Библиографическое описание:

Суетин М. И. Изучение орхидей в школьном курсе биологии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 83-84.

Комнатные растения составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Используя комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса ботаники, можно формировать многие биологические понятия. Все цветы завораживают. Но орхидеи — это нечто волшебное и мистическое! Они все разные! Цвет, форма, рисунок лепестков, собранность в группы или отдельные цветы — все это разное настроение и образы этих цветов. Выращивание орхидей в школе несёт не только эстетическую и воспитательную, но и образовательную роль. Многие из них могут служить наглядным пособием на уроках ботаники, общей биологии и даже географии, когда речь пойдет о растительности тропических и субтропических районов земного шара. По своей биологии и агротехнике орхидеи сильно отличаются от других комнатных растений. Основным отличием орхидей от большинства хорошо известных цветоводам растений является их эпифитный образ жизни. Итак, прежде всего в школьном курсе биологии уместно изучать анатомию орхидей (для 6 и 7 классов): цветоводы обычно подразделяют орхидеи всего на две большие группы, которые выделены на основании особенностей ветвления растений. Моноподиальные орхидеи: у этих растений верхушечная почка сохраняется на протяжении всей жизни побега, который благодаря этому обладает неограниченным ростом в длину. В качестве примера можно использовать розеточные формы например, фаленопсис. Соцветия и боковые побеги у моноподиальных орхидей образуются из боковых почек, закладывающихся в пазухах листьев. Симподиальные орхидеи: от представителей первой группы эти растения отличаются тем, что после достижения побегом определенной величины верхушечная почка отмирает или превращается в соцветие. У симподиальных орхидей стебли, как правило, сильно утолщены и превращены в стеблевые клубни которые по устоявшейся традиции называют бульбами. У орхидей, не имеющих бульб, функции запасающих органов выполняют мясистые листья (фаленопсис) или сочные стебли. У эпифитных орхидей листья, как правило, грубые, покрытые плотной кожицей. Обучение с 9 по 11 классы предполагает изучения следующих тем: «Эволюционное учение», «Адаптации», «Приспособленность организмов к среде обитания», «Изменчивость». В процессе их изучения я бы также рекомендовал использовать следующие материалы: большинство людей знакомы с деятельностью Чарльза Дарвина и с его знаменитым путешествием в Южную Америку. Он сделал свои наиболее важные открытия на Галапагосских островах, где каждый из 20 островов обладал своим уникальным набором видов, идеально адаптированных для проживания в тех условиях. Но мало кто знает об экспериментах Дарвина после того, как он вернулся в Англию. Некоторые из них были сосредоточены на орхидеях. В процессе выращивания и изучения нескольких видов орхидей, он понял, что сложные цветки орхидей — это адаптация, позволяющая цветам привлекать насекомых, которые затем переносят пыльцу на соседние растения. Каждое насекомое специально предназначено для опыления одного типа орхидеи. Взять, к примеру, орхидею Вифлеемская звезда (Angraecum sesquipedale), нектар в которой хранится на глубине 30 сантиметров. Дарвин предугадал, что обязательно должно быть насекомое, которое опыляет этот вид орхидеи. Конечно, в 1903 году, ученые открыли вид под названием сумеречная бабочка, обладающая длинным хоботком, который может дотянуться до нектара этого вида орхидеи. Дарвин использовал данные, которые он собрал об орхидеях и их насекомых опылителях для укрепления своей теории естественного отбора. Он утверждал, что перекрестно опыляемые орхидеи более жизнеспособны, чем самоопыляемые, поскольку самоопыление снижает генетическое разнообразие, что, в конечном итоге, оказывает прямое воздействие на выживаемость вида. Так, три года спустя, после того, как он впервые описал естественный отбор в «О происхождении видов», Дарвин провел еще несколько экспериментов на цветах и укрепил свои утверждения о рамках эволюции. Большинство приспособлений, выработанных у орхидей в процессе эволюции, позволяют им успешно противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Плотные покровные ткани, утолщенные листья и стебли, превращенные в резервуары питательных веществ и воды, более или менее продолжительные периоды покоя — все это направлено к одной цели: сохранению того малого количества жизненных благ, которые этим растениям удается получить в непростых условиях эпифитного образа жизни. Надземная часть орхидей является лишь потребителем воды и минеральных солей, которые растению сначала нужно добыть. Эту работу выполняет корневая система. Она поглощает питательные вещества и воду из окружающей среды и обеспечивает их транспортировку к надземным органам — листьям, стеблям, цветкам; надежно закрепляет растение в почве или на опоре, что особенно важно для эпифитов, подверженных воздействию сильных ветров и тропических ливней.6 класс (тема «Корень»): ученики изучая корневую систему фаленопсиса делают выводы, что: корни глубоко внедряются в почву, надежно закрепляя растение, а из почвенного раствора, окружающего их, с помощью корневых волосков поглощает все необходимые растению минеральные соли и воду. Для орхидей такое приспособление неприемлемо. Ведь там, где они обитают, почвы в обычном понимании этого слова практически нет. Более того, нежные корневые волоски с их тончайшей оболочкой, приспособленной для беспрепятственного проникновения веществ из почвы, будут немедленно высушены беспощадным тропическим солнцем и ветром. Поэтому корневая система орхидей состоит из множества придаточных корней, покрытых слоем опробковевшей ткани, которая называется веламеном. Именно благодаря веламену, состоящему из пустотелых клеток с тонкими, опробковевшими оболочками, орхидеям удается решить задачи водоснабжения и питания. В развитии корневой системы большинства видов орхидей обычно четко прослеживаются три основные стадии: первая — образование и рост молодых корней, которые внедряются в субстрат или прикрепляются к нему; вторая — ветвление прошлогодних или двулетних корней, что дополнительно увеличивает поверхность корневой системы и усиливает поглощение питательных веществ и воды, необходимых для роста; третья — отмирание наиболее старых корней. Темы «Цветок», «Соцветия»: венчик орхидей имеет изысканно неожиданные расцветки, прихотливые контуры лепестков. Но с точки зрения природы цветы орхидей — не более чем предельно специализированные и доведенные до полного совершенства устройства, которые обеспечивают опыление и продолжение рода. Они могут быть одиночными или собранными в колосовидные и кистевидные соцветия, которые в длину достигают иногда нескольких метров и несут более сотни цветков. Околоцветник у орхидей двойной, трехчленный. Он состоит из наружного и внутреннего кругов. Три листочка наружного круга, или чашелистики — сепалии, у большинства орхидей одинаковы по размеру и форме. Иногда они срастаются, образуя так называемый шлем. Из трех листочков внутреннего круга два более или менее похожи на листочки наружного круга и являются лепестками — петалиями. Третий же листочек — губа — сильно отличается от остальных формой и окраской. Она бывает трубчатой, чашевидной, шлемовидной, мешковидной и т. д.; может быть подвижной, свободно качающейся вверх и вниз. Орхидея — элитный цветок, цветок богемы и аристократии, цветок настоящих творцов: поэтов, музыкантов и художников. В настоящее время довольно много неприхотливых видов орхидей, которые можно выращивать в школе, и, разумеется, использовать на уроках биологии.


Литература:

  1. Дэвид П. Бэнкс. Орхидеи в вашем доме. — М. Издательство: Кладезь-Букс 2011

  2. Еленевский А. Г., Соловьева М. П. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. — М. Издательство: Академия, 2006.

  3. Коломейцева Г. Л., Герасимов С. О. Орхидеи. — М. 2012.

  4. http://orchid.city.tomsk.net/biology.html

Основные термины (генерируются автоматически): видов орхидей, симподиальных орхидей стебли, эпифитных орхидей листья, школьном курсе биологии, Основным отличием орхидей, Изучение орхидей, Выращивание орхидей, сложные цветки орхидей, большинства орхидей одинаковы, нескольких видов орхидей, корневая система орхидей, анатомию орхидей, моноподиальных орхидей, большинства видов орхидей, Надземная часть орхидей, неприхотливых видов орхидей, природы цветы орхидей, орхидей двойной, венчик орхидей, агротехнике орхидеи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос