Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реннер, О. В. Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса / О. В. Реннер. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3408/ (дата обращения: 23.04.2024).

Данный материал представляет опыт работы педагогов Центра дошкольников «Лучики» с родителями воспитанников и может быть интересен методистам, педагогам и психологам детских образовательных учреждений разного типа.


Центр дошкольников «Лучики» — учреждение дополнительного образования детей. У нас занимаются дети от 2 до 7 лет, как «домашние», так и посещающие ДОУ.

Чего же хотят родители, приводящие дошкольников на занятия в учреждения дополнительного образования детей?

По данным ежегодно проводимого вводного анкетирования родителей можно сделать следующие выводы. Часть родителей хотят, чтобы педагоги таких учреждений подготовили детей к «поступлению в школу». Т. е. им важно, чтобы ребёнок научился читать, считать (и как можно раньше), смог успешно пройти тестирование в школе.

Часть родителей, преимущественно имеющих «домашних детей», приводят их в такие учреждения ещё и для того, чтобы ребёнок научился взаимодействовать со сверстниками.

Для третьей группы родителей важно эстетическое развитие их ребёнка.

Есть и такие родители (и их с каждым годом становится всё больше), которые в Центр идут для того, чтобы иметь возможность лучше узнать своего ребёнка, быть с ним рядом во время занятий, научиться с ним взаимодействовать, понимать, что необходимо именно ему для дальнейшего развития.

Каковы бы ни были причины обращения семей, имеющих детей-дошкольников, в Центры дополнительного образования, нельзя не отметить достаточно высокий уровень ожиданий родителей по отношению к оказываемым данными Центрами образовательным услугам.

Центр дошкольников «Лучики» уже более 20 лет является конкурентоспособной образовательной площадкой в среде учреждений дошкольного образования г. Томска и привлекает родителей с разными целевыми установками.

В настоящее время «Лучики» — это:

  • уютный дом для всей семьи, в котором занимаются, развиваются и взаимодействуют 230 дошкольников от 2 до 7 лет и их родители;

  • 10 педагогов высшей и первой квалификационной категории;

  • программное обеспечение, представленное авторскими и модифицированными образовательными программами современного уровня;

  • центр, в котором ведётся работа с детьми в нескольких направлениях (на занятиях художественно-эстетического, физкультурно-спортивного и социально-педагогического циклов).

Сегодня в Центре родителям и детям предлагается три разновидности групповой формы организации занятий:

  • занятия детско-родительских групп для детей 2–3 лет и их родителей;

  • вечерние групповые занятия по типу кругосветки для детей 4, 5, 6-летнего возраста;

  • занятия в разновозрастной группе дневного пребывания.

Группа дневного пребывания, в которой я работаю педагогом десятый год, называется «Цветик-Семицветик». Это разновозрастный коллектив, в который входят дошкольники от 3 до 7 лет. Причём некоторые дети посещают занятия 3–4 год, а есть среди воспитанников и те, кто занимается первый год, «заняв место» выпускников.

Обучение в нашей группе доступно для любого ребёнка дошкольного возраста. Чаще всего родители приводят к нам детей, которые по разным причинам не посещают муниципальный детский сад. Прежде всего, это дети с хроническими соматическими заболеваниями (часто болеющие); дети, имеющие трудности в общении; дети из двуязычных и социально необеспеченных семей.

Для них наша группа является развивающей средой, в которой ребёнок приобретает опыт общения с разными людьми и готовится к принятию нового социального статуса — школьника, получая при этом необходимые знания, умения, навыки, позволяющие в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основным принципом в работе педагогов группы «Цветик-семицветик» является осуществление индивидуального подхода в развитии воспитанников, учёт их возрастных особенностей, индивидуального темпа работы, сферы интересов, уровня развития познавательных процессов. Это представляется возможным благодаря малому количеству детей в группе (8–12 человек с возможностью разделения на подгруппы), а так же является необходимым в условиях разновозрастного состава детей (от 3 до 7 лет).

Разновозрастный состав воспитанников группы позволяет получить уникальные результаты, которых невозможно добиться, организуя образовательный процесс в группе ровесников. Старшие дети «примеряют» на себя различные роли — воспитателя, учителя, старшего товарища, помощника, — помогая малышам в быту и давая «мастер-классы» на занятиях. Тем самым для них любая деятельность становится социально-значимой; формируется ответственность за свои поступки и развивается самоконтроль («Я — пример для малышей»); они быстрее становятся самостоятельными («Если я — авторитет для малышей, я должен уметь делать всё сам!»). Для младших детей, таким образом, происходит скорейший переход «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития»; они легче адаптируются в новой среде, потому что чувствуют внимание и поддержку со стороны старших товарищей.

Педагогами группы создаются специальные условия участия в образовательном процессе родителей, поскольку именно они являются заказчиками образовательных услуг.

С целью выявления родительского заказа в начале учебного года проводится вводное анкетирование и индивидуальное интервьюирование (по запросу родителей и по инициативе педагогов). Родители новичков, поступающих в нашу группу, больше ориентированы на социализацию ребёнка, воспитывающегося в домашних условиях, а также на подготовку его к школе. В то время как родители детей 2–3 года обучения, для которых наш Центр стал «вторым домом», ориентированы уже на развитие индивидуальных качеств ребёнка, его способностей, поддержку его познавательной инициативы.

В начале учебного года на родительском собрании педагоги представляют авторскую образовательную программу «Цветик-семицветик» и учебно-тематический план, по которому в течение учебного года будет осуществляться образовательный процесс. На данном собрании родителям предоставляется возможность дополнения предложенных педагогами тем различными формами организации образовательного процесса, а также, при необходимости, корректировки учебно-тематического плана.

Дальнейшее сотрудничество с родителями в течение учебного года происходит в следующих формах:

В любое время (не только в адаптационный период) родители могут посещать занятия вместе с ребёнком. Такая форма сотрудничества предлагается всем желающим родителям и особенно рекомендуется тем, у кого возникают трудности и проблемы в воспитании и взаимопонимании с ребёнком.

Родители попадают в такую среду, где невозможно оставаться в роли наблюдателя. Погружаясь в образовательный процесс вместе с детьми, они становятся активными его участниками: исследователями, учителями, партнёрами, а в чём-то и учениками детей. В ходе занятия педагог обращает внимание родителей, на что направлен тот или иной педагогический приём, как следует поддерживать дальнейшее развитие ребёнка в домашних условиях, какие возрастные особенности характерны для детей данного возраста, как выстраивать взаимоотношения с собственным ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности и т. д. В результате такой педагогической работы у родителей формируется «сознательное родительское отношение» к собственному ребёнку.

Приобретая опыт общения не только со своим ребёнком, но и с другими детьми, родители имеют возможность пересмотреть, переоценить свою родительскую позицию, понять причины поведения своего ребёнка, увидеть его в другом статусе, в других ролях. Они учатся доверять ребёнку, предоставлять ему свободу.

Кроме того, педагогами группы ведётся информационный уголок — стенд и обновляется экспозиция выставочных стендов для родителей в холле корпуса.

Уголок знакомит родителей с темой текущего месяца, режимом работы группы, расписанием занятий. На стенде представлены работы детей и фотографии, отражающие фрагменты занятий, проводимых в рамках тематического блока. Всё это способствует повышению осознания родителями значимости и важности занятий, они могут наблюдать динамику развития ребёнка, анализируя качество выполнения творческих работ, представленных на стенде, могут понять, в каком направлении им можно двигаться дальше с ребёнком, сопровождая его индивидуальное развитие.

При необходимости педагоги проводят индивидуальные консультации по запросу родителей и по собственной инициативе.

Родители привлекаются педагогами к организации выходов детей на концерты, выставки, экскурсии. Так, за последние три года детьми и желающими родителями нашей группы были посещены экскурсии в Краеведческий музей, Ботанический сад, Художественный музей, Музей леса (п. Тимирязево), Томский Планетарий, Музей истории Томска, Аэропорт (п. Богашево), пожарную часть, завод «Томь-Экстра», выставку пряников, завод художественной керамики, минералогический музей, Северский зоопарк, театр кукол «Скоморох», зрелищный центр «Киномир», городской конкурс Ледовых фигур и др. Такие выходы обогащают и расширяют представления детей по изучаемой на занятиях теме, позволяют разнообразить семейный досуг, приобрести детям опыт культурного поведения в общественном месте, помогают сплотиться детскому коллективу.

Также педагоги группы активно привлекают родителей к подготовке, организации и проведению итоговых мероприятий (образовательных событий): к поиску репертуара для ребёнка по теме праздника; к участию в программе праздника в качестве выступающего (одного из действующих героев), к подготовке костюмов для детей, к оформлению зала, к совместной рефлексии проведённого мероприятия.

Например, в преддверии Нового года в нашей группе проводился праздник по итогам изучения большой темы «Мы — дети мира». За несколько дней до праздника каждая семья выбрала по собственному желанию какую-либо народность мира. Далее дети и родители готовились к празднику, подбирая дома необходимую информацию, шили костюмы, знакомились с традициями народа, особенностями кухни, обычаями и праздниками. В результате предновогодний праздник прошёл в форме международного костюмированного карнавала, на котором каждая семья не только рассказала о стране «своего народа», но представила национальные обычаи и традиции, предложила поиграть в национальные игры и отведать лакомства национальной кухни. Так мы «побывали» в гостях у русских, украинцев, татар, хантов, индусов, индейцев, казаков. А наш Дедушка Мороз «узнал» от детей о том, как празднуют Новый год в других странах.

В процессе подготовки к таким мероприятиям дети (с помощью родителей) повторяют изученный на занятиях материал, с удовольствием ищут дополнительную информацию, которую затем публично представляют в группе, приобретают опыт работы с литературой и другими источниками информации, эмоционально сближаются с родителями, благодаря совместному интересу и содержательному времяпровождению. Родители отмечают, что такая «партнёрская» с ребёнком позиция позволяет им решить некоторые проблемы во взаимоотношениях с ребёнком, организации совместного досуга и свободного времени ребёнка.

Около шести последних лет мы используем в работе такую форму организации образовательного процесса как «Родительская лаборатория», или «Мамина школа». В данном случае родитель выступает в качестве педагога, обучая детей своему ремеслу, рассказывая о своей профессии, традициях своей семьи и др. Так, родителями были проведены занятия по знакомству с народными промыслами — Хохломой и Городецкой росписью; ремеслом резчика по бересте.

В «Маминой школе» дети узнали и о том, какие жилища строят в разных уголках нашей планеты (типи, иглу, чум, юрта, изба), что включает в себя внутреннее убранство этих жилищ; кто такие горнолыжники; чем полезны хвойные деревья и т. д.

Такая форма работы оживляет образовательный процесс, повышает авторитет родителя, активизирует родительскую и детскую инициативу, способствует сплочению детско-взрослого сообщества Центра.

Готовясь к такому занятию, родитель вместе с ребёнком ищет необходимую информацию, подбирает игры, упражнения, готовит образцы работы, продумывает оборудование и материал к занятию, при необходимости консультируется с педагогом.

Представляя работы детей на выставке детского творчества, ребёнок сегодняшней «мамы-учительницы», с гордостью рассказывает родителям других детей, что «всему этому их научила моя мама!».

Благодаря оформленным в холлах корпуса выставкам детского творчества, меняется родительское отношение к результатам художественного труда детей. Подобные выставки начинают появляться у них дома, а выполненные дома работы приносятся в Центр на всеобщее обозрение. Так, силами детей, педагогов и родителей оформляются холлы и кабинеты здания. Кроме того, родители с удовольствием изготавливают пособия и раздаточный материал к занятиям, приносят комнатные растения в корпус, вместе с детьми ухаживают за ними, размножают, пересаживают …

В результате Центр становится для детей и родителей «вторым домом», в котором им хочется создавать уют своими руками, эмоционально отдыхать в этом уютном домике, общаться с единомышленниками — другими родителями, приводить в этот дом своих знакомых.

Интересно детям и родителям знакомиться с семейными традициями друг друга. Изготовленные дома вместе с ребёнком стенгазеты «Традиции нашей семьи», «Как я провёл лето», «Новогодние каникулы» вызывают живой интерес всех детей группы и укрепляют чувство гордости за свою семью у автора газеты.

В перспективе планируется привлечение родителей к совместному выпуску журнала Центра, в котором будут транслироваться яркие события жизни их семьи, семейные традиции, секреты воспитания, фамильные рецепты, творческие (литературные и художественные) работы детей и родителей; а также будут освещаться педагогами и психологами Центра ответы на вопросы родителей по воспитанию и развитию их детей.

Активное участие родители принимают в мониторинге результативности образовательного процесса. Они ведут (по желанию) родительские дневники; собирают вместе с ребёнком «Папку успеха» (Портфолио); принимают участие в выставках детско-родительского прикладного и художественного творчества; оказывают помощь педагогам в диагностике уровня развития ребёнка, результаты которой отражаются в «Карте индивидуального развития ребёнка».

Только так, во взаимодействии родителей и педагогов можно вырастить наших детей счастливыми и гармоничными.

Используемые педагогами формы включения родителей в образовательный процесс позволяют, по нашим наблюдениям, получить следующие результаты.

В начале учебного года родители новичков, как правило, занимали позицию «потребителя», «заказчика» образовательных услуг, в большинстве случаев перекладывая ответственность за воспитание и развитие ребёнка на плечи педагогов. В дальнейшем, включаясь в образовательный процесс, родители занимают «контролирующую» позицию: теперь они знают, в каком направлении «должно» идти развитие ребёнка, и, наблюдая за ребёнком, пытаются приложить все усилия, чтобы он развивался «в соответствии с возрастной нормой». И лишь к концу учебного года, а у кого-то спустя 1,5–2 года, родительская позиция становится адекватной, гибкой, прогностичной. Адекватность родительской позиции выражается в их умении видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, учитывать его мнение, точку зрения, желания, намерения. Гибкость определяется как способность перестройки воздействия на ребёнка по ходу условий окружающей действительности. Прогностичность родительской позиции выражается в способности воспринимать ребёнка в перспективе, учитывать изменение его личностных особенностей в процессе развития.

На сегодняшний день чтобы увидеть и проанализировать изменения, происходящие в поведении родителя с ребёнком, мы используем включённое наблюдение их реального взаимодействия, индивидуальные беседы, затрагивающие тот или иной аспект детско-родительских отношений, наблюдения за развитием ребёнка (его когнитивной, эмоционально-личностной, коммуникативной сфер). Однако получаемые при этом данные, а также их анализ, интерпретация в значительной степени субъективны. Дальнейшая наша работа будет направлена на поиск таких форм мониторинга детско-родительских отношений и выявления родительской позиции, которые были бы более объективны, более конкретны и более «осязаемы».


Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, образовательный процесс, занятие, педагог, родительская позиция, группа, педагог группы, работа детей, Центр.

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Проблема социокультурного развития детей старшего...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов... ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми

Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

образовательное событие, ребенок, родитель...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие. Детское телевидение как инновационная форма работы...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родительпедагогребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта...

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Проблема социокультурного развития детей старшего...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов... ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми

Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

образовательное событие, ребенок, родитель...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие. Детское телевидение как инновационная форма работы...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родительпедагогребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта...