологические сказки, знаки и схемы поведения в природе.

В 2010 году наша страна отмечала 65-ю годовщину Великой Победы. Об этом событии по телевидению было очень много информации, наши воспитанники приходили в детский сад задавали нам различные вопросы: «что такой война?», «кто такие фашисты?». Мы решили подержать интерес к этому событию и дать пусть и небольшую, но доступную для их возраста информацию. Разработали проект «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого проекта читали детскую художественную литературу, создали выставку «Подвиг великих воинов», предложили детям узнать и рассказать о родственниках, участвовавших в Великой битве. Работники из библиотеки Семейного чтения микрорайона Старые Апатиты провели тематическую беседу «Этих дней не смолкнет слава», которая была посвящена подвигу воинов Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Проделанная работа позволила сформировать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть защитником Отечества.

Из этого проекта само собой возникло желание у детей больше узнать, а как раньше защищали Родину, кто такие солдаты, богатыри. Вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов защищавших ее с древних времен до наших дней помог творческий проект «Будем Родине служить».

Работу начали с пополнения наглядного дидактического материала в центре патриотического воспитания. Подобрали иллюстрированный материал о древней Руси, богатырях, о Российской армии. С помощью детей и родителей собрали коллекцию по теме «Русские богатыри».

Формируя, понимание того, что Россия — страна с большой многовековой историей провели тематические беседы, на которых рассказали детям о жизни славян, наших предков, о русских богатырях. Показали мультимедийную презентацию по теме «Русские богатыри», мультфильмы о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Дети с интересом рассматривали изображения снаряжения богатырей, стрелы, которые хранились в колчане, лук, щит, булава; одежду, которая защищала богатыря во время битвы с врагами — кольчуга, шлем. Предложили составить рассказы на тему «Кто такой богатырь».

Постепенно от русских богатырей, перешли к теме «Российская Армия». Предложили детям узнать у своих пап и дедушек о службе в армии и рассказать в детском саду, оформили фотовыставку «Мой папа-защитник Отечества», оформили коллекцию игрушек военной техники. В беседе с детьми «Зачем нужна армия», уточнили знания о разных родах войск, их особенностях. Для расширения знаний детей использовали знакомство с художественной литературы: чтение, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о военной технике, оружии. Свои знания о современной армии дети отображали в рисунках, в сюжетно-ролевых играх Итогом всей работы по проекту стало тематическое развлечение с мультимедийной презентацией «Есть такая профессии — Родину защищать.

Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. Идею создания коллекций в функциональном помещении Горница “Северные кружева”, «Каменные чудеса» подсказали дети. В после посещения вместе с родителями межрегиональной выставки «Каменный цветок», наши воспитанники с восторгом рассказывали об удивительных вещах представленных другими регионами. Возник вопрос, а чем славится наш север, есть ли у нас такие же мастера. Так началась работа над проектно-исследовательской деятельностью «Северные мастера». Мы оформили выставки кружевных вещей, сувениров, картин из камня, рассказали историю возникновения этих вещей, чем отличаются сделанные работы у нас — на Кольском Заполярье от других северных регионов (Вологодской области, Уральского края), а затем все вместе: мамы и дети создавали свои удивительные красивые работы (рисунки, изделия из пластилина, из природных материалов). Так через интересный рассказ, творческую деятельность дети познакомились с трудом русских мастеров Севера.

Работа по данной теме ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Вместе с родителями дети посетили музеи, выставки, достопримечательности города, края. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, сочиняли рассказы и сказки, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проектов. При поддержке родителей в группе была организованы выставки, коллекции по различным темам. Привлекая родителей к совместному с детьми решению проектных проблем по патриотическому воспитанию, мы убедились в ценности взаимодействия двух миров: детства и взрослых, и только при активном совместном участии родителей и детей в различных видах деятельности, может быть продолжено развитие творческих способностей у дошколят.

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.



Основные термины (генерируются автоматически): детскому саду, патриотическому воспитанию, проектной деятельности, теме «Русские богатыри», защитникам Отечества, родному дому, познавательный интерес, творческих способностей детей, родной природе, детей дошкольного возраста, уважительного отношения, знания детей, патриотических чувств, рисунков детей «Мы, воспитательной работы дошкольников, познавательную деятельность детей, детей интерес, тематических бесед, патриотического воспитания, русских богатырях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос