Библиографическое описание:

Зинченко Ю. П., Исламбекова А. Н., Ефременко Ю. И., Трубицина М. Н. Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ комбинированного вида [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 29-32.

В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья. [14,с.3]

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. [2,с.36]

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования.

На сегодняшний день, в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, и повышением уровня его физической и двигательной подготовленности. [2,с.21]

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. [1,с.35]. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Осознание большой ответственности за здоровье детей дало нам стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.

Понимание того, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа привело нас к созданию физкультурно — оздоровительной программы.

Наше дошкольное учреждение является детским садом комбинированного вида.

Наряду с обычными детьми, воспитываются часто и длительно болеющие дети, дети с нарушениями опорно — двигательного аппарата, дети страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, дети страдающие аллергодерматозами.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма — вот главная наша цель. В соответствии с федеральными государственными требованиями в достижении своей цели, приоритетной для себя определили физкультурно-оздоровительную работу, осуществляем которую на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей. [4]

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни у детей реализуется через все виды детской деятельности в ДОУ.

Здоровьесберегающую деятельность осуществляем через систему кружково — студийной работы в условиях модульно-тренажерного зала (МТЗ). Являясь руководителями кружка «Мой друг — тренажер», который посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сотрудничестве со специалистами местного реабилитационного центра, инструкторами ЛФК, врачами педиатром и ортопедом разработали и апробировали рабочую программу, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [4]

Программа предполагает организацию профилактических занятий в условиях МТЗ, с использованием тренажеров и мягких модулей, адаптированных к возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Детские тренажеры и модули помогают детям овладеть целым комплексом упражнений, способствующим укреплению разных групп мышц и развитию физических качеств.

Программа направлена на коррекцию и профилактику опорно-двигательного аппарата и бронхо — легочной системы у дошкольников; на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей; на развитие у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота; на совершенствование психомоторных способностей дошкольников; на формирование у педагогов, родителей и самого ребенка ответственности за сохранение его здоровья. С учетом этого, нами была разработана модель организации занятий. При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические подходы к проблемам образования детей дошкольного возраста. [3], [15]

Основной целью программы является создание условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем организма ребенка, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование их физических возможностей. [7,с.81].

Основные принципы построения программы:

  • принцип научности;

  • активности и осознанности;

  • интеграции;

  • комплексной реабилитации;

  • преемственности и результативности;

  • индивидуального подхода;

  • коллегиальности;

  • доступности.

Организация занятий предполагает решение ряда задач:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

  • осуществление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, т. е. осанки и стопы (сколиоза и плоскостопия);

  • развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок;

  • знакомство с основами здорового образа жизни. [14,с.17]

Занятия предполагают так же: создание условий, направленных на развитие коммуникативных способностей детей, уверенности в себе, чувства собственного достоинства; повышение устойчивости организма к различным стрессовым ситуациям; обеспечение психологического комфорта.. [8,с.23]

Программа рассчитана на два года, с проведением ежемесячных занятий (8 в месяц по 30 минут). Рекомендуемое число участников 5–8 человек.

Основным способом проведения занятий с детьми является: индивидуальный, малогрупповой, групповой метод. Особое внимание уделяется дозированию физической нагрузки, которая адекватна состоянию здоровья ребенка и его психомоторному развитию. [9,с.74]. Главным направлением программы является применение новых здоровьесберегающих технологий по физическому воспитанию детей с ортопедическими нарушениями. В качестве инновационных форм используются следующие группы упражнений: подготовительные упражнения для освоения техники основных видов движений; коррегирующие упражнения для воспитания правильной осанки, коррегирующие упражнения для свода стопы, упражнения на развитие равновесия и координации, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию. Занятия проводятся с использованием музыкального сопровождения, зрительных ориентиров [3,с.28].

Организация занятий предполагает следующую структуру:

  • Вводная часть (4–8 минут) — комплекс упражнений на разогрев мышц. Упражнения имитационного характера («Утята», «Маятник» и др.). [6,с.124]. Упражнения на восстановление дыхания («Окошечко», «Часики» и др.) [12,с.62]..

  • Основная часть (15–20 минут) — работа на тренажерах, с постепенным увеличением подходов к каждому тренажеру (по 2–3 минуты у каждого).

  • Заключительная часть (4–6 минут) — игры малой подвижности («Шишка-камень», «Часовой» и др.). [13,с.54]. Упражнения с модульными пособиями («Полоса препятствий», «Бассейн» и др.). Упражнения на восстановление дыхания и снятие мышечного, эмоционального напряжения («Насос», «Лягушонок» и др.). [11,с.61].

В начале и в конце года проводится тестирование силовой выносливости мышц туловища и брюшного пресса, проводится плантография как показатель эффективности занятий. [9,с.137].

Свою педагогическую деятельность мы осуществляем используя весь арсенал средств оборудонного модульно — тренажерного зала, который содержит тренажеры простейшего типа (гимнастическая скамейка, наклонная доска, диски здоровья, мягкие модули) и сложного типа (беговая дорожка, велотренажеры, степлер, гребной тренажер, тяга «верхняя», тяга «нижняя», жим ногами).

Детские тренажеры и модули помогают детям овладеть целым комплексом упражнений, способствующим укреплению разных групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию физических качеств — силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. [15,с.43] На таких занятиях очень важно использовать дыхательные упражнения, которые увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улудшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыханий. [5,с.76]

Система мониторинга показала — итогом реализации данной программы явилась положительная динамика состояния здоровья детей.

Средняя посещаемость увеличилась до — 90 %. Результат диагностики показал, что произошел качественный рост по всем показателям. Уровень развития физических качеств вырос на 4,5 %, а уровень двигательно-эмоциональной сферы вырос на 12 %. Это подтверждает эффективность использования разработанной нами программы.

Система занятий позволила изучить особенности физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ, раскрыть знания аналитического подхода, разработать методические рекомендации. [10,с.17].

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность ДОУ, при взаимодействии с детьми и родителями позволяет выработать разумное отношение у детей к своему организму, привить необходимые культурно — гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. [1,89]. Используя данную программу профилактических занятий в условиях МТЗ можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.


Литература:

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская –М: Аркти,1993–132с.

  2. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-синтез, 2006.

  3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983.

  4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.|От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  5. Зинатулин С. Н. Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма. — М.: Издательство Айрис-Пресс, 2006 г. — 256 с.

  6. Змановский Ю. Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях /Медицинская сестра. — 1987. — № 1. — С.20–24.

  7. Зуйкова М. Б. Режим — путь к здоровью / Управление ДОУ. — 2006. № 1. — С.60–71.

  8. Левчук Л. В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. — 2006. — № 1. — С.107–111.

  9. Николаева Л.Остеопатическая гимнастика./Обруч. — 2007. — № 1. — С. 40–43

  10. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ–М.:ТЦ Сфера, 2006. — 128с.

  11. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  12. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.

  13. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008–2010.

  14. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005–2010.

  15. Студенкин М. Я. Книга о здоровье детей. 4-е издание.- М.: Медицина,1986 г. 240 с

Основные термины (генерируются автоматически): Здоровьесберегающая деятельность, детей дошкольного возраста, физических качеств, начальной школе, здоровья детей, Похожая статья, целым комплексом упражнений, развитию физических качеств, «Детский сад комбинированного, сад комбинированного вида», навыков здорового образа, разных групп мышц, оздоровительной работы, необходимое условие развития, здорового образа жизни, индивидуальных образовательных маршрутов, условие развития школьников, Разработка индивидуальных образовательных, укреплению разных групп, здоровья ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle