Библиографическое описание:

Хаерттинова С. А. Маленькие исследователи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 67-69.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая деятельность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Я считаю исследовательскую деятельность детей интересным и перспективным направлением и использую экспериментирование в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе с взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена нормативно-правовая база и литература, касающаяся детского экспериментирования. Необходимо было еще раз изучить содержание работы по решению экспериментальных задач, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методических пособий.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Поэтому, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, в развитии познавательной активности детей, одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала детское экспериментирование, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков были разработаны диагностические карты. За основу показателей развития уровня знаний взяты программные задачи. (программа «Детство», раздел «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается», подраздел «Творческие игры», игра-экспериментирование с разными материалами)

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого были созданы условия. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована «Детская научная лаборатория», укомплектованная всем необходимым. Большую помощь в этом оказали родители. Они принимали активное участие в пополнении предметно-развивающей среды различными атрибутами.

В лаборатории представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники (увеличительные стёкла, магниты); природный материал; технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики).;медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши и др) и прочие материалы (зеркала, воздушные шары, воронка, сито и др). Лаборатория разделена на познавательные центры: «Песок — вода», «Центр науки и природы», «Центр литературы».

Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса разработано перспективное планирование, включающее разные формы организации деятельности детей: познавательные занятия и прогулки с элементами экспериментирования, развлечения, опыты, экспериментальные задачи. Для проведения экспериментов были разработаны модели последовательности проведения экспериментов, созданы мнемо-таблицы — модели обследования предмета, которые помогают выделить его свойства.

Для повышения интереса к экспериментальной деятельности используем появление различных персонажей: мальчик Почемучка, который, так же как и дети, задаёт много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т. д., в кармашке у которого появляются интересные вещи, предметы, которые в дальнейшем используем в ходе эксперимента (надувной шарик, резиновая груша, магнит и т. д.) В гости к детям приходят Волк- Любознайчик, Совёнок- Удивлёнок, приплывает Золотая рыбка, у которых много вопросов, и дети с удовольствием решают все их проблемы, ответы на вопросы получают в ходе эксперимента.

Важным требованием является безопасность объекта для детей. сделать опыты безопасными, поэтому вместе с детьми приняли правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

С водой: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Со стеклом: Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

А разбилось — не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат — совок

И для мусора бачок

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком: Если сыплешь ты песок,

Рядом веник и совок.

С огнём: Помни правило:

Огонь никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

Моя задача, как педагога помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. При выборе темы я соблюдаю следующие правила:

    • тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;

    • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки);

    • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).

    • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как дети с нарушениями речи не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В моей работе. принято за правило проводить лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности», разработаны советы для родителей «Какие опыты можно провести дома». Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликаются на все предложения. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия дошкольного учреждения и семьи.

Систематическая работа с детьми, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты. Итоговая диагностика, показала, что у детей значительно повысился уровень освоения программного материала, это можно увидеть на сравнительной диаграмме. То, что положительная динамика есть, подтверждает и анкетирование родителей. Родителями было отмечено, что у детей значительно повысился интерес к детскому экспериментированию.

И в заключении мне бы хотелось отметить «Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


Литература:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О. В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004

  3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  4. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 8. — с.19–22

  5. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): Маленькие дети, детское экспериментирование, детского экспериментирования, познавательной активности, деятельности детей, большими правами, родителей «Какие опыты, познавательной активности детей, экспериментальной деятельности, окружающего мира, исследовательскую деятельность детей, тема должна, ходе эксперимента, уровня знаний, проведения экспериментов, Актуальные задачи педагогики, самостоятельной деятельности дошкольников, необходимости включения дошкольников, познавательный интерес детей, детей собственным примером.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle