Ключевые слова: воспитание, патриотизм, семья, культура, культурные ценности, традиции, художественная отделка (обработка), оружейное дело, морально-этические ценности.
На Кавказе кинжал — не только оружие
На Кавказе кинжал — это Культура
(из фильма Н. Михалкова «Двенадцать»)
Демократические преобразования в России неразрывно связаны с совершенствованием работы по нравственному воспитанию, изменением взглядов на морально-этические ценности. Важнейшим из них является патриотизм, уходящий корнями в историю, культуру, экономику, политику конкретного народа и государства.
Патриотизм — это прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне. Вопрос о патриотизме является сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность — это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный гуманных человеческих свойств. Чтобы любить свое Отечество, надо любить, и свой народ, и свою культуру, свои традиции и обычаи.
В качестве общих задач патриотического воспитания учащейся молодежи выделяются следующие: формирование у граждан России убежденности в преданности многонациональному и многоконфессиональному государству, гордость за Родину; воспитание любви к Отечеству Российской Федерации и ее многонациональному народу; воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области, национальному округу); воспитание чувства и сознания дружбы народов РФ; формирование уважительного отношения к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству [1].
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. При этом учитываются опыт и достижение прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества [2].
Особую роль в решении проблемы патриотического воспитания играет семья, обладающая уникальными возможностями передавать наглядно сложившиеся традиции и культурные ценности своего народа, вызывать чувство сопричастности к делам предков, способствовать формированию чувства патриотизма.
Статья посвящена патриотическому воспитанию молодежи на традициях оружейного дела в селении Харбук Республики Дагестан.
Изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Горцы не расставались со своим оружием, являвшимся неотъемлемой частью национального костюма, служившего предметом гордости, престижа, высоко ценили его и не жалели средств на художественную отделку.
Особенно ценилось по всему Кавказу тонкое искусство оружейников Дагестана. Изготовление оружия тесно связано с историей и военизированным бытом этого края. Раннего оружия сохранилось немного. Главным образом мы встречаем кинжалы XIX-XX вв. Сохранялось оружие плохо, им продолжало пользоваться несколько поколений, оно изнашивалось, ломалось, из-за недостатка сырья нередко переделывалось в новое изделие.
Наиболее традиционным холодным кавказским оружием является кинжал, использовавшийся так же и в качестве предмета домашнего обихода, для различных хозяйственных нужд — рубки хвороста, разделки туши и т. д. Свадьба, рождение сына, различные сезонные праздники — наступление весны, день вывода плуга — непременно сопровождались соревнованиями в джигитовке, стрельбе, танцами, во время которых было принято демонстрировать ловкость, сноровку, умение виртуозно владеть оружием (пр., было принято танцевать с клинком в зубах).
По свидетельству жителей селения Харбук, бытовал обычай: на свадьбе гости сдавали свои клинки хозяину на хранение до конца торжества. Юноша, проявивший на празднике несдержанность в поведении или невоздержанность в питье, лишался возможности вернуть оружие, что было равносильно позору (самому страшному наказанию из всех возможных) [3].
В старину в селении Харбук новорождённому мальчику дарили кинжал со словами: «Кто сумеет защитить свой дом, тот сумеет защитить свою Родину». «Кинжал не снимался никогда, даже дома, сняв черкеску, горец опоясывает себя ремнём с кинжалом поверх бешмета. Собираясь в путь, горец затыкает сзади за пояс пистолет, и набрасывает за плечо винтовку, завернутую в чехол. Каждый оборванный горец, сложив руки на крест или взявшись за рукоять кинжала, или опершись на ружье, стоял так гордо, будто был властелином вселенной» [4].
Высоко ценилось и поддерживалось искусство изготовления уникальных предметов в царской России: до революции 1917 года в селении функционировала артель, производившая изделия для привилегированных особ, существовавшая по указу и на средства императорского двора. В Харбуке помнят мастера, получившего за свой кинжал вознаграждение в размере трёх рублей от Николая 2-го за личной подписью императора. Так же рассказывают о мастере, получившем правительственную награду в 1947 году за лучший нож, изготовленный в знак дружбы для подарка испанским пионерам (на тот момент мастер учился в 7-м классе). Невозможно описать все многообразие конструкций и идей, применяемых мастерами в своих работах. Этот факт становится ещё более удивительным, если упомянуть о практически полной изоляции местных мастеров от остального мира, то есть все идеи и новшества в изготовлении оружия возникали в процессе поиска, без вмешательства извне. Исходя из требований заказчика, изготавливались ножи с разными видами лезвий и углами заточки: для городского жителя делались небольшие ножи, для пастухов двухпредметные большие.
Харбукские складные ножи известны не только в Дагестане, но и далеко за его границами, и зарекомендовали себя как качественный недорогой инструмент ручной работы. Поработав таким ножом, вам еще долго не захочется выпускать его из рук: лезвия обладают высокой прочностью в сочетании с необычайной гибкостью и остротой так, что можно побриться, легко постругать гвоздь и после этого без проблем нарезать бумагу [5].
Каждый мастер с годами во время изготовления ножей отрабатывает собственные технологические приемы работы, используя при этом совершенно уникальные инструменты собственного изготовления. Они стараются передавать свое мастерство детям, обучая их секретам оружейного дела с детства. Секреты мастерства бережно хранятся в каждой семье и передаются из поколения в поколение.
В современном Харбуке оружейное дело не прекратило своего существования. Даже для женщин ковка и литьё — обычное дело. Их клинкам знают цену не только кавказские мужчины — наши сабли статья экспорта. С послевоенных лет ремесло передаётся не только от отца к сыну, но и к дочери. Кузнечное дело девочки осваивают уже с 7-летнего возраста. Визитная карточка мастериц — булатная сталь. Клинки изготавливаются по старинной технологии, которые были унаследованы от предков, в том числе от мамы и бабушки. Каждое изделие мастерицы проверяют собственноручно [6]. На сегодняшний день наиболее известными мастерицами села Харбук являются Рукият Ильясова и Джавгарат Магомедкадиева. Рукият Ильясова в семейной мастерской трудится наравне с мужем Абдулкадыром. Коня на скаку остановить она не пробовала, а вот горячий металл превращать в серп, подкову и даже кинжал у нее получается мастерски. В детстве Рукият помогала отцу в кузнице, сегодня секретами, казалось бы, неженской профессии делится с дочерью Кистаман.
Любимое занятие Джавгарат Магомедкадиевой — художественная обработка металла. В искусных руках мастерицы рождаются затейливые узоры орнамента. Ее работы были представлены на различных выставках. Кузнечное дело Джавгарат освоила еще в 10-летнем возрасте, а уже в 8-м классе сделала первый булатный клинок. На протяжении уже 30 лет ее любимое занятие — ковка холодного оружия. В тандеме с мужем она отвечает за творческую часть работы [7].
Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем утверждать что, обращение к народным истокам и их ценностям, целенаправленное и планомерное приобщение молодежи к ним формирует патриотическую позицию и гражданскую ответственность молодежи.
Литература:
- Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг. от 19.07.2005. г. за № 130, (НТЦС)
- Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы от 6. 10. 2011г. за № 795, (НТЦС)
- Харбукцы: история и культура. АЗОТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер». — Махачкала, 1997.
- http://www.kizlyar.ru.
- http://bladeist.ru.
- http://kavkazskoe oruzie.narod.
- http://www.ntv.ru.novosti (Железные леди освоили кузнечное дело).