Методология обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горохова, П. В. Методология обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода / П. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3415/ (дата обращения: 16.12.2024).

В последние годы в нашей стране заметно возрос интерес ученых-педагогов к вопросу применения культурологического подхода в системе образования. Наибольшее внимание исследователей уделяется развитию теории и практики применения культурологического подхода в системе высшего образования (А. Н. Галагузов, Г. И. Гасина, Б. М. Игошев, А. А. Лобжанидзе, В. П. Рябцов и др.). Определенные попытки описания сущностных характеристик культурологического подхода приводятся в работах Л. Н. Буйловой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, Т. А. Меняйловой, И. Н. Фузейниковой и др. применительно к общему образованию. Однако до настоящего времени культурологический подход в системе общего образования правового статуса не получил, хотя в некоторых рабочих программах учебных дисциплин имеются элементы его практического применения.

В системе дополнительного образования детей, в силу ее практико-ориентированного характера, некоторые элементы культурологического подхода в отдельных программах обучения используются, однако научно-теоретической и методической основы для его практического применения не создано. В частности, отсутствуют научные исследования по формированию и обновлению содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода.

Сложилось противоречие между необходимостью широкого внедрения культурологического подхода в обновление содержания программ дополнительного образования детей и отсутствием его теоретико-методологических основ.

Для разрешения этого противоречия в настоящей работе предпринимается попытка создания методологии обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода. Такой выбор научного исследования обусловлен тем, что в системе дополнительного образования детей (далее — ДОД) используется большое количество образовательных программ разной направленности, содержание которых постепенно должно обновляться.

Для выполнения работ по обновлению конкретных образовательных программ должны создаваться творческие исследовательские группы, как из специалистов конкретного учреждения дополнительного образования, так и из привлеченных специалистов-исследователей, так как эта деятельность является по своей сущности научно-исследовательским процессом, а работы — научно-исследовательскими работами (НИР).

Как правило, проведение НИР происходит поэтапно. Предлагаются следующие основные этапы работ по обновлению действующих программ ДОД.

1-й этап. Техническое задание.

2-й этап. Анализ наличия культурологических компонентов в содержании учебных тем в каждом разделе программы.

3-й этап. Формирование культурологических компонентов в содержании учебных тем.

4-й этап. Анализ и нормализация учебного времени, установленного на изучение элементов содержания программы.

5-этап. Выработка предложений для установления оптимальных затрат учебного времени на изучение элементов содержания программы.

6-й этап. Оформление и утверждение программы.

На 1-м этапе составляется техническое задание на обновление действующей конкретной программы ДОД. Оно составляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования [1], нормативными требованиями [2], учредительными и методическими документами учреждения дополнительного образования детей для установления целей, задач, содержания программы и контингента обучающихся.

На 2-м этапе проводится анализ наличия культурологических компонентов в содержании учебных тем программы. Фрагмент анализа культурологических компонентов в содержании двух учебных тем действующей образовательной программы дополнительного образования детей приведен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ культурологических компонентов в содержании образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист» [3]

Наименование темы в программе

Содержание темы в программе (вопросы темы, учебные единицы)

Результаты анализа темы на наличие культурологических компонентов

Тема 1. Журналистика как профессия [3]

Формирование представлений о профессии журналиста [3].

Отсутствуют

Тема 7. Знакомство с оформительским делом [3]

Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати [3].

Отсутствуют

Примечание. Под культурологическими компонентами в теме учебного предмета понимаются дидактические (учебные) единицы — идеи, принципы, основные понятия, факты, проблемы культурологического характера и др., относящиеся к понятийному аппарату культурологии.

В табл. 1. должны быть приведены следующие данные: наименование учебной темы, описание содержания темы, состоящее из учебных единиц (вопросов темы); и результаты анализа на наличие культурологических компонентов в учебной теме. В содержании учебной темы 1 «Журналистика как профессия» отсутствует культурологические компоненты, также как и в содержании темы 7 «Знакомство с оформительским делом», что видно из второго столбца табл. 1. по содержанию этих тем. Подобные таблицы должны быть составлены по каждой учебной теме программы.

На 3-м этапе анализируются темы, в которых отсутствуют или слабо выражены культурологические компоненты. Предлагаются различные варианты формулировок анализируемой темы с учетом внесения в нее культурологического компонента. Как правило, это осуществляется на основе проведения дополнительного отбора и анализа учебного материала по анализируемой учебной теме. Фрагмент реализации культурологических компонентов в содержании двух анализируемых учебных тем образовательной программы дополнительного образования детей приведен в табл. 2.

Таблица 2

Содержание обновленной образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист»

Наименование темы в программе

Содержание темы в программе (вопросы темы)

Содержание темы с включением культурологических компонентов

Тема 1. Журналистика как профессия

Формирование представлений о профессии журналиста.

Журналистика как феномен культуры. Формирование представлений о профессии журналиста.

Тема 7. Знакомство с оформительским делом

Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль шрифта, набора и графики в истории развития культуры.

Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.


Предложено внести в содержание темы 1 культурологический компонент «Журналистика как феномен культуры», а в тему 7 — «Роль шрифта, набора и графики в истории развития культуры», что отражено в третьем столбце табл. 2. В обеих учебных темах эти компоненты размещены в начале содержания тем 1 и 2, так как предлагаемые культурологические компоненты имеют приоритетное значение по сравнению с ранее включенными элементами.

Следует отметить, что не во всех учебных темах программы возможно внесение культурологического компонента в силу их специфического характера, но в большинстве случаев такое внесение вполне возможно.

Понятно, что чем программа ДОД ближе по своей тематической направленности к сфере художественной, духовной или материальной культуры, тем больше возможностей применения в ней культурологического подхода.

На 4-м этапе проводится анализ установленного в программе учебного времени на соответствие значимости указанных выше элементов содержания программы отведенным затратам учебного времени на их изучение.

Для определения значимости каждого элемента содержания программы следует по возможности применять положения личностно-ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов. С позиции этих подходов устанавливается, прежде всего, отношение к обновляемой программе детей, обучающихся или окончивших обучение по этой программе, а также их родителей.

Выявление отношения детей к элементам содержания программы обучения осуществляется разными способами, например, с помощью анкетирования, опроса или беседы. В практике чаще всего используется система анкетирования, хотя и не для всех возрастных категорий детей. Путем проведения анкетирования устанавливается личностное отношение каждого ребенка и родителя (участвующего в анкетировании) к изучаемым темам программы. Так как отношение ребенка к изучаемой учебной теме выражается в количественных единицах, то по этому показателю можно судить о значимости для ребенка оцениваемой учебной темы. Здесь значимость учебной темы для ребенка является интегративной характеристикой, в которой отражается весь спектр отношений ребенка (личностных, ценностных и деятельностных) к изучаемой теме.

При использовании метода анкетирования следует разработать форму анкеты с вопросами, которые характеризуют отношение детей и родителей к конкретной учебной теме программы, например, по пяти балльной системе. После обработки данных анкет участников анкетирования, определяется значимость каждой учебной темы программы, выраженная в баллах.

Результаты данных анкет сводятся в таблицу и суммируются для получения общей суммы баллов по всем темам программы.

Фрагмент определения значимости каждой учебной темы программы по анкетным данным приведен в табл.3.

Таблица 3

Исходные данные и результаты определение значимости учебных тем действующей программы

Номер учебной темы

Анкета 1, баллы

Анкета 2, баллы

Анкета 3, баллы

Сумма баллов по теме

Значимость (относительная величина)

№ 1

5

4

5

14

0,234

№ 2

4

4

4

12

0,200

№ 3

3

5

3

11

0,183

№ 4

4

4

3

11

0,183

№ 5

4

4

4

12

0,200

Итого

20

21

19

60

1,000


В первом столбце табл. 3 названия учебных тем в целях упрощения иллюстрации расчетов не указаны, а представлены их номерами в составе программы. Всего в программе пять учебных тем. Со второго по пятый столбцы табл. 3. приведены результаты оценки значимости учебных предметов на примере трех участников анкетирования, чтобы не усложнять иллюстрацию техники оценки. В пятом столбце проведено суммирование значимости каждой учебной темы для всех участников анкетирования и рассчитана общая сумма баллов всех тем (60 баллов). В шестом столбце рассчитана значимость каждой учебной темы в относительных единицах. Например, значимость учебной темы № 1 для всех участников анкетирования составляет: 14 баллов / 60 баллов = 0,234. Общая сумма значимости всех учебных тем равна 1,000. На основе приведенных в табл. 3 данных следует, что наибольшую значимость для учащихся имеет учебная тема № 1 (0,234), а наименьшую — учебные темы № 3 (0,183) и № 4 (0,183).

Далее, рассчитывают учебное время, требуемое для изучения учебных тем в соответствии с установленной значимостью участников анкетирования. Исходными данными являются установленное в программе общее время в часах на изучение каждой учебной темы и всех тем в целом по действующей программе. Фрагмент определения учебного времени в соответствии со значимостью учебных тем приведен в табл. 4.

Таблица 4

Исходные данные и результаты расчета требуемого времени на изучение учебных тем в соответствии с их значимостью

Номер учебной темы

Всего часов на тему

Значимость темы для участников анкетирования

Требуемые часы на тему

Изменение:
(+) прирост; (-) уменьшение

№ 1

12

0,234

23,4

+11,4

№ 2

40

0,200

20,0

–20,0

№ 3

32

0,183

18,3

–13,7

№ 4

8

0,183

18,3

+10,3

№ 5

8

0,200

20,0

+12,0

Итого

100

1,000

100,0

-


В первом столбце табл. 4 приведены номера пяти учебных тем в составе программы. Во втором столбце приведены отведенные общие часы на изучение этих учебных тем и количество часов на изучение программы (100 часов). В третьем столбце приведены данные из табл. 3. результаты оценки значимости учебных тем участников анкетирования. В четвертом столбце приведены результаты расчета требуемых в соответствии со значимостью затрат учебного времени на изучение каждой учебной темы программы. Для этого необходимо значимость каждой учебной темы умножить на общее учебное время. Так, например, требуемые затраты учебного времени на изучение учебной темы № 1 равны: 0,234х100 = 23,4 часов. В пятом столбце приведены изменения затрат учебного времени, полученные как разность между установленными в программе и требуемыми в соответствии со значимостью участников анкетирования затратами учебного времени. Получили прирост времени на изучение тем № 1, № 4, № 5. По остальным темам требуется уменьшение времени на их изучение.

На 5-м этапе в рамках творческой группы проводится обсуждение полученных результатов нормализации учебного времени по учебным темам обновляемой программы и выработка предложений по внесению в нее соответствующих изменений.

На 6-м этапе оформляется отчет о выполнении научно-исследовательской работы по данной теме с приложением проекта обновления образовательной программы. Его защита должна пройти на научно-методическом совете образовательного учреждения, который принимает решение об утверждении образовательной программы в установленном порядке.

В комплексных дополнительных образовательных программах учебный материал подразделяется на подпрограммы, подпрограммы — на учебные темы, а последние — на вопросы темы. Для такого вида программ анализ и нормализацию учебного времени следует начинать с подпрограмм, а затем переходить к учебным темам в рамках каждой из подпрограмм.

Следует отметить, что учет значимости учебных тем (подпрограмм) при проведении обновления действующих программ следует осуществлять до начала применения культурологического подхода и после его применения.

В заключении необходимо отметить, что предложенная методология анализа наличия и включения культурологических компонентов в содержание разделов и тем образовательных программ системы дополнительного образования детей позволит существенно актуализировать содержательный материал и повысить качество обновляемых программ. Кроме того, разработанная методика учета значимости для детей и родителей изучаемых тем и подпрограмм образовательной программы позволяет скорректировать учебное время на их изучение.


Литература:

  1. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей / Утв. приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012 № 504.

  2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.

  1. Селюта И. Л. Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист» [Электронный ресурс]. Режим доступа: selyuta_programma__zhur.doc

Основные термины (генерируются автоматически): учебное время, дополнительное образование детей, культурологический подход, программа, значимость, компонент, образовательная программа, содержание, участник анкетирования, столбец.

Похожие статьи

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ

Похожие статьи

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ