Автор: Белодедова Татьяна Вячеславовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Белодедова Т. В. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 85-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3351/ (дата обращения: 17.12.2017).

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально — энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию интереса у учащихся к предмету.

Начинать урок всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление. В 5–6 классах предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли письменно в виде эссе. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому,что…». На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, укрепляется иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Известно, что к мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н. э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний. Этот вопрос актуален и сейчас. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

  • повышает и понижает мышечный тонус;

  • стимулирует появление эмоций;

  • улучшает вербальные и арифметические способности;

  • стимулирует процессы восприятия и памяти

  • активизирует творческое мышление;

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната” Л. Бетховена, «Времена года” П. И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия” С. Рахманинова и «Бал” симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод” Д. Шостаковича.


Литература:

  1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. — М.: Росток, 1985.

  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.

  3. Рылькова В. А. Проблема духовности в современной педагогике и музыкальное искусство //Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. научных трудов / Под ред. проф. В. П. Симонова. -М., 2001. — Вып. 2 — С.64–67.

Основные термины (генерируются автоматически): нервное напряжение, пользу здоровью учащихся, уроках музыки, уроках русского языка, энергетического тонуса учащихся, уроках немецкого языка, уроках физической культуры, Актуальные задачи педагогики, снятию нервно-психических перегрузок, Издательство Молодой ученый, восстановлению положительного эмоционально, повышения умственной работоспособности, мышечного статического напряжения, организации уроки музыки, ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, аспект воздействия музыки, элементы дыхательной гимнастики, Белодедова Татьяна Вячеславовна, фонопедические упражнения Емельянова, египетский жpец Шебyт-м-Мyт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос