Автор: Сиднева Ирина Евгеньевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Сиднева И. Е. Анализ форм и методов обучения, способствующих формированию у студентов высшей школы готовности к организационно-управленческой деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

Проблема формирования готовности выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности является в современных условиях весьма актуальной. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определяет необходимость пересмотра существующих и разработки новых образовательных технологий, направленных на формирование компетенций будущих специалистов, отвечающих потребностям государства. Изменения в социальной и общественной жизни определяют в качестве главной ценности свободного и ответственного человека, умеющего совершать сознательный выбор, принимать решения и нести за них ответственность, эффективно взаимодействовать с другими людьми, осуществлять руководство коллективом. Сформированность у специалиста готовности к организационно-управленческой деятельности обеспечивает организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействует выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяет планировать краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные, психологические и кадровые ресурсы. Организационно-управленческие способности работника становятся востребованными вне зависимости от занимаемой должности и характера основной профессиональной деятельности.

«Готовность студентов к организационно-управленческой деятельности» мы рассматриваем как интегративное качество личности, включающее в себя: 1) мотивационную составляющую (наличие положительной мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности и организационно-управленческой деятельности как ее составляющей); 2) содержательную составляющую, то есть способность к организационно-управленческой деятельности (умение планировать и организовывать свою деятельность и деятельность других, умение управлять коллективом, принимать решения и осуществлять другие управленческие функции); 3) деятельностную составляющую (проявление воли, энергии действия, самостоятельности и активности).

На основе теории выявленной проблемы, ее особенностей, анализа изученной психолого-педагогической литературы и ранее проведенных диссертационных исследований нами были обоснованы теоретические подходы и предложена модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности, для реализации которой необходимо использовать специальный комплекс активных методов и форм обучения, который бы способствовал формированию осознанной мотивации, отношений, установок и ценностных ориентаций, направленных на организационно-управленческую деятельность.

Среди ведущих были выделены следующие группы методов, приемов обучения, обеспечивающих успешность самостоятельной деятельности студентов: методы мотивации учебно-познавательной деятельности студентов; методы и формы организации учебно-познавательной деятельности студентов. В их числе: метод проблемного обучения, методы проектного обучения, дидактические игры, эвристический диалог, метод конкретных ситуаций. Рассмотрим их более подробно.

Метод проблемного изложения. Суть его заключается в том, что на учебных занятиях преподаватели создают проблемную ситуацию и организуют активную самостоятельную деятельность студентов по ее разрешению. В результате происходит овладение общепрофессиональными и общеучебными умениями и способами деятельности, развитие мыслительных действий студентов. Так как проблемное изложение основано на создании особого (проблемного) типа мотивации, то это требует от педагога соответствующего отбора и представления учебного материала в виде цепочки проблемных ситуаций. Рассмотрим некоторые приемы создания проблемных ситуаций на занятиях, которые способствуют формированию сознанной профессиональной мотивации и профессиональному мышлению:

  1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, точек зрения. Тема «Электрическое сопротивление» (дисциплина «Электротехника»).

Студентам для обсуждения предлагается вопрос: «Как будет изменяться сопротивление проводника пре его нагревании?» При этом возникает противоречие между выводами, сделанными исходя из теории электропроводности и демонстрационным экспериментом, выполненным преподавателем. Это противоречие провоцирует студентов к поиску ответа (возникновение проблемной ситуации).

  1. Столкновение мнений студентов. Тема «Проводниковые изделия» (дисциплина «Материаловедение»).

Преподаватель: «В условиях эксплуатации электрических монтажных проводов и кабелей под воздействием нагрузок, носящих различный характер и дающих переменное по величине механическое напряжение (сжатие, растяжение), многократно изменяющееся во времени (вибрации и т. п.), металл разрушается. Каким образом можно повысить необходимую механическую прочность на разрыв или твердость металлических проводниковых изделий, например, проводов для воздушных линий в снежных районах страны, учитывая, что они должны выдержать нагрузку снега и льда?» Для решения данной задачи студенты могут предложить свои варианты решения: применять провода и кабели со стальным сердечником; использовать холодное волочение или холодную прокатку металлов (твердотянутые провода); применять биметаллические провода и т. д.

Как известно, проблемная ситуация возникает в тех случаях, когда имеются противоречия между теоретическим приемом решения задачи и практической нецелесообразностью данного способа, а также отсутствием у студентов теоретического обоснования практически полученного результата предложенного задания. Например, проблемная ситуация возможна при постановке вопроса: «Почему для пластичных материалов предельным напряжением является предел текучести, а для хрупких — предел прочности?»; при изучении темы «Резьбовые соединения» дисциплины «Прикладная геометрия и инженерная графика» предлагается проблемное практическое задание «Выполнить чертеж болтового соединения по заданному размеру отверстия под болт». Выполняя задание, студент сам принимает решение по подбору размеров крепежных деталей в зависимости от заданного диаметра отверстия и материала соединяемых деталей, а также выполняет чертеж подобранного соединения. Использование метода проблемного обучения способствует овладению общепрофессинальными умениями и способами действия, побуждает студентов делать сравнение, обобщение, анализ ситуации, искать собственное решение.

Метод эвристического диалога — это вопросно-ответный способ организации учебного процесса, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ студента является результатом активного поиска под руководством преподавателя [2]. Организация группового взаимодействия способствует осмыслению и систематизации знаний и опыта обучаемых, позитивно влияет на их развитие. Главным инструментом эвристической беседы на занятиях выступили грамотно подобранные вопросы, содержание которых было направлено на сравнение и сопоставление предметов, фактов, явлений, процессов; на выявление умений использовать знания в различных учебных и познавательных ситуациях; на объяснение причин; на доказательство и приведение доводов.

Например: 1. Основываясь на физических, механических и физико-химических свойствах чугуна и стали, укажите области их использования и причины различия в их применении; 2. На основе знаний о центровке самолета, объясните, почему запрещено перемещение пассажиров по салону самолета при взлете и посадке, а на протяжении остального полета — разрешено и т. п.

Таким образом, метод эвристического диалога через организацию активной познавательной деятельности студентов на учебных занятиях позволяет решать задачи формирования системы знаний и опыта деятельности, делать умозаключения, развивая мыслительные операции, повышать уровень компонентов готовности студентов к организационно-управленческой деятельности.

Метод учебно-профессиональных задач. Всю деятельность студентов в ходе процесса формирования их готовности к организационно-управленческой деятельности мы планировали как систему решения учебных задач (прямых, обратных, пороговых задач на «перенос», проектных учебных задач и т. д.) [1].

Прямые задачи направлены на закрепление системы предметных знаний и умений. Обратные задачи — на развитие и формирование материализованных умений «переноса их в новую ситуацию». Например, «Нарисуйте электрический узел, для которого составлено уравнение по первому закону Кирхгофа: I1 + I2I3I4 + I5 = 0». Целесообразным является постепенный переход от задач прямого типа, решаемых под руководством преподавателя, к задачам поискового типа, требующим высоко уровня самостоятельности.

Метод проектного обучения. Основная цель метода: стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим овладение системой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Учебное проектирование является важнейшим видом познавательной деятельности студентов, помогающим переосмыслению роли знаний в практике, поскольку знание — это ценность и средство, помогающее личности принимать решения, ведущее к ее адаптации в социуме и самореализации. Деятельность студентов в процессе учебного проектирования может быть реализована в различных формах: индивидуальной, групповой, парной. Умения, наработанные студентами в процессе проектирования, формируют компоненты их готовности к организационно-правленческой деятельности. Назовем среди них такие как: умение понимать поставленную задачу или задание, планировать конечный результат и представлять его, планировать действия и определять их последовательность, искать и находить необходимую информацию, разрабатывать в вербальной форме результаты своей работы, вступать в межличностное и групповое взаимодействие, корректировать свою деятельность.

Рассмотрим пример решения проектной учебной задачи по дисциплине «Механика» на «Расчет балок на прочность при плоском изгибе». В качестве ведущего метода обучения выступил метод решения проектной учебной задачи, результатом решения явился чертеж спроектированного поперечного сечения балки. Реализация данного проекта предполагает несколько этапов в решении учебной задачи: определение цели и объекта проектирования; анализ проблемы, определение метода ее решения и направления решения; применения метода сечений для определения внутренних силовых факторов, возникающих в поперечных сечениях заданной балки, построение их эпюр; выбор оптимального варианта поперечного сечения балки, исходя из проектного расчета на прочность и требований экономичности; оформление графической части работы — чертежа подобранного поперечного сечения с указанием его размеров. Формами взаимодействия в процессе решения проектной задачи выступают: групповая, парная, индивидуальная.

При реализации учебных проектов меняются роли преподавателя и студента. Преподаватель уже не является носителем единственно верного «истинного» знания, а выступает как организатор, помощник, консультант, который мотивирует, наблюдает, направляет, организует и контролирует. Студент в свою очередь становится активным субъектом своей деятельности, в процессе которой проводит сбор и анализ информации, вступает в межличностное взаимодействие, осуществляет процесс планирования, оценивает ресурсы, выполняет действия, осуществляет текущий самоконтроль, готовит и проводит презентацию проекта.

В качестве основной формы организации учебной деятельности в процессе формирования компонентов готовности студентов к организационно-управленческой деятельности мы использовали работу малыми группами. Работая в малых группах, студенты самостоятельно выполняли задачи, упражнения, учились работать с различными источниками информации, анализировать их, отстаивать свое мнение, организовывать совместную деятельность.

Рассмотренные методы и формы организации обучения способствуют формированию у студентов умения планировать и организовывать свою деятельность и деятельность других, работать в коллективе (малых группах), принимать обоснованные решения в различных ситуациях, проявлять активность и самостоятельность и др. Таким образом, использование описанных выше методов в процессе обучения в вузе является неотъемлемым условием успешности формирования у студентов целостной готовности к организационно-управленческой деятельности.


Литература:

  1. Бажанов В. А. Наука как самопознающая система / В. А. Бажанов. — Казань: КГУ, 1991. — 182 с.

  2. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. Пособие для студ. Учреждений среднего профессионального образования/ Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): организационно-управленческой деятельности, деятельности студентов, готовности студентов, готовности студентов вуза, формирования готовности студентов, познавательной деятельности студентов, учебно-познавательной деятельности студентов, компонентов готовности студентов, профессиональной деятельности, деятельность студентов, самостоятельной деятельности студентов, учебной задачи, проектной учебной задачи, решения проектной учебной, характеристика готовности студентов, студентов целостной готовности, самостоятельную деятельность студентов, поперечного сечения балки, формирования готовности выпускников, мотивации учебно-познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос